Крепостные стены Константинополя - Дворцы и Крепости — LiveJournal. Золотые ворота иерусалима, константинополя, киева Золотые ворота стамбул

У этих ворот много разных названий: Ворота Белых евнухов Акагалар, ворота Счастья, Ворота Блаженства. Эти ворота считаются третьими большими воротами дворца. На протяжении 400 лет, перед этими воротами осуществляется дворцовый церемониал и пышные торжества. Эти ворота разделяли административный корпус дворца и падишахский дворцовый комплекс.

Золотые Ворота Константинополя

С южной стороны Константинопольских стен расположены легендарные Золотые Ворота, через которые некогда в город въезжали императоры – триумфаторы.

Ворота были выполнены в виде трехсводчатой мраморной триумфальной арки с крупными створками из полированной латуни (на солнце не отличишь от золота). По краям ворот стояли две башни, также облицованные мрамором. Венчала арку квадрига с бронзовыми слонами и статуя Феодосия. Т.к. открывались ворота только по очень торжественным случаям, для ежедневного использования были предназначены Малые Золотые ворота, расположенные поблизости.

После завоевания Константинополя османами за триумфальной аркой появилось три башни (1459) и, а затем - высокая стеной с башнями. Так появилась семибашенная крепость Йедикуле. В ходе строительства крепости Золотые ворота заложили кирпичом, и они утратили свое прямое назначение.

Ворота "Баб-и Селям" (Дворец Топкапы)

Вторые главные ворота в Дворец Топкапы. Это и есть начало обзора экспозиции музея.Ворота, сооружены в годы властвования султана Мехмеда 2, имели и второе название - Средние Ворота. В одной из башен ворот, сооруженных из кованого железа (1524г.), в османский период, заменяли также тюремное помещение для осужденных дворцовых особ высокого ранга.

(306- 337). Находились в XII регионе, на крайнем юго-западном (левом) фланге стен Константина. Золотые ворота Константина, названные по примеру главных ворот священного для христиан города Иерусалима, представляли собой симбиоз триумфальной арки и крепостных ворот. Трехпролетная конструкция с двумя башнями по сторонам была облицована проконесским мрамором, украшена барельефами и статуями. Наверху стояла колоссальная шестиметровая статуя Фортуны, поэтому в народе сооружение именовалось «храмом Фортуны». Створки ворот были сделаны из позолоченной бронзы с множеством накладных барельефов. Использовались Золотые ворота лишь в исключительных случаях, прежде всего для триумфальных процессий. После возведения стен Феодосия сухопутные стены Константина и их Золотые ворота потеряли свою фортификационную роль. Последний капитальный ремонт стен был проведен в 448 г. Однако городские власти продолжали поддерживать Золотые ворота Константина в хорошем состоянии вплоть до начала XIII в. Мародерство латинян, захвативших Константинополь в 1204 г., и разрушительнейшее землетрясение 1206 г. нанесли постройке непоправимый ущерб. После освобождения города в 1261 г. ворота были восстановлены; над проезжей частью появились мозаичные иконы: с фронта - Вознесение, а с тыла - Сошествие во ад. Золотые ворота стен Константина были уничтожены землетрясением 1509 г., а руины турки позже использовали как строительный материал в своих постройках. В настоящее время во дворе Стамбульского археологического музея хранится одна из голов Медузы Горгоны, вероятно, некогда украшавших фасад Золотых ворот Константина и выполнявших функции оберегов от сглаза;

2) главные ворота Константинополя в юго-западной части городской стены. Первоначально это сооружение было триумфальной аркой, возведенной императором Феодосием I Великим (379-395) между 388 и 391 гг. в честь победы над узурпатором Магном Максимом (383-388) вне стены Константина на Игнатиевой дороге. Арка имеет три пролета, перекрытые полуцилиндрическими сводами, на главном и заднем фасадах по две колонны коринфского ордера из пестрого мрамора с зеленоватыми прожилками. Колонны поддерживают второй ярус арки - ее триумфальный венец в виде фриза, охватывающего сооружение по периметру. Фриз на главном и заднем фасадах рассекался восемью малыми колоннами, по четыре на каждом, того же ордера и материала, что и на первом ярусе. Малые колонны несли на себе по три небольшие арки, которые, в свою очередь, несли верхнюю часть сооружения. Крайние колонны в сечении квадратные, а средние - круглые. На вершине стояли четыре скульптурных льва - часть квадриги богини Кибелы, а также скульптурная группа, изображающая богиню Победы Нику, венчающую лавровым венком императора Феодосия Великого. На камнях кладки высечены христианские монограммы. В 412 г. арка вошла составной частью в константинопольские стены Феодосия и стала играть роль главных ворот города, в районе Эксакиония, самого обширного района столицы. К ее правому и левому фасадам были пристроены башни, охранявшие вход в Константинополь. Тогда же были установлены массивные створчатые ворота, покрытые листовой позолоченной бронзой с накладными позолоченными бронзовыми барельефами. Перед сооружением возведены укрепленные пропилеи, прикрывающие деревянный мост в два пролета через 20-метровый, наполненный водой ров, появившийся к 40-м г. V в. Мост опирался на боевой парапет и проходил через его арку. Задний фасад пропилей был соединен с кольцевым тыловым укреплением «Castrum rotondum», препятствующим проникновению противника в город в случае его прорыва через ворота. На левом и правом крыльях пропилей находились по шесть барельефов, расположенных по три в два яруса. На них были изображены мифологические сцены, а также портреты богов и героев: падение Фаэтона, спящий Адонис и Венера, казнь Прометея, Пегас с музой, Эндимон и Кадм на одной стороне, а на другой - некоторые из подвигов Геракла. За барельефами, по сторонам проездной арки пропилей, стояли две статуи на базах из плинфы и блоков, облицованных мраморными плитами. Бывшая триумфальная арка получила название «Золотые ворота» в честь Золотых ворот Иерусалима, в которые торжественно вошел Сын Божий. Золотые ворота Константинополя открывались только для триумфального входа в столицу победоносных войск империи. Исключением было их использование для перенесения в столицу Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Эдессы 15 августа 944 г. В течение веков Золотые ворота сильно пострадали от землетрясений. В 1206 г., во время господства в городе латинян, произошло обширное обрушение левого фасада ворот и левой фланкирующей башни. Разрушения были ликвидированы за счет строительного материала полностью разрушенного во время этого же землетрясения храма Всех Святых. Позже, после освобождения города в 1261 г., византийские власти вынуждены были, ввиду обветшания сооружения и угрозы обрушения, частично заложить арки, сузив входы. После падения империи в 1453 г. турки вообще замуровали главный вход в связи с легендой о том, что освободитель Константинополя войдет в город именно через Золотые ворота. Попытка графа Арунделя и герцога Бэкингемского в 1620-1626 гг. приобрести у турок барельефы пропилей Золотых ворот закончилась безрезультатно. К 1647 г. сохранилась лишь часть барельефов, а последнее сообщение о них датировано 1670 г., когда их видел англичанин Джон Коуэл. Позже оставшиеся барельефы были уничтожены. Во второй половине XVII в. большая часть колонн Золотых ворот была выломана и продана. В 60-х гг. XX в. Золотые ворота были частично отреставрированы, ныне находятся под охраной ЮНЕСКО. Обломки барельефов пропилей хранятся в Стамбульском археологическом музее.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 343-345.

В четвертом веке нашей эры создатель Константинополя Константин Великий возвел Золотые ворота. Ворот во Втором Риме было много. Даже целых два сооружения получили название "Золотые" - триумфальная арка и въездные ворота в юго-западной части крепостной стены. Но сегодня от них мало что осталось. За семь столетий разрушения произошли существенные. Поэтому ЮНЕСКО взяло их под свою охрану. Но что до них дела большинству жителей планеты? Подумаешь, ворота разрушились... А дело-то есть. Ремонт ворот необходим даже тогда, когда они у вас не "Золотые", какими были в Константинополе, а всего лишь гаражные. Они ведь бывают распашные, для их открывания используется всякая сложная автоматика. И что там вышло из строя - Бог весть. Короче говоря, для ремонта нужно привлекать настоящих специалистов.

Загадочной представляется ориентация на запад главных ворот — Золотых. Какая из дорог потребовала их сооружения с этой стороны? Уж конечно, не московская дорога, не Москва, едва затеплившаяся в недрах Залесской земли, повернули к себе их царственный лик.

Может быть, Киев и его «город Ярослава» с юго-западными Золотыми воротами послужил образцом западной — княжеской — трети вновь созидаемого города? В самом деле, владимирским Золотым воротам предшествовали киевские, а тем — константинопольские, иерусалимские…. Для средневекового градостроительства следование образцу было неизбежно — так в Константинополе — столице Византии, круг архитектурных символов складывался с ориентацией на расположение святых мест в Иерусалиме. Однако в «иерусалимской топонимике» Константинополя совершенно не было стремления воспроизвести реальную топографию Святой земли. Не заметно такого стремления и в Древней Руси. Земного Иерусалима с его Золотыми воротами, Голгофой и храмом Гроба Господня, Гефсиманским садом и ручьем Кедрон, Елеонской горой и другими географическими реалиями могли и не видеть воочию строители Киева, Владимира и многих других христианских городов. Однако сокровенная связь этих городов с ветхозаветными описаниями святого града, Крестным путем Спасителя и пророческим видением Иоанна Богослова явственно проступает в средневековой топографии и топонимике.

В Иерусалиме Золотыми назывались одни из четырех главных ворот: от них начиналась на востоке центральная улица города-крепости, воссозданного после Первой римско-иудейской войны. Через них Христос в день Вербного Воскресенья под возгласы «Осана» вошел в Иерусалим. До завоевания Иерусалима турками восточные Золотые ворота открывались единственный раз в год — на праздник Входа Господня в Иерусалим для торжественного входа патриарха со множеством народа.

До сих пор посредине здания заметна двойная арка с обильным орнаментом. В XVI арочный проем был заложен по приказу турецкого султана, поскольку среди христиан, а также среди иудеев и мусульман Золотые ворота Иерусалима считались открытыми только для Господа, и никто другой не должен был ходить ими.

Именно эти ворота отождествлялись с пророчеством Иезекииля: «Ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. LXIX, 2).

Золотые ворота Константинополя-Царьграда тоже незримо присутствуют в образе владимирских и киевских Золотых ворот. Построил царьградские ворота в первой половине V в. император Феодосий Великий в память победы над тираном Максимом как главные ворота вновь созданной им крепости. Золотые ворота Константинополя представляли собой величественное сооружение из пестрого с зеленоватыми прожилками мрамора в виде трехпролетной арки с фризом, украшенным барельефами, изображающими подвиги Геракла, Прометея и других героев. Над триумфальной аркой помещалась надпись «Haec Ioca Theodosius decorat post fata tyranne. Aura saecta gerit qui portam construit auro» — «Сии места Феодосий украсил после поражения тирана, золотые украшения принятия тому, кто ворота устроил золотом»

Иллюстрация Золотые ворота Константинополя (реконуструкция): а — наружный фасад, б — поперечный разрез, в — план, г — наружный фасад в 450 г.

От Золотых ворот на западе начиналась центральная улица — Меси, параллельная берегу Мрамарного моря. Ворота эти служили исключительно для торжественных триумфальных императорских процессий. Их название отражало, очевидно, не только имперскую роскошь и величие земной власти, но и надмирное сияние христианства. Всю полифоничность и символическую многозначность Иерусалимских и Константинопольских Золотых ворот, восприняли в Древней Руси — Ярослав Мудрый в Киев, Андрей Боголюбский во Владимире. Именно Золотые ворота стали основными градостроительно-архитектурным символом подобия Иерусалиму и Константинополю.

Киевские Золотые ворота представляли собой крепостную башню с арочным пролетом, встроенную в систему бревенчатных стен-городен. Ширина проезда составляла 6,4 метра. Стены внутри проезда членились пилястрами, которые на высоте 10 метров завешнались арками с коробовыми сводами перекрытия. Три центральные арки свода поднимались несколько выше, что вероятно, объяснялось желанием возвысить надвратную церковь над боевой площадкой, расположенной перед ней. Внутри проезда на высоте 5 метров могла помещаться еще одна площадка-настил. Золотые ворота в Киеве сохранились лишь в руинах, и в их конструкции остается много неясного. Тем не менее, здание реконструировано в 1981-1982 году по проекту Е.В. Лопушинской. В отличие от Золотых ворот Константинополя и Иерусалима, киевские Золотые ворота венчались надвратной церковью во имя Благовещения. Вероятно, это был небольшой четырехстолпный храм так называемого крестово-купольного типа из кирпеича-плинфы с профилированными пилястрами и зубчатым орнаментом. В сводах для облегчения конструкции были вмурованы голосники, а интерьер украшали фрески и мозаика. Посвящение надвратной церкви богородичному празднику Благовещения — Благой вести, принесенной Марии архангелом Гавриилом, означало благословение, милость и заступничество для крепости и всего города. Киевский митрополит Иларион так выразил это в своем «Слове о законе и благодати»: «Да еже целование Архангел даст девици, будет и граду сему. К оной бо: «Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою». К граду же: «Радуйся, благоверный граде, Господь с тобою».

Ансамбль «города Ярослава» в Киеве — Золотые ворота, Софийский собор, монастыри — Георгиевский, Ирининский, Лазаревский и четвертый неизвестный (Екатерининский?), равноудаленные от Лобного места с крестом, как бы переносят в Киевскую Русь священные образцы Константинополя и Иерусалима.

Эпитет «Золотые» далеко не исчерпывается, очевидно, действительным наличием золоченых створ, купола и других украшений как знака роскоши и власти. В христианской культуре золоту придавалась богатая сакральная метафоричность, вслед за Византией воспринятая и в Древней Руси. Золото являло образ света, и таинственный золотой фон иконы скрывал в себе блистание и свет горнего мира, ибо «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (I Ин. I, 5).

Золотое сияние лучше всего выражало ветхозаветное понятие «Славы Господней». Золото сочетает в себе и тяжелое блистание, и светлую прозрачность. Небесный Иерусалим именно таким и открылся Иоанну Богослову: «Город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Откр. XXI, 1 8). Золото - не просто свет, но свет солнца, а солнце еще в Ветхом Завете выступало синонимом высшей правды: «…взойдет солнце правды» (Малах. IV, 2 - это пророчество осуществилось с пришествием Христа). Золото также эмблема царского достоинства: ведь среди своих подарков новорожденному Спасителю волхвы принесли и золото - как царю. Далее золото стало в христианстве и символом чистоты, нетления и целомудрия, поэтому чистое золото способно символизировать и Деву Марию. Еще одна важная для христианства способность золота - близость к огненной среде, а огонь очищения содержится в таинстве покаяния, в исповедничестве, поэтому золото - еще и эмблема мученичества. В той или иной степени такое отношение к качествам золота усвоила и Древняя Русь.


Крепостные стены Константинополя, наверно, самый интересный византийский объект в Стамбуле, после храма Св.Софии. Но, почему-то, туристы уделяют ему мало внимания.
Стены опоясывали город с суши и моря. Строились они в разное время и по разным технологиям. Лучше всего сохранились, так называемые, "стены Феодосия" - сухопутная фортификация, прикрывающая Константинополь с запада. О них и пойдет речь в данном посте.
Удобней всего начинать осмотр Феодосиевых стен с юга, от турецкой крепости Едикуле, куда можно легко доехать из туристических кварталов на электричке с вокзала Сиркеджи. Остановка так и называется - Едикуле. Правда, часть стен находится еще южнее турецкой крепости и доходит непосредственно до моря.

Строительство Феодосиевых крепостных стен началось в 408 г. и велось в несколько этапов, их вроде завершили к 413 г., но после серьезного землетрясения в 447 г. отстраивали заново.
Стены Феодосия впоследствии часто перестраивались и реконструировались, поэтому то, что мы видим сейчас - это результат тысячелетней эксплуатации.
Самая южная башня Мермеркуле (Мраморная башня) была построена в начале 15 века, на месте более древних укреплений. Эта башня действительно имеет мраморную нижнюю часть.

Фортификация Феодосия состояла из двух стен - внутренней, высотой 20 метров и толщиной в 5 метров, и внешней - толщиной менее 2 метров и высотой 8 м. Перед внешней стеной был вырыт ров шириной 20 метров и глубиной 10 метров, по внутреннему краю рва шла еще невысокая передовая стена - 2 метра высотой.
Южный участок стены, от моря до Золотых ворот и крепости Едикуле.

Стены Феодосия имели 10 ворот, они делились на военные и гражданские. В повседневное время пользовались только гражданскими воротами, хотя со временем функции ворот перепутались. Одни ворота закладывались, другие прорубались, поэтому даже по поводу названий ворот Константинополя существует много мнений.
Но, знаменитые Золотые ворота известны всем, они были созданы для триумфов императоров Византии. Золотые ворота Константинополя послужили прототипом для всех подобных "золотых" сооружений на Руси.
Вид на Золотые ворота с юга.

Золотые ворота - это два огромных куба, сложенных из мраморных плит, которые подогнаны друг к другу так тщательно, что даже нельзя просунуть в стыки лезвие бритвы. Перед воротами находится триумфальная арка (на снимке ее видно сбоку). Раньше на верхней площадке Золотых ворот стояла бронзовая статуя императора Феодосия, который правил колесницей, запряженной слонами.
К сожалению, сейчас попасть непосредственно к башням ворот с внешней стороны нельзя, так как территория огорожена решетками и даже охраняется собаками (они стерегут крестьянские огороды, находящиеся у крепостных стен).
Вид сверху. Здесь можно оценить высоту главной арки ворот - во времена Феодосия она была открыта полностью.

На фото ниже, вид Золотых ворота со стороны мусульманского кладбища, находящегося напротив. Кстати, только здесь можно ощутить всю мощь стен Феодосия, так как здесь сохранился участок крепостного рва, в других местах он засыпан. Из-за этого передовая стена выглядит, как простой забор, который еле-еле выступает из земли. Раньше, когда ров существовал, ее высота казалась не меньше внутренней, если смотреть снизу.
На фото видна триумфальная арка, обстроенная впоследствии дополнительными стенами.

Золотые ворота сегодня находятся внутри турецкой крепости Едикуле или Семибашенного замка. Она построена на месте почти такой же византийской, которая имела название Каструм Ротондум. От византийской крепости в Едикуле еле-еле сохранилась только воротная башня, и то в сильно перестроенном виде.
На фото она слева.

В Семибашенном замке, в османские времена, находилась страшная тюрьма, здесь сидели многие европейские дипломаты, в том числе и русские.

С высоты башен Едикуле открывается прекрасный вид на Мраморное море.

Внутренний двор Семибашенного замка. Здесь можно оценить величину турецких ядер, которыми обстреливали стены Феодосия в 1453 году. Многие из них имеют почти метр в диаметре, этот кошмар, крепостные стены города, вместе с его защитниками, выдерживали почти два месяца. Самая большая турецкая пушка "Базилика", созданная венгерским мастером Урбаном, была как раз величиной с минарет, что на снимке, он остался здесь от разрушенной мечети.

Золотые ворота - вид из крепости Едикуле. Когда-то, через центральную заложенную арку проходили торжественные триумфальные шествия византийских императоров.

Лестница внутри Золотых ворот.

Вид на Мраморное море - во всей красе.

Продолжим наше изучение стен Феодосия и двинемся на север. Здесь стены прибывают в сильно руинированном состоянии, но тем не менее, большую часть маршрута я прошел поверху.

Отсюда начинается реставрированный участок.

Между стенами все также - крестьянские огороды

Я бы не рекомендовал лазить по стенам, как вот эти, молодые люди, на нижнем фото. Дело в том, что камни очень не стабильны и легко выдергиваются из тысячелетнего раствора. Правда, в одном месте, мне тоже пришлось лезть таким образом, из-за нежелания делать большой крюк вокруг.

Стоит учитывать и высоту стен, ведь ограждений нигде нет, если упадешь, зацепившись за какой-нибудь куст наверху, то костей уж точно не соберешь))

На стенах древнего Константинополя бывает много людей, это лучшее место, чтоб закончить свой рабочий день за бутылочкой пива. К сожалению, не все местные жители столь радушны и открыты, как эти, видимо турецкие водители такси.

На стенах любят бывать местные наркоманы и прочие "темные" личности. Здесь много укромных уголков, где вся земля усыпана шприцами и битыми бутылками. Порой подымаешься на очередную башню, а там стоят пять мужиков, причем каждый, как бы не замечает другого, и не разговаривает, все как бы пялятся вдаль и ждут "когда принесут". Интересно, что среди них практически нет молодежи - все мужики лет за 40. Мне местные торчки никак не докучали, порой кажется, что эти люди просто часть пейзажа. Иногда полиция проводит здесь рейды, я видел, как двоих повязали и спустили со стены...
Белградские ворота или Вторые военные. Этот участок полностью отреставрирован, правда, как всегда, качество реставрации оставляет желать лучшего.

Жалко, что засыпали ров, иначе крепостные стены имели бы действительно грандиозный вид.

Почти везде в стенах существовали военные калитки для сообщения между двумя линиями фортификации. Вообще, различных заложенных дверей, арок и прочих отверстий в укреплениях Феодосия великое множество.

Ворота Пиги или Силиврийские, мост перед воротами был сделан уже в турецкое время.

Ворота Пиги, вид изнутри. Поток машин, идущих через ворота, почти беспрерывный. Внутри каждых проездных ворот дежурят какие-то" регуляторы" дорожного движения со свистками, по внешнему виду они похожи на бомжей. Они постоянно яростно свистят и размахивают руками, наверно этим как-то помогая транспорту и пешеходам. Здесь такого регулировщика тоже можно заметить, это старик на костылях...

Если пройти немного левее Силиврийских ворот, то между стенами можно заметить вот такой древний "сарай". В настоящее время, это жилище местных бомжей, но сейчас их там нет, наверно все ушли на охоту, поэтому отодвинем металлическое заграждение и войдем внутрь.

На самом деле, это гипогей - византийская гробница 4 века. Раньше ее стены покрывали фрески, но из-за постоянной копоти от костров, которыми себя грели местные обитатели, они все погибли.

Зато остались три византийских саркофага с очень интересными рельефными изображениями. Можно заметить (на предыдущем фото), что один центральный саркофаг - зеленый от водорослей, въевшихся в камень, а по бокам, они какие-то серые. Судя по всему, турецкие реставраторы применили здесь оригинальный метод спасения древних памятников. Они выломали передние стенки боковых саркофагов и заменили их копиями. А сами оригиналы поместили в археологический музей. Центральный саркофаг трогать не стали, так как таких саркофагов по всей Турции "как грязи" валяется...

При этом копии они сделали не особо качественные. Все же оригиналы поизящнее намного, но для бомжей, думаю, и так сойдет.
Вот стенка саркофага из склепа.

А вот из музея. Видно, что когда-то саркофаг был украшен драгоценными камнями или чем то, типа того...

И еще одна плита из склепа у Силиврийских ворот - Авраам приносит в жертву своего сына.

Следующие ворота - Ресийские. Они все испещрены различными надписями.

На блоке, поддерживающем центральную балку, с левой стороны, надпись 447 года:
"По приказу Феодосия за неполных два месяца Константин поставил эти крепкие стены. Так быстро столь мощную крепость не возвела бы и Паллада"
На центральной балке с крестом написано:
"Передовая башня Феодосиевой стены обновлена при Юстине и Софии, наших благочестивейших владык, Нарсесом, благороднейшим спафарием и сакелларием, и Стефаном, надсматривавшим за работами, оба они являются рабами благочестивейших владык".
Фото ворот кликабельно, я специально оставил исходник.

Следующий участок крепостных стен постепенно опускается с холма в долину речки Ликос (сейчас ее уже нет) Именно здесь происходил главный штурм город в 1453 году.

Ворота Св.Романа, видно, что они отстроены почти заново в 20 веке. Перед этими воротами размещалась самая большая турецкая пушка "Базилика" во время штурма 1453 года, поэтому у всего здешнего участка стен не было никаких шансов остаться невредимым.

Внутренняя часть ворот Св.Романа. Именно на этом месте, сразу за воротами, погиб 29 мая 1453 г. последний византийский император Константин XI Палеолог.

Руины Пятых военных ворот, они еще имеет название Ворота Атаки, есть мнение, что решающий штурм произошел здесь. По внешнему виду очень похоже. Начиная с ворот Св.Романа, до этого участка, внешняя стена почти полностью отсутствует.

Харисийские ворота или Адрианопольские. На стене висит мраморная плита, гласящая, что именно через эти ворота в 1453 году въехал в город Мехмед II Завоеватель.

Харисийские ворота - вид изнутри.

Вид на участок стены между воротами Св.Романа и Харисийскими, это было место решающего штурма города.
На холме стоит прекрасное творение Синана - мечеть Михримах, а перед ним построены веселые новые оранжевые домики, это не что иное, как самый страшный и ужасный, цыганский квартал Стамбула Сулукуле, или то, что от него осталось. Так как все цыганские бараки снесли...но сами цыгане, судя по всему, никуда не делись..

Мечеть Михримах (1562-1565 гг) Построена дочерью султана Сулеймана и Роксоланы. У мечети только один минарет, по легенде, хотели поставить два минарета, но Михримах, похоронив мужа, приказала оставить только один.

Вид на завершение стены Феодосия. Позади линии укреплений уже виднеется здание дворца Багрянородного - Текфур сарай, дальше идут стены Мануила Комнина, построенные в 12 веке, но о них рассказ в следующий раз.....

В один из крайних визитов в Стамбул дорогая редакция посетила район Yedikule - место, где князь Олег прибил щит на ворота Царьграда, где простые члены профсоюза встречали императоров с триумфами и овациями, бились с болгарами, гуннами и др., а османы потом держали в плену мумию, чтобы «как бы чего не вышло»…

Добраться до районе Yedikule (семь башен) можно на электропоезде с вокзала Сиркеджи. Вот схема сего трипа по южному периметру усопшего Константинополя.

Мчимся с ветерком по костям византийской столицы. Дорогу турки проложили прямо по тому месту, где стоял большой амператорский дворец. Летим вдоль ул. Кеннеди к южной оконечности стен Феодосия.

Я подсаживался в поезд на южной окраине русского района Лалели. Прекрасное место для естествоиспытателя. Пускай, праздные туристы изучают пьяный Истиклал, настоящие исследователи в ночи должны ехать сюда. Стрип-бары в подворотнях, мятые, но веселые лица немногочисленных людей - ночью тот край явно превращается в зомбиленд... А днем ничего - обычная жизнь окраины османской столицы.


Прибыли. Сотня метров по узким улочкам, и мы оказываемся возле крепости Едикуле.

Народу никого. Странным образом замок не попал в буржуазный путеводитель Лонели Плэнет и радует тотальным отсутствием народу. А может просто всем пофигу на дела давно минувших дней?

А вот собственно сами Золотые ворота. Сферху тут стояли слоны каменные (подарок от товарищей из Персии в 4 в.), львы всякие. Центральный вход (обратите внимание, он заложен) отпирали по большим праздникам - то персов в футбол обыгра... разбили, то болгаров под орех разделали, то арабов отбросили подальше.

Процедура была такая. Вот там вдали у своей именной пристани - причаливал император с коллегами.Переодевался в парадно-выходной костюм, пересаживался на лошадь и тихонько так подъезжал к стенам города.

Там уже толпа его приветствовала, громко положительно о нем отзывалась, пленных попинывала, чепчики в воздух бросала.

И вот так пять километров пилил император на лошадке вооон туда, где св. София слева виднеется - до самого центра города. Сити и сейчас-то здоровый, а для раннего Средневековья в голове не укладывался...


К этим стенам пришел и товарищ Олег из тогдашнего Советского Союза. Поставил корабли на колеса (зачем?! Ну, у нас всегда так - трудности надо преодолевать), под парусом прикатил. Навалял всем в окрестностях, получил денег от византийцев (они его еще травануть хотели, а он раскусил замысел - и стал "Вещим") и прибил щит. Вот фото.

Ну, ворота вы видели - я не знаю, какого роста или какой должны быть стремянка у человека, чтобы вот так щит прибить?


Все закончилось в 1453. Турки душили-душили и додушили-таки Констанинополь. Вот такими ядрами стреляли-долбили стены. Днем горожане сражались, а ночью заделывали бреши. Ну, вот как-то не успели и османы город взяли. Последний император погиб в бою, но тело его не нашли... И есть легенда, что он где-то тут в окрестностях спит под землей, чтобы однажды воскреснуть и всё станет, как прежде.


Турки укрепление оставили и сделали тут тюрьму.


И кидали в нее всяких дипломатов, из стран с которыми у них тут война. А как-то на таможне иъяли у жены английского посла шпионский камень египетскую мумию.


Перепугались просто - подумали, что это последний император Константин, только сонный очень. И на всякий случай бросили мумию сюда - в тюрьму. Ее голову потом какой-то из пленников с дипломатической почтой вывез.


Давно смолки залпы орудий, а Золотые ворота и стена Феодосия так и стоят. А под ее стенами мирные крестьяне уже полтыщи лет (а может и больше) выращивают овощи.

Вот это я в Стамбуле очень люблю. Тут тебе древность и тут же тебе реальная жизнь.

И никто в обморок не падает, что рядом с памятником жизнь идет своим чередом. Тут тебе и ферма, и ДРСУ какое-то.


- Мерхаба, эфенди! Не желаете ли отведать? Выращено на земле героев древности!

За смешные копейки дорогая редакция прикупила клубники и вкусила ее прямо на стене Феодосия.


Размышляя о как нам обустроить Рос.. , судьбах империй. А еще башку в тот день напекло. Надо кепку в Стамбуле летом носить...