Как живет простой народ в кении. «В Африке считается нормальным назначить рабочую встречу в шесть утра Как живут простые люди в кении

Менеджер по онлайн-маркетингу Олеся Леонтьева уже почти год живёт в столице Кении — Найроби, куда уехала вслед за мужем. По нашей просьбе она рассказала о стоимости жизни в африканской стране.

Мой муж — инженер в сфере строительства. После нескольких лет московской карьеры и получения степени МВА он задумался о переезде. Внезапно ему предложили место в интересном проекте в Найроби. К слову, столица Кении сейчас испытывает небывалый строительный бум.

Предложение было финансово выгодным: предлагаемый доход превышал наши две московские зарплаты на текущий момент. Даже с учётом того, что я не буду работать в Кении, мы оставались в плюсе. Компания предоставила подъёмные в размере месячного заработка, оплатила нам двоим медицинскую страховку и абонементы в спортзал, а также обязалась возмещать раз в год стоимость перелёта на родину. Расходы на жильё и машину ложились на нас.

Конечно, нам было страшно. Но мы решили позволить себе это приключение. Не каждый день выпадает шанс так круто поменять жизнь, и нам точно будет, о чем рассказать детям.

К переезду мы готовились месяца три. Больше всего нас волновал вопрос безопасности. За Найроби закрепилось международное прозвище Nairobbery — от Nairobi и robbery (грабёж). А страшилки из сети подпитывали страхи.

Муж улетел первым «на разведку» накануне прошлого Нового года, а я присоединилась к нему в марте. Начитавшись форумов, мы снаряжали его, точно на необитаемый остров, населённый опасными дикарями: потайная сумка, распечатка с экстренными номерами телефонов, зажигалка (вдруг придётся готовить пищу на костре?), мультитул, старый телефон (чтобы не жалко было отдать грабителям) и т.д. Но путешествие прошло спокойно.

Жильё

Аренда

Снять квартиру в Найроби непросто. Как и в Москве, для поиска жилья есть специализированные сайты или группы на Фейсбуке. Но местные риелторы очень ленивые и будто бы вообще не заинтересованы в заработке. Из 10 специалистов тебе перезванивают 1-2. Только сравните это с московскими риелторами, от которых сложно отвязаться ещё пару месяцев после сделки. Из плюсов: в отличие от России, комиссия за аренду ложится на арендодателя.

Цены на жильё показались космическими даже после Москвы. Приличные варианты начинаются от $800 (47 200 рублей) в месяц. Справедливости ради замечу, что за эту сумму вы получаете прекрасные апартаменты площадью около 100 метров с потолками 3-4 метра и террасой. Приличных вариантов меньшей площади нет.

Мы выбирали квартиру основательно. Казалось, нашли отличный вариант, подписали договор, внесли предоплату, но в первый вечер обнаружили, что спать на новом месте совершенно невозможно. За окном была канава, и после дождя населявшие её лягушки и цикады устраивали такой концерт, что создавалось ощущение, будто прямо над тобой проезжает локомотив. Повезло, что нам вернули деньги!

Экономить на жилье не рекомендуется, иначе неприятных сюрпризов не избежать. Стоимость квартиры определяется благополучием района, а на безопасности в Кении лучше не экономить. Рядом с дешёвым домом могут обнаружиться трущобы, либо через день у вас будут перебои электричества или воды. Более дорогие варианты предполагают бассейн на территории, зону для прогулок, тренажёрный зал, центральное газоснабжение, обслуживание апартаментов, мебель.

В Москве мы снимали небольшую однокомнатную квартиру на севере города. Это был достаточно скромный вариант, который обходился нам в 30 000 рублей ежемесячно.

Коммунальные услуги

В Найроби в стоимость жилья не включены расходы на коммунальные услуги, которые дороже, чем в России. В Москве мы оплачивали электроэнергию и воду по счётчикам (в среднем 2 000 рублей), остальные коммунальные расходы ложились на арендодателя.

Здесь также стоят счётчики, но средний счёт за воду и электричество у нас составляет порядка $80 (4 720 рублей). За охрану и уборку территории платит арендодатель — это около $100 (5 900 рублей). Центрального газоснабжения в большинстве домов нет, выручают газовые баллоны. Заправить баллон на 13 кг выйдет около $20 (1 180 рублей).

Транспорт

Личный автомобиль

Гулять по улицам Найроби крайне небезопасно. Даже местные нередко попадают в неприятные ситуации, потому как процент нищего населения очень высокий. Да и практически полное отсутствие тротуаров, обочины, которые после дождя (а они в Кении не редкость) превращаются в глиняные бассейны, не располагают к променаду. Так что передвигаться лучше «на колёсах», даже если речь идет о расстоянии в километр.

Машина — основное средство передвижения для более-менее обеспеченного населения. Трафик в Найроби очень напряжённый, а дороги — совершенно убитые. Мы не рискнули купить машину с местным пробегом, а выбрали автомобиль с пробегом исключительно по Японии (оттуда импортируется большинство автомобилей).

Дорожная полиция не такая строгая, как у нас, за небольшую взятку можно даже ездить без страховок, ТО или прав. Однако при ДТП проблем не избежать. В целом, надлежащее обслуживание автомобиля примерно в 1,5 раза дороже, чем в России.

На родине мы тратили на бензин примерно 3 000 рублей в месяц (средняя цена бензина в Москве — 40 рублей за литр). В Кении литр бензина стоит $1 (59 рублей), причём он доступен только одного вида (нет «наших» вариантов 96 или 98), альтернатива — только дизель.

Общественный транспорт и такси

Городской транспорт в Найроби представлен маршрутками (они называются «матату», стоимость проезда — 30 рублей), автобусами и мототакси (бода-бода). Ими пользуются местные, остальные предпочитают личные автомобили и такси.

Служба такси хорошо развита, есть даже Uber. 15-ти минутная поездка по городу будет стоить 200 рублей.

Одна поездка на метро или наземном транспорте в Москве обойдётся в 36 рублей. Тем, кто постоянно пользуется общественным транспортом, выгоднее покупать проездной на месяц — 60 поездок за 1 765 рублей или безлимитный за 2 075 рублей. 15-минутная поездка на такси Uber, Gett или «Яндекс.Такси» будет стоить 200-250 рублей.

Продукты

В Найроби есть несколько сетевых супермаркетов: местный Nakkumat, который сейчас на грани банкротства, индийский Foodplus и французский Carrefour. Плюс сети специализированных магазинов с овощами, рыбой, выпечкой, продуктами здорового питания и т.д. Самые демократичные цены в Carrefour, там широкий ассортимент товаров для дома и импортных продуктов. Даже при бережном отношении к деньгам на недельную закупку продуктов мы тратим около 10 000 рублей.

Самые дорогие позиции в чеке — рыба, сыры и сладости. Самые дешёвые — фрукты и овощи. Но разочарую вас: несмотря на тёплый климат, ассортимент фруктов тут скромнее, чем в московском сетевом магазине. Не хватает наших персиков, слив, ароматных дынь и арбузов (здесь они есть, но не такие вкусные), черешни, хурмы. Выбор кисломолочных продуктов тоже скудный.

Что совсем удивительно — качественных кенийских чаёв или кофе на прилавках тоже нет. Доступен только пакетированный чай плохого качества, а чтобы насладиться настоящим качественным напитком, надо ехать на плантации, где проводятся дегустации. Вот там чай и кофе действительно выше всяких похвал!

Кафе и рестораны

В Москве мы любили выбираться на ужин в город, в любимом Starlite Diner чаще всего укладывались в 1 500 рублей. Здесь в приличном ресторане оставляем примерно 3 000 рублей (салат, основное блюдо, безалкогольный напиток и десерт). Сет роллов, суши и салата стоит 1500 рублей. Чашка американо — 150 рублей.

В Найроби популярны средиземноморская, индийская и японская кухни. Из национальных блюд чаще всего подают угали — густую кукурузную кашу с местной травой сукумой, порция стоит 600 рублей. По традиции его едят руками: из каши делают лепёшки и зачерпывают ими соус или рагу.

Местные чаще едят в уличных кафе, которые по сути состоят из пластикового столика, зонтика и пары пеньков. Стоимость обеда там, конечно, в разы ниже, но как и с жильём, на питании лучше не экономить, иначе можно отравиться некачественными продуктами.

Интернет и мобильная связь

Основной местный сотовый оператор — Safaricom. Минута разговора стоит около 60 копеек, 3 Гб интернета — 600 рублей. Изучать условия договора нужно очень внимательно, и лучше покупать пакетные тарифы, иначе оператор списывает со счёта деньги за каждый скачанный мегабайт по общему тарифу, и тысяча рублей легко может сгореть уже после десяти загруженных интернет-страниц.

Москва разбаловала нас безлимитным летающим интернетом от провайдера «Онлайм» с абонентской платой 600 рублей. Я привыкла свободно скачивать фильмы, музыку, не замечая момента соединения. Пакетный тариф мобильной связи с 3 Гб интернета в Москве стоит от 250 до 500 рублей, в зависимости от оператора.

В Кении интернет крайне дорогой и ужасно нестабильный. Мы сменили несколько провайдеров. Пока самым комфортным оказался Safaricom: подключение бесплатно, безлимитный тариф на 20 Гбит стоит 3 000 рублей. Для сравнения, крупный провайдер Faiba просит за подключение 8 000 рублей, а интернет у других провайдеров обваливается каждые 20 минут и дает фактическую скорость в несколько раз ниже заявленной.

Бытовые траты

Кения — дорогая страна, а если ты — европеец, будь готов платить за всё раза в два больше. Дешевле, чем в Москве, здесь только местные фрукты и человеческий труд. Стоимость услуг домработников, носильщиков, механиков после Москвы смешная. Например, няня на 24 часа с функционалом домработницы и кухарки обойдётся не дороже $200 (11 800 рублей) в месяц.

Всё остальное очень дорого и крайне сомнительного качества. Продукты попадаются испорченные, одежда не выдерживает и пары стирок, а относительно недорогая мебель (а-ля IKEA) через пару месяцев разваливается. Например, мы приобрели холодильник за 30 000 рублей, который через пару месяцев потёк, блендер за 1 500 рублей через месяц сломался, кровать за 10 000 рублей через полгода рассохлась.

Сейчас мы покупаем только самое необходимое и ждём поездки на родину, чтобы обновить гардероб. Распродажи местные ритейлеры не жалуют. В чёрную пятницу, например, каждый магазин даёт скидку лишь на пару товаров и редко больше 15%. Электронная коммерция практически отсутствует. Посылки из зарубежных интернет-магазинов плутают по стране и нередко теряются. Плюс ни у кого нет личных почтовых адресов — нужно арендовать ячейку.

Брендовой одежды как таковой в Кении нет. Местный рынок ориентирован на индийского потребителя: золото, стразы, люрекс и т.д. Из более-менее универсальных магазинов я нашла Waikiki (аналог Terranova) и местную Zara, в торговом зале которой представлены товары исключительно этого бренда, хотя на вывеске об этом ни слова.

Развлечения

На развлечения мы тратим немного, здесь нет стольких соблазнов, как в Москве. На выходных, как и большинство, гуляем в местном парке или отправляемся в торговый центр, где есть кафе и рестораны (правда почти везде одни и те же), детские площадки и кинотеатры. Билет в кино на вечерний сеанс — 400 рублей, средняя порция попкорна — всего 60 рублей. Для сравнения: на родине сходить в кино можно за те же 400 рублей, но вот на попкорн придётся потратить около 300 рублей.

Кения прекрасна природой — туристы со всего мира приезжают сюда на сафари. В часе езды от нас — ферма с жирафами. Самый популярный парк Karura Forest— платный. Цена билета зависит от наличия местного документа. У нас его нет, и мы платим примерно 600 рублей (вход за двоих и въезд на машине). Есть и бесплатные парки, но в них небезопасно, как и на улицах.

Выводы:

Жизнь в Африке дорогая, и кенийские цены — ещё не предел. При этом многие экспаты, с которыми я познакомилась, живут здесь уже более пяти лет и не планируют возвращаться на родину. Для европейцев жизнь здесь очень комфортная. Много солнца, комфортный климат с почти круглогодичным летом, потрясающая природа, размеренность и отсутствие стресса. Трогает особое отношение местного населения: тебе готовы помочь.

Сравним стоимость жизни в Найроби и Москве. Для примера возьмём аренду квартиры с оплатой коммунальных услуг, 60 поездок на общественном транспорте и поездка на такси два раза в неделю, покупка продуктовой корзины три раза в неделю, хороший ужин в кафе два раза в неделю, ежемесячные платежи за интернет и мобильную связь и поход в кино с попкорном два раза в месяц. Получаем:

Найроби: 98 000 рублей.

Москва: 55 448 рублей.

Зарплата

У местного населения очень низкие зарплаты: обслуживающий персонал получает 5-6 тысяч рублей в месяц, офисные сотрудники — около $200 (11 800 рублей). Предел дохода местного менеджера — $1 000 (59 000 рублей). У экспатов же, которых активно переманивают на руководящие позиции, доходы минимум в 2-3 раза выше.

Средняя зарплата в Москве, согласно последним данным Росстата, составляет 69 847 рублей.

Сижу я себе, значит, никого не трогаю. Вдруг звонок: «Поедешь?» А почему бы и не поехать, это же Кения. К тому же, судя по информации в интернете, не самая плохая африканская страна. Об Африке вообще много стереотипов. Про Эболу ведь все слышали. Да еще и Сомали рядом. Но только Африка - это такой огромный континент, где живет миллиард людей, и который по площади больше, чем Европа, раза в три. Так что Африка Африке рознь. Что касается Кении, здесь довольно неплохо, особенно в столице - Найроби. Туда-то мы и направились. До этой поездки я уже был в соседней Танзании и жил там почти месяц, так что ничего особенно нового я увидеть не ожидал. Тем более, поездки в обоих случаях были деловые, а с приключениями они всегда ассоциируются мало. Но кругозор расширяют.



Почему? Да потому что почти никто туда просто так не едет. Либо в командировку, либо на сафари. Вот только те товарищи, которые туда на сафари летят, не сильно любят делиться впечатлениями. Все-таки, лишняя публичность им ни к чему, да и кто сможет по достоинству оценить, что ты из снайперской винтовки с километра слона завалил, а еще и буйвола, носорожку, лёву, леопарда и других неведомых зверушек, которых тебе за соответствующую сумму денежек дадут завалить.


Сразу же за этим постом будет пост о Танзании, так что некоторые вещи я скажу здесь, а другие - в следующем посте, чтобы не повторяться. Кения и Танзания очень похожи: и там, и там живет примерно по пятьдесят миллионов человек, из которых примерно по три миллиона в столице с пригородами. При этом центр в столице очень маленький, и достопримечательностей в нем почти нет, зато небоскребов достаточно, и с первого взгляда не скажешь, что это та Африка, о которой мы все привыкли слышать.


Сойдя с самолета в десять вечера, я ожидал прочувствовать всю прелесть ночной тропической парилки, но ничего подобного. По ощущениям, температура была примерно 18-20 градусов, и никакой повышенной влажности. Возможно, все дело в том, что Найроби находится на высоте 1800 метров над уровнем моря.


На следующий день нам устроили небольшую экскурсию по городу. Гулять по улицам не рекомендовали, а особенно выходить после захода солнца. Со вторым советом я согласился, а вот с первым - нет. Утром я вышел погулять и практически обошел весь центр пешком. Правда, ни одного белого я так и не увидел. Как нам потом сказал наш водитель, они есть, правда перемещаются они по городу в машинах. Почему в Африке особенное отношение к белым, читайте в следующем посте.


Центр очень загазованный с огромным количеством траффика и пробок. Причина в том, что машин из Японии привозят чуть ли не десять тысяч каждый месяц, а дороги какие были тридцать лет назад, такие и остались. Причем, машины - почти все тойоты белого цвета, праворульные. Движение здесь левостороннее.


Наткнулись на какую-то демонстрацию в центре.



Одежда у народа незамысловатая. У мужчин костюмы.



У женщин всегда что-то очень цветастое и нарядное. На этой фотографии даже пришлось насыщенность далеко в минус выкручивать, чтобы цвета так не резали глаз.



Кстати, такой способ переноски вещей в Кении и в Танзании очень популярен.


Найроби считается коммерческим центром Кении, поэтому в центре можно увидеть очень много людей в деловой одежде, спешащих на работу.



Тем, кто на работу не успевает, предлагается воспользоваться услугами мототакси. Почему мото? Пробки.



Причем расплатиться можно сразу через мобильный телефон. В Кении не очень популярны банковские карты, зато есть отдельный счет на мобильном телефоне для оплаты товаров и услуг. Вы можете перекинуть деньги на счет продавца или таксиста, который потом пойдет в киоск мобильной связи и снимет их. Вот так здесь мобильные операторы взяли на себя роль банков в организации безналичных платежей.



Если же вы никуда не торопитесь, можно спокойно подождать автобуса и почитать прессу.



Кстати, кроме таких вот автобусиков, общественного транспорта в городе замечено не было. А местные подтверждают, что его и нет.



Поэтому вариантов немного, либо пешком, либо на собственном автомобиле, а поскольку автомобиль себе здесь могут позволить очень немногие, на улицах столько людей, что возникает ощущение, что народ расходится с каких-нибудь гуляний на главной площади.


Освободившись от дел, решаем подняться на крышу большого офисного здания, расположенного рядом с международным конференц-центром причудливой формы



А вот и это здание. В нем двадцать семь этажей, так что вид должен открываться соответствующий.



Во дворе фонтанчик и памятник прошлому президенту, отцу президента настоящего. Милая африканская демократическая монархия.



Вот так выглядит центр Найроби с высоты. Не совсем то, что ожидаешь увидеть от африканского города.



За центром в некоторых районах начинаются трущобы. Горит рынок подержанной одежды в одном из таких районов.



А вот так город выглядит снизу, на переднем плане самый большой парк в Найроби. Площади в городе нет, поэтому на праздники народ собирается в парке.



Несмотря на будний день, отдыхающих в парке хватает. Народ по-европейски валяется на травке. Только вот мусора немного больше, чем в Европе.



Атмосфера располагает к тому, чтобы предаться размышлениям о жизни и судьбе.



А судьба у африканского народа ой какая нелегкая.



Пока мы катались мимо небогатых районов, водитель рассказал нам, что студия километрах в пяти от центра стоит около 200-300 долларов в месяц. А простые работяги, как на фотографии, получают около 4 долларов в день, 50 центов из которых уходит на еду (пакет молока и булка) и 50 - на проезд.


Вот в таких местах и питаются простые кенийцы.

В мутные 1990-е годы я уже работал в Африке, только в Западной - за «три копейки» (около 600 долл./мес. «на руки» при полной оплате работодателем жилья, авиабилетов, медицины и легализации), не совсем по специальности, на большое Внешнеэкономическое объединение (ВО), пережившее перестройку и развал Союза и лишь несколько лет назад поглощенное всепроникающим Ростехом.

Помню, еще тогда мечтой каждого позднесоветского/российского техсотрудника было заключить частный контракт и перестать отдавать процентов 80-90 заработанного в «общак». Кое-кто так и поступил, но удачных примеров было немного, точнее всего один - инженер-механик нанялся за 1500 долл./мес. к немцам на драгу, занимавшуюся углублением русел рек. Где и как он жил, что делал на работе - никто из наших не видел, но периодически этот человек приезжал к нам на старом внедорожном «Ниссане», кажется «Патроле», и уже одна его свобода передвижения вызывала у всех восторг. Все остальные истории частного найма, как правило завязанные на русскоязычных негров-выпускников советских вузов, кончались однозначным кидаловом, так что бедолагам приходилось отдавать последние заработанные в совковом ВО деньги на то, чтобы свалить с Черного континента.

С тех пор много чего произошло, я сумел съехать с исторической родины, ставшей «незалежной», и даже легально обосноваться в ближнем Подмосковье с российским гражданством, регистрацией и заработком где-то под 2,5 тыс. долл./мес. Однако эта самая «незалежная» со своими гиморами и раздраями опять таки догнала меня, теперь уже в виде последствий для РФ поддержки Западом «майданутых» в виде антироссийских санкций, выразившихся в двукратном падении курса рубля и, соответственно, моих реальных доходов. Тут еще пошло на работе резкое «закручивание гаек» на фоне «происков мирового империализма», и уже и банальная поездка в Тай не только получилась небюджетной, но и стала рассматриваться почти как попытка предательства, хотя допуска к гостайне у меня отродясь не было. Ну и в конец обнаглели подмосковная полиция, почуяв, что в период обострения противостояния с внешним миром им все сойдет с рук - опять даже гаишный жезл стал вызывать «ёк-ёк», как при Совке… В общем банально встал впрос, а не пора ли опять что-то менять…

Спасибо судьбе, в Тай я все-таки опять в декабре прошлого года полетел на пару недель на открытие high season, заселившись в целях экономии в весьма бюджетный 1200-батовый гест на Сой Букхао в Паттае. Кто не в курсе: это территория, свободная от пакетно-семейного руссо-туристо, где основной контингент европеоиды 45+ с акцентом на ночную жизнь и «букхалово» в массово расположенных поблизости клубах и барах. При том, что цены на жилье в районе Букхао демократичны, «живой товар» там сейчас ого-го - меньше 150 долл. за ночь никто из клуба «в нумера» не идет. Так что «фаранги» (с тайского - «белые») спускают в этой клоаке приличные деньги на девчат и спиртное, соответственно сами они люди не самые бедные.

Вот с этими небедными соседями по бару на 1 этаже геста мы и закорефанились на почве возмущений неадеватным вздорожанием развлечений в Тае в условиях общего падения числа европейских туристов, эти самые развлечения потребляющих (китацев то прибавилось в Паттайе, как в Москве на Арбате - в разы, но они-то в групповых турах со «смотрящими» с флажками и не клиенты совсем для баров).

Рассказал я им свою историю про падение рубля, упомянув, что дешевизна теперь в России для имеющих валюту ну прямо как в Африке 1990-х годов. Дальше пошло-поехало, народ тоже, как оказалось, не в галстуке в тухлых офисах там зарабатывает, тоже многие «бомбят» по миру за неслабые деньги. В итоге сошлись мы с одним коллегой тесно там на почве отрицания семейных ценностей и страсти к «шоколаду» (в смысле неевропеоидных женщин), и пообещал он узнать для меня возможности на предмет «тряхнуть стариной» в новой авфроавантюре, где сам он трудился.

На удивление, это «курортное» братание вылилось после Нового года во вполне себе конкретный e-mail с домена не самой задрищенской международной компании, где мой компаньон по ночным куражам занимал не самый последний пост в их конторе в Найроби - столице Кении. Вообще он, конечно, типично западный человек, с фобией к русским и советским, и по всей нашей переписке было видно, что сам он всей этой затеи с моим трудоустройством к ним боится едва ли не больше, чем я. Но он бывший военный и т. п., типа дело чести довести до логического конца то, что обещал. Такая вот двоякость натуры. В итоге сошлись мы на том, что прилечу я к ним туристом на 10 дней, себя показать и их на месте посмотреть, а заодно и по злачным местам города-героя Найтроббери (ник Найроби, от англ. night+robbery - «ночной грабеж») полазить.

Не заморачиваясь на деталях, скажу, что советское техническое образование - оно было и есть лучшее в мире, что я гордо и продемонстрировал своему новому знакомому и его интернациональной бригаде. Конечно, те, кто английского не знает и свой уровень квалификации не поддерживает, тем ловить на почве международного найма нечего, но если базовые знания крепкие, плюс руки не из задницы растут, и с интернетом ты дружен не только в части соцсетей - то можно быть очень даже конкурентоспособным на фоне спивающихся старых европейцев или юношей-додиков с MBA, хитроватых филиппинцев и с трудом врубающихся в технические вещи африканцев. В итоге имеем настоящий job-offer напрямую от работодателя, в составе годовой контракт, порядка 10 тыс. долл./мес. «на руки», легализация и авиаперелет туда-сюда за их счет без дополнительного багажа и без dependent (членов семьи). Работа техническая головой и руками, примерно 50% времени в Найроби, 50% по региону командировки в глубоко провинциальные места (командировочные я в сумме зарплаты учел).

В общем с апреля 2018 г. я на новом месте. Что тут и как. Климат в Найроби идеальный - днем 20-25С, нет никаких болезней (высота 1800 м - малярии нет), сейчас дожди частые, в феврале когда в «турпоездку» ознакомительную летал - вообще сухо было и солнечно. По региону я пока только в Уганде был, там, конечно, беднее, но климат тоже ничего - кондей не включал.

В Найроби огромное количество белых и индусов, в приличных магазинах - моллах их едва ли не половина среди покупателей. Из еды есть все необходимое в большом ассортименте, цены раза в 2 выше российских.

Автомобиль можно купить и даже по российским правам тут кататься (формально - 3 месяца с момента въезда, но при моем графике региональных командировок значит всегда). Лет 10 «Тойота-Премио» с пробегом тысяч 100 км можно взять за 10-15 тыс. долл. Но я пока не брал - есть Убер, он легальный (не как в Тае) и стоит очень дешево - в аэропорт 10 долл. (такси просят 20 за этот маршрут). Бензин 1 долл за литр, есть на заправках всегда и даже его не бодяжат.

Безопасность, конечно, в Найроби - это особая песнь. Днем много белых даже пешком по улицам ходят, но тут надо знать, где можно, а где нельзя. Город поделен негласно на зоны приличных районов и трущоб, в последние ни-ни - голову отвинтят только так. Иногда между трущобой и элитными особняками метров 100 всего, например на севере между ооновским комлексом и бидонвиллями на Nothern Bypass. Но эта граница строго соблюдается. Дажа в конце прошлого года на фоне выборов люди разных племен бились насмерть в трущобах, но эти побоища на соседние районы не распространялись. Есть еще Central Business District - CBD, где селятся идиоты-бэкпкеры. Там грабежи туристов и вообще прохожих каждий день, причем налетают бандой человек 10, валют на землю и не только все отбирают, но и одежду рвут - каждый налетчик для получения своей доли должен боссу клок одежды ограбленного показать.

Белых кенийцы вообще любят, а на побережье в районе Момбасы - так просто обожают. Девчата в барах вешаются на шею сразу сами, как только белого увидят. Цены на них ну совсем не тайские - 20 долл. в Момбасе, 40 - в Найроби за ночь (в Уганде вообще 12 долл. нормально).

У кенийцев при этом очень мощный средний класс, доходы которого сопоставимы с обеспеченными жителями московского региона. Чиновники средней руки 1-2 тыс. долл./мес., водитель маршрутки - 500 долл. А вот врачи тут вообще запредельно получают - выпускникам медвузов меньше 1800 долл./мес. платить по закону нельзя, при этом они в провинцию ехать не хотят - туда сейчас кубинцев наняли, причем ставка возмещения (то, что Минздрав Кении заплатит Минздраву Кубы) - 8 тыс. долл./мес., даже не знаю, сколько самим кубинским врачам перепадет - наверное, как нам в совковом ВО - процентов 10 в лучшем случае.

Ресторанов в Найроби огромное множество, цены там раза в 1,5 больше московских, но качество блюд не ниже точно. Есть любая кухня, китайских с 20-ку, тайских штук 5 точно видел, только русских пельменей с блинами нет.

Да, русскую речь тут слышно часто, много русскоязычных ооновцев, есть посольства РФ и Украины, тетки замужем за негритосами, всякие контрактники типа меня.

Квартиру я снял на паях с филиппинцем в новом кондо, с тремя спальнями и огромной гостинной-холлом. Есть запас воды и дизель-генератор, бассейн (он на фиг не нужен - маленький и вода холодная, в домах побогаче есть подогревы), вокруг забор с колючкой и электрошокером и охрана с дубинками. 2 машиноместа на квартиру. Стоит 1700 долл./мес. плюс за воду долларов 10, за свет 100, за интернет скоростной 40 (у нас на двоих все это делится), уборка флэта раз в неделю 5 долл./раз. Самое главное - девок местных в квартиру не водить, их потом вообще никак не выгнать, они шалеют от счастья и прям руками цепляются и не уходят - чоповцы гады по 50 долл. берут за услугу выпроваживания, причем официально: вызывают из своей конторы группу оперативного реагирования (с въездных ворот охрана уйти права не имеет), и те реально дубиной девах колотят и за волосы тянут, чтоб ушли.

В общем я очень доволен сейчас, прямо можно сказать рад, что вот такой подарок мне судьба преподнесла. Дай бог всего моему доброжелателю, с коим случайно сошлись в Паттае (он, кстати, не мой прямой начальник, просто типа «начальник подразделения рядом»).

Вообще все тут в нашей конторе люди нормальные, и по работе говорят мне только хорошее - может так принято у них, но я и сам пока поводов для критики не давал вроде. Да даже если завтра уволят меня, я уже за два месяца отложил больше, чем в России последнего времени за 2 года!

Всем удачи, и главное: под лежачий камень портвейн не течет, человек сам хозяин своей судьбы, и надо двигаться вперед, а не скулить и жаловаться на жизнь.

Мой муж - инженер в сфере строительства. После нескольких лет московской карьеры и получения степени МВА он задумался о переезде. Внезапно ему предложили место в интересном проекте в Найроби. К слову, столица Кении сейчас испытывает небывалый строительный бум.

Предложение было финансово выгодным: предлагаемый доход превышал наши две московские зарплаты на текущий момент. Даже с учётом того, что я не буду работать в Кении, мы оставались в плюсе. Компания предоставила подъёмные в размере месячного заработка, оплатила нам двоим медицинскую страховку и абонементы в спортзал, а также обязалась возмещать раз в год стоимость перелёта на родину. Расходы на жильё и машину ложились на нас.

Конечно, нам было страшно. Но мы решили позволить себе это приключение. Не каждый день выпадает шанс так круто поменять жизнь, и нам точно будет, о чем рассказать детям.

К переезду мы готовились месяца три. Больше всего нас волновал вопрос безопасности. За Найроби закрепилось международное прозвище Nairobbery - от Nairobi и robbery (грабёж). А страшилки из сети подпитывали страхи.

Муж улетел первым «на разведку» накануне прошлого Нового года, а я присоединилась к нему в марте. Начитавшись форумов, мы снаряжали его, точно на необитаемый остров, населённый опасными дикарями: потайная сумка, распечатка с экстренными номерами телефонов, зажигалка (вдруг придётся готовить пищу на костре?), мультитул, старый телефон (чтобы не жалко было отдать грабителям) и т.д. Но путешествие прошло спокойно.

Жильё

Аренда

Снять квартиру в Найроби непросто. Как и в Москве, для поиска жилья есть специализированные сайты или группы на Фейсбуке. Но местные риелторы очень ленивые и будто бы вообще не заинтересованы в заработке. Из 10 специалистов тебе перезванивают 1–2. Только сравните это с московскими риелторами, от которых сложно отвязаться ещё пару месяцев после сделки. Из плюсов: в отличие от России, комиссия за аренду ложится на арендодателя.

Цены на жильё показались космическими даже после Москвы. Приличные варианты начинаются от $800 (47 200 рублей) в месяц. Справедливости ради замечу, что за эту сумму вы получаете прекрасные апартаменты площадью около 100 метров с потолками 3–4 метра и террасой. Приличных вариантов меньшей площади нет.

Мы выбирали квартиру основательно. Казалось, нашли отличный вариант, подписали договор, внесли предоплату, но в первый вечер обнаружили, что спать на новом месте совершенно невозможно. За окном была канава, и после дождя населявшие её лягушки и цикады устраивали такой концерт, что создавалось ощущение, будто прямо над тобой проезжает локомотив. Повезло, что нам вернули деньги!

Экономить на жилье не рекомендуется, иначе неприятных сюрпризов не избежать. Стоимость квартиры определяется благополучием района, а на безопасности в Кении лучше не экономить. Рядом с дешёвым домом могут обнаружиться трущобы, либо через день у вас будут перебои электричества или воды. Более дорогие варианты предполагают бассейн на территории, зону для прогулок, тренажёрный зал, центральное газоснабжение, обслуживание апартаментов, мебель.

В Москве мы снимали небольшую однокомнатную квартиру на севере города. Это был достаточно скромный вариант, который обходился нам в 30 000 рублей ежемесячно.

Коммунальные услуги

В Найроби в стоимость жилья не включены расходы на коммунальные услуги, которые дороже, чем в России. В Москве мы оплачивали электроэнергию и воду по счётчикам (в среднем 2 000 рублей), остальные коммунальные расходы ложились на арендодателя.

Здесь также стоят счётчики, но средний счёт за воду и электричество у нас составляет порядка $80 (4 720 рублей). За охрану и уборку территории платит арендодатель - это около $100 (5 900 рублей). Центрального газоснабжения в большинстве домов нет, выручают газовые баллоны. Заправить баллон на 13 кг выйдет около $20 (1 180 рублей).

Транспорт

Личный автомобиль

Гулять по улицам Найроби крайне небезопасно. Даже местные нередко попадают в неприятные ситуации, потому как процент нищего населения очень высокий. Да и практически полное отсутствие тротуаров, обочины, которые после дождя (а они в Кении не редкость) превращаются в глиняные бассейны, не располагают к променаду. Так что передвигаться лучше «на колёсах», даже если речь идет о расстоянии в километр.

Машина - основное средство передвижения для более-менее обеспеченного населения. Трафик в Найроби очень напряжённый, а дороги - совершенно убитые. Мы не рискнули купить машину с местным пробегом, а выбрали автомобиль с пробегом исключительно по Японии (оттуда импортируется большинство автомобилей).

Дорожная полиция не такая строгая, как у нас, за небольшую взятку можно даже ездить без страховок, ТО или прав. Однако при ДТП проблем не избежать. В целом, надлежащее обслуживание автомобиля примерно в 1,5 раза дороже, чем в России.

На родине мы тратили на бензин примерно 3 000 рублей в месяц (средняя цена бензина в Москве - 40 рублей за литр). В Кении литр бензина стоит $1 (59 рублей), причём он доступен только одного вида (нет «наших» вариантов 96 или 98), альтернатива - только дизель.

Общественный транспорт и такси

Городской транспорт в Найроби представлен маршрутками (они называются «матату», стоимость проезда - 30 рублей), автобусами и мототакси (бода-бода). Ими пользуются местные, остальные предпочитают личные автомобили и такси.

Служба такси хорошо развита, есть даже Uber. 15-ти минутная поездка по городу будет стоить 200 рублей.

Одна поездка на метро или наземном транспорте в Москве обойдётся в 36 рублей. Тем, кто постоянно пользуется общественным транспортом, выгоднее покупать проездной на месяц - 60 поездок за 1 765 рублей или безлимитный за 2 075 рублей. 15-минутная поездка на такси Uber, Gett или «Яндекс.Такси» будет стоить 200–250 рублей.

Еда

Продукты

В Найроби есть несколько сетевых супермаркетов: местный Nakkumat, который сейчас на грани банкротства, индийский Foodplus и французский Carrefour. Плюс сети специализированных магазинов с овощами, рыбой, выпечкой, продуктами здорового питания и т.д. Самые демократичные цены в Carrefour, там широкий ассортимент товаров для дома и импортных продуктов. Даже при бережном отношении к деньгам на недельную закупку продуктов мы тратим около 10 000 рублей.


Самые дорогие позиции в чеке - рыба, сыры и сладости. Самые дешёвые - фрукты и овощи. Но разочарую вас: несмотря на тёплый климат, ассортимент фруктов тут скромнее, чем в московском сетевом магазине. Не хватает наших персиков, слив, ароматных дынь и арбузов (здесь они есть, но не такие вкусные), черешни, хурмы. Выбор кисломолочных продуктов тоже скудный.

Что совсем удивительно - качественных кенийских чаёв или кофе на прилавках тоже нет. Доступен только пакетированный чай плохого качества, а чтобы насладиться настоящим качественным напитком, надо ехать на плантации, где проводятся дегустации. Вот там чай и кофе действительно выше всяких похвал!

Продукты

Найроби

Москва, «Перекрёсток»

Молоко, 1 л.

80 руб.

68 руб.

Самая дешёвая рыба, 1 кг.

500 руб.

118 руб. (минтай замороженный)

Сыр Чеддер, 100 гр.

200 руб.

87,5 руб. (0,5 уп. по 200 г.)

Яйца, 15 шт.

100 руб.

75 руб. (1,5 уп. по 10 шт.)

Хлеб

100 руб.

28 руб.

Сок, 1 л.

200 руб. (свежевыжатый)

82 руб. (в пакете)

ИТОГО:

1 180 рублей

459 рублей

Кафе и рестораны

В Москве мы любили выбираться на ужин в город, в любимом Starlite Diner чаще всего укладывались в 1 500 рублей. Здесь в приличном ресторане оставляем примерно 3 000 рублей (салат, основное блюдо, безалкогольный напиток и десерт). Сет роллов, суши и салата стоит 1500 рублей. Чашка американо - 150 рублей.

В Найроби популярны средиземноморская, индийская и японская кухни. Из национальных блюд чаще всего подают угали - густую кукурузную кашу с местной травой сукумой, порция стоит 600 рублей . По традиции его едят руками: из каши делают лепёшки и зачерпывают ими соус или рагу.


Местные чаще едят в уличных кафе, которые по сути состоят из пластикового столика, зонтика и пары пеньков. Стоимость обеда там, конечно, в разы ниже, но как и с жильём, на питании лучше не экономить, иначе можно отравиться некачественными продуктами.

Интернет и мобильная связь

Основной местный сотовый оператор - Safaricom. Минута разговора стоит около 60 копеек, 3 Гб интернета - 600 рублей. Изучать условия договора нужно очень внимательно, и лучше покупать пакетные тарифы, иначе оператор списывает со счёта деньги за каждый скачанный мегабайт по общему тарифу, и тысяча рублей легко может сгореть уже после десяти загруженных интернет-страниц.

Москва разбаловала нас безлимитным летающим интернетом от провайдера «Онлайм» с абонентской платой 600 рублей. Я привыкла свободно скачивать фильмы, музыку, не замечая момента соединения. Пакетный тариф мобильной связи с 3 Гб интернета в Москве стоит от 250 до 500 рублей, в зависимости от оператора.

В Кении интернет крайне дорогой и ужасно нестабильный. Мы сменили несколько провайдеров. Пока самым комфортным оказался Safaricom: подключение бесплатно, безлимитный тариф на 20 Гбит стоит 3 000 рублей. Для сравнения, крупный провайдер Faiba просит за подключение 8 000 рублей, а интернет у других провайдеров обваливается каждые 20 минут и дает фактическую скорость в несколько раз ниже заявленной.

Бытовые траты

Кения - дорогая страна, а если ты - европеец, будь готов платить за всё раза в два больше. Дешевле, чем в Москве, здесь только местные фрукты и человеческий труд. Стоимость услуг домработников, носильщиков, механиков после Москвы смешная. Например, няня на 24 часа с функционалом домработницы и кухарки обойдётся не дороже $200 (11 800 рублей) в месяц.

Всё остальное очень дорого и крайне сомнительного качества. Продукты попадаются испорченные, одежда не выдерживает и пары стирок, а относительно недорогая мебель (а-ля IKEA) через пару месяцев разваливается. Например, мы приобрели холодильник за 30 000 рублей, который через пару месяцев потёк, блендер за 1 500 рублей через месяц сломался, кровать за 10 000 рублей через полгода рассохлась.


Сейчас мы покупаем только самое необходимое и ждём поездки на родину, чтобы обновить гардероб. Распродажи местные ритейлеры не жалуют. В чёрную пятницу, например, каждый магазин даёт скидку лишь на пару товаров и редко больше 15%. Электронная коммерция практически отсутствует. Посылки из зарубежных интернет-магазинов плутают по стране и нередко теряются. Плюс ни у кого нет личных почтовых адресов - нужно арендовать ячейку.

Брендовой одежды как таковой в Кении нет. Местный рынок ориентирован на индийского потребителя: золото, стразы, люрекс и т.д. Из более-менее универсальных магазинов я нашла Waikiki (аналог Terranova) и местную Zara, в торговом зале которой представлены товары исключительно этого бренда, хотя на вывеске об этом ни слова.

Развлечения

На развлечения мы тратим немного, здесь нет стольких соблазнов, как в Москве. На выходных, как и большинство, гуляем в местном парке или отправляемся в торговый центр, где есть кафе и рестораны (правда почти везде одни и те же), детские площадки и кинотеатры. Билет в кино на вечерний сеанс - 400 рублей, средняя порция попкорна - всего 60 рублей. Для сравнения: на родине сходить в кино можно за те же 400 рублей, но вот на попкорн придётся потратить около 300 рублей.

Кения прекрасна природой - туристы со всего мира приезжают сюда на сафари. В часе езды от нас - ферма с жирафами. Самый популярный парк Karura Forest- платный. Цена билета зависит от наличия местного документа. У нас его нет, и мы платим примерно 600 рублей (вход за двоих и въезд на машине). Есть и бесплатные парки, но в них небезопасно, как и на улицах.

Фестиваль «Drum for peace», парк Карура