Кто такой боцман? Боцман – главный борец с бардаком на корабле Предисловие к должностной инструкции


Есть на флоте должности, которые требуют профессиональных знаний и умений, которые даются только опытом, даже при наличии диплома о средне-техническом или даже высшем образовании. Ведь необходимо бывает не только правильно выполнить сложнейшие операции по техническому обслуживанию военно-морской техники, но и найти и устранить неисправность, возникшую в ходе работы. Причем, нередко условия для этого, прямо скажем, могут быть экстремальные – полная темнота, жесткий лимит времени, дым, недостаток воздуха, шторм – да, мало ли неожиданностей преподносит море.


Такие специалисты на корабле – на вес золота. Ни один командир не оставит свой корабль даже на несколько дней без своего, проверенного боцмана, радиометриста, акустика, турбиниста. А если еще такой специалист способен обучать и воспитывать подчиненных, передавать свой опыт молодежи, то про таких говорят – настоящий старшина команды, «Золотой запас»!

Главный боцман – самый главный старшина команды на корабле

Главный боцман подчиняется помощнику командира корабля. Он является прямым начальником личного состава боцманской команды, а на подводной лодке - команды рулевых-сигнальщиков и выполняет обязанности старшины команды.

Все приказания главного боцмана, касающиеся соблюдения корабельных правил и поддержания внешнего вида корабля, использования подъемных устройств, а на подводных лодках - и содержания жилых и бытовых помещений корабля, береговой или плавучей базы, обязательны к исполнению мичманами, старшинами и матросами корабля.

Главный боцман отвечает:

  • за содержание верхней палубы, надстроек и бортов корабля;
  • за использование подъемных устройств корабля, их своевременную проверку и испытание;
  • за содержание и использование швартовых кранцев;
  • за обеспечение покрасочных работ на корабле.
Главный боцман является ближайшим помощником помощника командира корабля по содержанию корабля, организации корабельных работ и наблюдению за ними, обучению мичманов, старшин и матросов хорошей морской практике, содержанию и использованию катеров и шлюпок.

Главный боцман обязан: знать устройство корабля, его основные тактико-технические характеристики, средства, обеспечивающие его непотопляемость и пожаробезопасность, средства защиты от оружия массового поражения; размещение личного состава на корабле; знать устройство, уметь эксплуатировать и содержать в исправности корабельные якорное, буксирное и погрузочные устройства; содержать в исправности и готовности к действию якоря, якорные цепи и их принадлежности, швартовые кранцы, наблюдать за укладкой якорных цепей и креплением жвака-галса; проверять состояние и укомплектованность корабельных шлюпок; уметь управлять катером и шлюпкой; принимать меры, предохраняющие помещения корабля от заливания водой через люки, двери и вентиляционные устройства; контролировать состояние и размещение спасательных средств и штормовых лееров; обеспечивать покрасочные работы на корабле; наблюдать за приведением в порядок и уборкой выходов на верхнюю палубу, верхней палубы и надстроек, следить за чистотой наружного борта и состоянием рангоута; при стоянке корабля на рейде (на якоре или бочке) ежедневно по окончании приборки обходить на катере (шлюпке) вокруг корабля для осмотра наружного борта, забортных трапов, выстрелов, якорной цепи.

За все эти обязанности боцману почет и уважение; он занимает место в мичманской кают-компании, аналогичное месту командира – в офицерской.

А еще боцман любит свой корабль, как мать любит свое дитя, холит и лелеет его. Делает все с любовью, поглядывая украдкой на соседний корабль – а не лучше ли он покрашен? А не новее ли трап с борта на сходни? Столь ли расторопны боцманята?

С настоящим боцманом не страшен ни выход «вслепую» из базы, ни провал на глубину, ни всплытие «под перископ» в штормовом океане – он «чувствует» корабль. Ловит любое его движение и тут же корректирует его, и стальная тысячетонная махина слушается. Настоящий боцман - «Золотой запас»!

Старшина команды

Корабельная организация представляет собой сложную многоуровневую систему, каждый из уровней замыкается на своего начальника.

Как правило, имеет место деление и «по вертикали», и «по горизонтали» - по специальностям. Например, в состав штурманской боевой части входят две команды: рулевых-сигнальщиков и навигационная. Они имеют разные специальности, отвечают за разное штурманское вооружение, выполняют разные задачи по корабельным расписаниям. Возглавляют команды старшины.

Старшина команды подчиняется командиру группы (батареи, дивизиона, боевой части, начальнику службы), является прямым начальником личного состава команды и отвечает: за выполнение командой поставленных задач; за обучение, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава команды; за эксплуатацию и состояние оружия и технических средств, находящихся в заведовании команды; за несение службы корабельных нарядов подчиненными и внутренний порядок в команде; за сохранность и исправное состояние имущества команды.

Старшина команды обязан: знать материальную часть заведования команды и руководить ее правильной эксплуатацией; обучать подчиненных эксплуатации оружия и технических средств команды и средств борьбы за живучесть, контролировать обучение матросов командирами отделений, выполнять требования безопасности при обращении с оружием и техническими средствами и при проведении корабельных работ; знать и докладывать командиру подразделения о состоянии оружия и технических средств команды, о всех просьбах, успехах и проступках подчиненных; контролировать ход производимого ремонтными организациями ремонта оружия и технических средств команды, и руководить ремонтом, выполняемым подчиненным личным составом; требовать от подчиненных соблюдения распорядка дня, формы одежды, корабельных правил, воспитывать у них организованность и аккуратность, примерность, правдивость, стремление к овладению техникой, любовь к кораблю и морской службе; постоянно знать, где находятся и что делают подчиненные, немедленно докладывать командиру подразделения о всех происшествиях в команде; содержать в чистоте и порядке помещения, находящиеся в заведовании команды; заботиться о подчиненных и вникать в их нужды, контролировать своевременность получения личным составом положенного довольствия; контролировать очередность назначения матросов командирами отделений в корабельные и специальные наряды, осматривать перед разводом назначенный суточный наряд команды, инструктировать его, проверять знание им своих обязанностей и своевременно отправлять его на развод; руководить проведением утреннего осмотра и проводить вечернюю поверку (в море).

Старшина команды - лучший знаток своей специальности на корабле; он – первый советчик командира боевой части во всех вопросах, касающихся обслуживания материальной части оружия, вооружения и технических средств. Он – надежда и опора командира боевой части, а иногда – всего экипажа, когда необходимы точные и правильные действия, знание техники, технологических процессов, смекалка и опыт.

§ 112. Устав и вахтенная служба на морском судне

Современное судно - сложное инженерное сооружение, снабженное различными совершенными машинами, устройствами и приборами. Обслуживающий судно экипаж должен хорошо знать порученную ему технику, уметь правильно ее использовать и содержать и надлежащем техническом состоянии. Обязанности каждого члена экипажа регламентированы Уставом службы на судах морского флота СССР. В соответствии с ним весь экипаж разделяется на палубную и машинную команды и обслуживающий персонал, а также на командный состав и судовую команду. Командный состав делится на старший, средний и младший. К старшему относятся капитан, старший помощник, помощник капитана по политической части, главный и старший механики. Помощники капитана, механики, электромеханики, начальник судовой радиостанции и радиооператоры, врач и бухгалтер относятся к среднему комсоставу. Боцман, старший машинист и старший моторист - к младшему составу.

В состав палубной команды входят боцман, подшкипер, плотник, старший матрос, старший рулевой, матросы I и II классов, матрос-санитар, палубный слесарь, матрос-водолаз, трюмные матросы, штурманский ученик, практиканты, санитар. Машинная команда в своем составе имеет старшего машиниста (старшего моториста), машинистов (мотористов) I и II классов, кладовщика, токаря, рефрижераторных и крановых машинистов, учеников и практикантов. В обслуживающий состав входят: бухгалтер, старший кок, коки, камбузники, артельщик, буфетчик, уборщики, дневальный, прачка и т. д.

Численность экипажа зависит от типа, назначения и размеров судна и регламентируется штатным расписанием каждого судна, в котором указывается перечень должностей и количество штатных мест на каждую должность.

Штурманский состав судна во главе с капитаном обеспечивает выполнение основных производственных задач судна: приемку, сдачу и качественную перевозку грузов, перевозку пассажиров, сохранность судна, обеспечивает навигационную проводку судна, управление судном, содержит в надлежащем состоянии материальную часть навигационного оборудования.

Руководство всей деятельностью судна осуществляет капитан, на которого возложено единоличное управление судном. Капитан подчиняется начальнику пароходства. Все распоряжения пароходства поступают на судно только через капитана, отвечающего за их выполнение. Капитан судна несет ответственность за вверенные ему судно и экипаж, за судовождение и сохранность перевозимых грузов, обеспечивает выполнение судном производственных планов и правильное техническое использование судна, отвечает за политико-моральное состояние личного состава.

В своей деятельности капитан руководствуется Уставом службы на судах морского флота Союза ССР, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР, Правилами технической эксплуатации судов морского флота, международными конвенциями, договорами, приказами и указаниями пароходства и соответствующих властей. Старший помощник - первый заместитель капитана, он отвечает за порядок и дисциплину на судне. Ему в административном отношении подчинен весь экипаж судна. Старший помощник руководит работой штурманского состава и палубной команды и несет ответственность за техническое состояние корпуса судна, надстроек, грузового устройства, якорного, швартовного, -рулевого устройств, судовых помещений, спасательных -средств, сигнальных огней и устройств и т. п.; отвечает за подготовку трюмов и других грузовых помещений к приему груза; обеспечивает безопасную погрузку на судно тяжеловесов и их крепление; контролирует правильность укладки и сепарирования грузов, ведает размещением на судне запасов и перемещением их из одного отсека в другой.

Старший помощник руководит аварийно-спасательным и противопожарным отделением и обеспечивает борьбу за живучесть и непотопляемость судна; несет ходовую вахту.

Второй помощник несет ходовую и стояночную вахты. Во время швартовки судна он обычно руководит операциями по швартовке с кормы. Одной из основных обязанностей второго помощника является приемка, выдача, размещение и обеспечение сохранности перевозимых на судне грузов, почты и пассажирского багажа. Он выдает штурманские расписки в приеме грузов, руководит работой трюмных матросов и береговых счетчиков, отвечает за состояние грузовых помещений и грузового инвентаря, следит за распределением грузов по трюмам, составляет извещение о готовности судна к грузовым операциям, ведет грузовую книгу; на. ледоколах, морских буксирах и других судах, не занимающихся перевозкой грузов, ведет судовую кассу и выполняет другие поручения по указанию капитана.

Третий помощник несет ходовую и стояночную вахты. Одной из основных его обязанностей -является содержание в должном порядке навигационного оборудования и пособий на судне. В ведении третьего помощника находятся электрорадионавигацион- ные устройства, компасы, лаги, лоты, средства визуальной и звуковой сигнализации и связи, навигационные пособия и инструменты, служба времени на судне. Он заботится о своевременном пополнении навигационным и электрорадионавигационным оборудованием и пособиями. При отсутствии на судне четвертого помощника третий помощник ведет судовую канцелярию, кассовую книгу. Он оформляет приход и отход судна, судовые роли, ведет учет перемещения личного состава судна и выдает необходимые справки.

Обязанности четвертого и пятого помощников устанавливаются приказом капитана.

Помощник капитана по пассажирской части несет ответственность за правильное обслуживание пассажиров, является непосредственным начальником судового персонала, обслуживающего пассажиров. Подчиняется капитану и старшему помощнику.

Помощник капитана по пожарно-техничеокой части несет ответственность за исправность и готовность к действию средств пожаротушения и отвечает за выполнение всеми членами экипажа и рабочими во время ремонта судна противопожарного режима и правил пожарной безопасности. Подчиняется старшему помощнику капитана.

Боцман является непосредственным начальником палубной команды и распределяет работу между членами палубной команды, следит за правильностью, точностью и быстротой ее исполнения. Боцман отвечает за содержание в должном порядке корпуса судна, судовых помещений, грузовых устройств, якорного, рулевого и швартовного устройств и спасательных средств. Во время швартовных операций боцман управляет работой брашпиля и обеспечивает слаженную работу команды на баке.

Помощником боцмана по хозяйственной части является подшкипер, в обязанности которого входят приемка, хранение и выдача материалов и инвентаря, их учет и заправка инструментов. Матросы приводят в порядок палубу, надстройки, такелаж, занимаются покраской на судне, несут ходовые и стояночные вахты. Старший матрос назначается из числа наиболее опытных матросов, он ведает порядком в штурманской рубке и стоит на руле при входе и выходе судна из порта, в узкостях и в других случаях по усмотрению капитана.

Трюмные матросы назначаются из числа наиболее опытных матросов и обеспечивают в соответствии с указаниями второго помощника правильную погрузку и выгрузку грузов, их оформление, укладку и сепарацию, несут ответственность за соблюдение правил технической эксплуатации, техники безопасности, правил погрузки и выгрузки грузов.

Вахтенный помощник несет ответственность за вахтенную службу, за безопасность судна, людей, за сохранность грузов и имущества. Без разрешения капитана вахтенный помощник не имеет права отлучаться; обязан следить за своевременным подъемом и спуском флага, включением ходовых и стояночных огней, обеспечивать своевременную вентиляцию грузовых помещений и закрытие люков в плохую погоду, не допускать курения в запрещенных местах, наводить порядок на судне в случае его нарушения, вести судовой журнал в установленном порядке, в экстренных случаях, до получения распоряжения капитана, принимать самостоятельно решения и меры по обеспечению безопасности судна, экипажа, пассажиров, груза.

На ходу судна судоводитель до вступления на вахту должен ознакомиться с районом плавания судна и навигационной обстановкой. Принимая вахту, штурман должен получить у сдающего вахту полную информацию относительно условий плавания и различных обстоятельств, сопутствовавших плаванию, проверить по карте место судна, исправность огней (действующих и запасных). Вахтенный помощник ведет счисление пути судна, возможно чаще проверяя место судна путем обсерваций.

На стоянке судна при заступлении на вахту штурман должен получить от сдающего полную информацию о навигационном и эксплуатационном состоянии судна: о готовности судна к выходу в рейс, о наличии на судне экипажа, состоянии грузовых операций, наличии груза на судне, о предстоящих судовых и погрузочно-разгрузочных работах, о количестве вытравленной якорь-цепи и наличных швартовных концах и т. п.

Вахтенный помощник обеспечивает несение вахтенной службы, следит за гидрометеорологической обстановкой на стоянке на рейде, за швартовными концами у причала, за ходом грузовых операций, не допуская крена судна, наблюдает за высотой воды в льялах, ведает увольнением экипажа на берег. Во время стоянок в портах он обязан знать местные правила и руководствоваться ими.

Во главе машинной команды стоит главный (старший) механик, который является техническим руководителем всех членов экипажа, осуществляющих управление машинами и прочей судовой техникой. Старший механик отвечает за техническую эксплуатацию всей механической и электромеханической части судна.

Второй механик руководит всей работой машинной команды судна по эксплуатации и ремонту механической и электромеханической части судна. Третий механик несет ответственность за вспомогательные двигатели, котельные установки и паропроводы, компрессоры, топливную, балластную и воздушную системы, механическую часть рулевого устройства. Четвертый механик отвечает за состояние всех палубных механизмов и систем. Если на судне только три механика, то эти обязанности выполняет третий механик.

Все механики, кроме главного (старшего), несут вахты в машинном отделении,

В ведении электромеханика находятся судовые электромеханизмы, электрическая сеть, электрические лебедки, брашпиль, рулевое устройство, размагничивающее устройство.

Кто такой боцман? Кто такой боцман?

  1. Боцман воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте Египта, Русского царства и Российской империи. Боцман старший строевой унтер-офицер, на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми.
  2. Боцман (нидерл. bootsmann) воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте Египта, Русского царства и Российской империи. Боцман старший строевой унтер-офицер, на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, производство такелажных работ, подъем тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, вс касающееся до вооружения корабля, компас, управление рулм и парусами на шлюпках при всяких обстоятельствах, основу леерного сообщения с берегом и подводку пластыря на пробоину. Боцман, если на корабле их несколько, стоит вахту, и один из них называется старшим. На его обязанности лежит исправное состояние такелажа, употребляемого для подъма тяжестей; во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорному месту приготовляет якоря и сам отдат якорь, как только последует приказание, наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При работе старший боцман находится на баке. Когда команда наверху, старший боцман принимает обязанности вахтенного боцмана. После 1917 года звание боцмана было упразднено.
  3. Боцман(голл. bootsman, от boot лодка, судно и man человек) - специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса, такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу, наблюдение за порядком и чистотой на судне. По званию в ВМФ России это мичман или старшина. На крупных военных кораблях имеется один главный боцман и несколько боцманов. Их обязанности определяются Корабельным уставом.

    Источники - Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия.19691978.
    Словарь военных терминов. М.: Воениздат. Составители А. М. Плехов, С. Г. Шапкин.1988

    Тарифно-квалификационная характеристика профессии "Боцман, 5 - 6 разряд"
    (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
    Выпуск 52. Раздел "Морской и речной транспорт", утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.02.2013 N 68н)

    Характеристика работ.

    Руководство работами на судне по содержанию в порядке корпуса, палуб, надстроек, рангоута, такелажа, бытовых и палубных служебных помещений, водяных танков и горловин, мерительных и воздушных труб, трапов, штормтрапов и кранцев, грузового, якорного, швартового, буксирного и спасательного устройств, противопожарных, аварийных, спасательных средств, инвентаря и материалов, расположенных на палубной части. Составление плана судовых палубных работ. Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и безопасности труда при производстве судовых палубных работ. Обеспечение эксплуатации палубных технических средств в соответствии с правилами технической эксплуатации и инструкциями изготовителя, устранение с привлечением судовых специалистов обнаруженных неисправностей и отказов технических средств. Подготовка трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, участие в работах при погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Подготовка палубной части к отходу судна и штормовому плаванию, крепление палубного груза, оборудования, имущества. Составление заявки об обеспечении материально-технического снабжения судна. Наблюдение за чистотой бытовых и служебных помещений. Проведение вводного инструктажа со вновь поступающими на судно членами палубной команды.

    Должен знать:устройство судна и правила технической эксплуатации судовых устройств; технологию малярных, такелажных и других палубных работ; правила пользования аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем; порядок пользования системами внутренней связи и сигнализации.

    При выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью от 300 до 550 кВт -5-й разряд; при выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью свыше 550 кВт -6-й разряд.

    Р. S.
    А по поводу издевательства Википедии, процитированного в предыдущих ответах - см. мой комментарий.

  1. Загрузка... В каких случаях надо писать обвешАнный, а в каких обвешЕнный? обвешанный предметами (т. е. физически обвесили человека) обвешенный в магазине (обвесили, сказав не точный...
  2. Загрузка... Помогите найти в интернете Рассказ о себе на собеседовании на английском языке! 1 ваше вступление должно быть эффектным: First of all I should say,...
  3. Загрузка... И все же как правильно: "ДоговорА или договорЫ компании "N"? "Ой вы кони, вы кони стальные, боевые друзья - трактора... " Профессиональный жаргон. В...
  4. Загрузка... Гололед и гололедица! В чем разница смысла этих слов? Мне больше нравится ответ от "В и х р ь Высший разум (130245)". Удивлен, что...
  5. Загрузка... Чем отличается слово city от слова town? Ведь в переводе и то и то означает город, тогда зачем из различать? Был вопрос - "Чем...
  6. Загрузка... Что такое предикативность? лучше своими словами, чтобы было понятнее.... Будь предактивнее! Предикативность- это отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим...
  7. Загрузка... Shall или Will! Как говорят сегодня? используется ли Shall в современном английском? Нет. Остался только Will в современном английском Shall используется для образования будущего...

(01) знать устройство и уметь обслужи­вать главные, вспомогательные механизмы и технические средства их обслуживаю­щие, уметь управлять ими;

(02) знать расположение и назначение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими;

(03) знать расположение мест хране­ния аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими поль­зоваться;

(04) уметь обслуживать электрообору­дование машинных помещений.

223. Моторист (машинист) I класса обязан:

(02) выполнять правила технической экс­плуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаро­безопасности;

224. Моторист (машинист) I класса может привлекаться по указанию старшего механи­ка к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соот­ветствующего обучения, получения квалифи­кационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим рабо­там приказом капитана.

Моторист (машинист) II класса

225. Моторист (машинист) II класса под­чиняется второму механику.

Моторист (машинист) II класса должен:

(01) знать устройство главных и вспо­могательных механизмов, назначение и расположение обслуживаемых им трубо­проводов и клапанов;

(02) уметь обслуживать главные и вспо­могательные механизмы и технические средства, обеспечивающие их работу;


(03) уметь обслуживать вспомогатель­ные котлы и технические средства, обеспе­чивающие их работу;

(04) знать расположение мест хране­ния аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими поль­зоваться.

226. Моторист (машинист) II класса обя­зан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых тех­нических средств;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому рас­писанию.

227. Моторист (машинист) II класса может привлекаться по указанию старшего механи­ка к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартов­ные операции и крепление груза, после соот­ветствующего обучения, получения квалифи­кационного свидетельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим рабо­там приказом капитана.

Старший котельный машинист

228. Старший котельный машинист непо­средственно подчиняется третьему механику. Старший котельный машинист должен:

(01) уметь управлять котельной установ­кой и техническими средствами, обслужи­вающими ее;

(02) знать устройство и уметь обслужи­вать системы, механизмы, средства авто­матизации и контрольно-измерительные приборы, обслуживающие котельную уста­новку;

(03) знать расположение мест хра­нения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими поль­зоваться.

229. Старший котельный машинист обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной уста­новки и технических средств, обслуживаю­щих ее;

(03) руководить работами котельных машинистов;

(04) нести вахту согласно судовому рас­писанию.

230. Старший котельный машинист может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответ­ствующего обучения, получения квалифика­ционного свидетельства, инструктажа по пра­вилам техники безопасности на рабочем мес­те и оформления допуска его к этим работам приказом капитана.

Котельный машинист

231. Котельный машинист подчиняется тре­тьему механику.

Котельный машинист должен:

(01) знать устройство и уметь обслужи­вать котлы, системы, механизмы, средства автоматизации и контрольно-измеритель­ные приборы, обслуживающие котельную установку;

(02) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, сред­ства пожаротушения и уметь ими пользо­ваться.

232. Котельный машинист обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте котельной уста­новки;

(02) выполнять правила технической экс­плуатации судовых технических средств, правила техники безопасности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому рас­писанию.

233. Котельный машинист может привле­каться по указанию старшего механика к ра­ботам по техническому обслуживанию и ре­монту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его пря­мых обязанностей, включая швартовные опе­рации и крепление груза, после соответствую­щего обучения, получения квалификационного свидетельства, инструктажа по правилам тех­ники безопасности на рабочем месте и оформ­ления допуска его к этим работам приказом капитана.

Кладовщик

234. Кладовщик непосредственно подчиня­ется второму механику.

Кладовщик осуществляет хранение матери­ально-технического снабжения механической части и содержание в должном порядке кла­довых машинного помещения, ремонтирует инструмент, а также принимает участие в тех­ническом обслуживании и ремонте всех судо­вых технических средств.

235. Кладовщик при наличии квалифика­ционного свидетельства моториста (машиниста) может привлекаться к вахтенному обслу­живанию механической установки.

Токарь

236. Токарь непосредственно подчиняется второму механику.

Токарь отвечает за надежную работу и тех­ническое состояние станков и оборудования механической мастерской и обеспечивает ис­правное состояние инструмента, средств ма­лой механизации и приспособлений механи­ческой части.

Токарь должен уметь выполнять станочные и слесарные работы, знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользо­ваться, выполнять правила техники безопас­ности и пожаробезопасности.

237. Токарь обязан принимать участие в ра­ботах по техническому обслуживанию и ре­монту всех судовых технических средств и может привлекаться по указанию старшего механика к судовым работам после полу­чения инструктажа по правилам техники безо­пасности на рабочем месте. При наличии ква­лификационного свидетельства моториста (ма­шиниста) токарь может привлекаться к вахтенному обслуживанию механической уста­новки.

Рефрижераторный механик

238. Рефрижераторный механик подчиняет­ся непосредственно старшему механику. Рефрижераторному механику подчиняются рефри­жераторные машинисты.

Рефрижераторный механик отвечает за на­дежную работу, правильную техническую экс­плуатацию и техническое состояние холодиль­ной установки и установки кондиционирова­ния воздуха со всеми обслуживающими ее техническими средствами (включая воздуш­ную систему), средств автоматизации (кроме элементов электрических схем), контрольно-измерительных приборов и других техниче­ских средств своего заведования.

Рефрижераторный механик ведает сменно-запасными частями и материально-техниче­ским снабжением своего заведования и явля­ется ответственным руководителем работ по рефрижераторным установкам.

239. Рефрижераторный механик обязан по своему заведованию:

(01) обеспечивать соблюдение заданных режимов во всех охлаждаемых помеще­ниях;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судовых технических, средств, инструкции заводов-строителей и другие инструкции, устранять лично или с привле­чением судовых специалистов выявившие­ся дефекты и отказы технических средств, составлять план работ и представлять его старшему механику;

Второй электромеханик

255. Второй электромеханик (на электрохо­дах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях вто­рой электромеханик замещает старшего элек­тромеханика.

Второй электромеханик отвечает за надеж­ную работу и техническое состояние главных генераторов, гребных электродвигателей и ос­новных электроприводов, обслуживающих гребную установку, центрального поста управ­ления гребной установкой, электропривода ру­левого устройства, авторулевого, аварийно-спасательных и пожарных насосов, щитов электродвижения и вспомогательной электро­станции, машинного телеграфа, постов управ­ления, средств автоматизации и контроля электродвижения судна.

Второй электромеханик ведает электромас­терской и электрокладовыми.

256. Второй электромеханик обязан по свое­му заведованию:

(02) устранять лично или с привлечением судовых специалистов выявившиеся де­фекты и отказы электрооборудования;

(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет сменно-запасных частей и инструмента;

(06) производить с разрешения старшего электромеханика проворачивание гребных электродвигателей и главных генераторов после выполненных ремонтно-профилактических работ;

(07) вести журнал замеров сопротивле­ния изоляции.

Второй электромеханик несет вахту соглас­но судовому расписанию.

257. На судах без электродвижения второй электромеханик подчиняется первому электро­механику, в необходимых случаях замещает его. Обязанности по заведованиям между пер­вым и вторым электромеханиками распределя­ет старший механик.

Третий электромеханик

258. Третий электромеханик (на электрохо­дах) непосредственно подчиняется старшему электромеханику. В необходимых случаях тре­тий электромеханик замещает второго элект­ромеханика.

Третий электромеханик отвечает за надеж­ную работу и техническое состояние вспомо­гательных и аварийных генераторов, электро­оборудования палубных механизмов, подрули­вающего устройства, электроприводов вспомо­гательных механизмов машинного помещения, электрической части котельной автоматики.

259. Третий электромеханик обязан по свое­му заведованию:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудова­ния, правила, инструкции по технике без­опасности и пожаробезопасности;

(02) устранять лично или с привлечени­ем судовых специалистов выявившиеся де­фекты и отказы электрооборудования;

(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;

(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняе­мых береговыми и судовыми специали­стами;

(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет смен­но-запасных частей и инструмента. Третий электромеханик несет вахту соглас­но судовому расписанию.

Четвертый электромеханик

260. Четвертый электромеханик (на электро­ходах) непосредственно подчиняется старше­му электромеханику. В необходимых случаях четвертый электромеханик замещает третьего электромеханика.

Четвертый электромеханик отвечает за на­дежную работу и техническое состояние ка­бельной сети, электроприводов вспомогатель­ных механизмов, не вошедших в заведование второго и третьего электромехаников, элект­рических вентиляторов , преобразователей, электрооборудования камбуза, освещения, в том числе аварийного, ходовых огней, прожек­торов, тифонов и аккумуляторных батарей .

261. Четвертый электромеханик обязан по своему заведованию:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудова­ния, правила, инструкции по технике без­опасности и правила пожаробезопасности;

(02) устранять лично или с привлече­нием судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы электро­оборудования;

(03) руководить работами выделенных ему судовых специалистов, обеспечивая безопасную организацию работ;

(04) составлять ремонтные ведомости, контролировать качество работ, выполняе­мых береговыми и судовыми специали­стами;

(05) составлять заявки на материально-техническое снабжение и вести учет смен­но-запасных частей и инструмента;

(06) своевременно, согласно инструкци­ям, производить зарядку аккумуляторных батарей, вести аккумуляторный журнал;

(07) следить за правильным использова­нием электрического освещения. Четвертый электромеханик несет вахту со­гласно судовому расписанию.

Техник АТС

262. Техник АТС непосредственно подчи­няется старшему электромеханику (электро­механику) .

Техник АТС отвечает за надежную работу и техническое состояние судовой автоматиче­ской телефонной станции, командных теле­фонных коммутаторов и внутрисудовых сис­тем сигнализации.

263. Техник АТС обязан:

(01) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудования, правила, инструкции по технике без­опасности и правила пожаробезопасности;

(02) осуществлять техническое обслужи­вание средств телефонной связи и внутрисудовых систем сигнализации и контроли­ровать их правильное использование;

(03) вести установленную техническую документацию по своему заведованию. Техник АТС может привлекаться к вахтен­ному и техническому обслуживанию судового электрооборудования при наличии квалифи­кационного свидетельства электрика.

Старший электрик

264. Старший электрик подчиняется электро­механику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предусмотре­на должность электромеханика, старший элек­трик подчиняется второму механику. В необ­ходимых случаях старший электрик замещает электромеханика.

265. Старший электрик обязан:

(01) выполнять техническое обслуживание всего судового электрооборудования и средств внутренней телефонной связи;

(03) ведать электромастерской и элект­рокладовыми, обеспечивать надлежащее хранение, учет и расходование материаль­но-технического снабжения по электричес­кой части;

(04) нести вахту согласно судовому рас­писанию, если на судне установлено несе­ние вахт электриками.

266. На судах, где штатным расписанием не предусмотрена должность четвертого электро­механика, старший электрик с разрешения и под ответственность старшего электромехани­ка может допускаться к несению вахты элект­ромеханика.

267. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций старший электрик несет вахту в ме­сте, указанном электромехаником.

268. Старший электрик может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим рабо­там, не входящим в круг его прямых обязан­ностей, включая швартовные операции и креп­ление груза, после соответствующего обуче­ния, получения квалификационного свидетель­ства, инструктажа по правилам техники без­опасности на рабочем месте и оформления до­пуска его к этим работам приказом капитана.

Электрик 1 класса

269. Электрик I класса подчиняется элект­ромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предус­мотрена должность электромеханика, элект­рик I класса подчиняется второму механику. В необходимых случаях электрик I класса за­мещает старшего электрика.

270. Электрик I класса должен:

(01) знать устройство и принцип дейст­вия всего судового электрооборудования;

(02) уметь управлять всеми технически­ми средствами судового электрооборудо­вания;

(03) знать принцип действия и конст­руктивные особенности механической уста­новки;

(04) уметь пользоваться всеми судовыми средствами пожаротушения.

271. Электрик I класса обязан:

(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудова­ния, инструкции, правила техники безопас­ности и пожаробезопасности;

(03) нести вахту согласно судовому рас­писанию, если на судне установлено несе­ние вахты электриками.

272. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартов­ных операций электрик I класса несет вахту в месте, указанном электромехаником.

273. Электрик 1 класса может привлекаться по указанию старшего механика к работам по техническому обслуживанию и ремонту всех судовых технических средств и другим рабо­там, не входящим в круг его прямых обязан­ностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обу­чения, получения квалификационного свиде­тельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капи­тана.

Электрик II класса

274. Электрик II класса подчиняется элект­ромеханику или старшему электромеханику (на электроходах). На судах, где не предус­мотрена должность электромеханика, электрик II класса подчиняется второму механику.

Электрик II класса должен:

(01) знать принцип действия судового электрооборудования;

(02) уметь управлять техническими сред­ствами электрооборудования механической установки;

(03) знать принцип действия и конструк­тивные особенности механической уста­новки;

(04) уметь пользоваться средствами по­жаротушения машинного помещения.

275. Электрик II класса обязан:

(01) принимать участие в техническом обслуживании и ремонте всего судового электрооборудования;

(02) выполнять правила технической эксплуатации судового электрооборудова­ния, правила пожаробезопасности и техни­ки безопасности;

(03) нести вахту согласно судовому рас­писанию, если на судне установлено несе­ние вахт электриками.

276. При проходе судном узкостей, входе в порт и выходе из него и во время швартовных операций электрик II класса несет вахту в ме­сте, указанном электромехаником.

277. Электрик II класса может привлекать­ся по указанию старшего механика к рабо­там по техническому обслуживанию и ремон­ту всех судовых технических средств и другим работам, не входящим в круг его прямых обя­занностей, включая швартовные операции и крепление груза, после соответствующего обу­чения, получения квалификационного свиде­тельства, инструктажа по правилам техники безопасности на рабочем месте и оформления допуска его к этим работам приказом капи­тана.

Боцман

278. Боцман подчиняется старшему механи­ку, является командиром непосредственно под­чиненных ему членов экипажа и руководите­лем работ по корпусной части.

При подготовке судна к рейсу и плавании в сложных условиях, а также для выполнения работ , связанных с обеспечением сохранной перевозки грузов и судового имущества, боц­ман поступает в распоряжение старшего по­мощника капитана.

Боцман обеспечивает техническое обслужи­вание:

(01) корпуса, палуб, надстроек, грузо­вых и судовых помещений, балластных тан­ков и танков пресной воды, их меритель­ных, воздушных и приемных труб, рангоу­та, такелажа , трапов, штормтрапов и кранцевой защиты судна;

(02) рулевого, грузового, якорного, швар­товного и буксирного устройств с их тех­ническими средствами (кроме механиче­ской и электрической частей этих средств);

(03) спасательных средств, противопо­жарного, аварийно-спасательного оборудо­вания, имущества и инвентаря и других технических средств своего заведования.

Боцман ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением и кла­довыми по своему заведованию. Боцман руко­водит малярными и такелажными работами по судну (включая машинные помещения).

279. Боцман обязан:

(01) выполнять правила технической эксплуатации технических средств своего заведования, устранять лично или с привле­чением судовых специалистов выявившиеся дефекты и отказы этих технических средств;

(02) составлять план работ по корпус­ной части и представлять его на утвержде­ние старшему механику;

(03) распределять подчиненных ему чле­нов экипажа по вахтам и работам, согла­совывая со старшим механиком и старшим помощником капитана, вести учет их рабо­чего времени, и дней отдыха;

(04) выполнять правила, инструкции по технике безопасности и пожаробезопасности, требовать выполнения этих правил под­чиненными ему лицами и обеспечивать без­опасную организацию работ;

(05) руководить ремонтно-профилактическими работами по корпусной части, вы­полняемыми судовыми специалистами;

(06) обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операци­ям, принимать участие в работах при по­грузке и выгрузке тяжеловесных и крупно­габаритных грузов;

(07) обеспечивать подготовку корпусной части к отходу судна и штормовому плава­нию, крепление груза, оборудования, иму­щества, контролировать крепление груза береговыми специалистами и докладывать вахтенному помощнику капитана;

(08) перед каждым приходом судна в порт обеспечивать проверку исправности траповых лебедок, привлекая для этого от­ветственных лиц по необходимости;

(09) обеспечивать готовность к действию аварийного и противопожарного оборудо­вания, имущества, спасательных средств коллективного и индивидуального пользо­вания, их снабжения и спусковых устройств;

(10) обеспечивать своевременные провер­ки и испытания якорных цепей, блоков, га­ков, цепей, скоб и другого такелажного имущества корпусной части;

(11) подготавливать материалы для составления ремонтных ведомостей, контро­лировать качество работ по корпусной ча­сти, выполняемых береговыми специали­стами;

(12) обеспечивать чистоту и порядок на палубе, в помещениях и столовой команды;

(13) знакомить вновь поступающих на судно членов экипажа с расписанием по заведованиям, расписанием по тревогам, расположением аварийного и противопо­жарного оборудования и имущества, спа­сательных средств коллективного и инди­видуального пользования и обучать обра­щению с ними;

(14) составлять заявки на материально-техническое снабжение по своему заведованию, обеспечивать прием, учет и хране­ние сменно-запасных частей и материально-технического снабжения корпусной части;

(15) вести установленную документацию по своему заведованию.

280. При проходе судном узкостей, входе в порт, выходе из него, при подходе к месту якорной стоянки и во время швартовных опе­раций боцман должен находиться на баке или, при необходимости, в другом месте по указа­нию старшего помощника капитана.

При стоянке судна в порту боцман обязал по указанию вахтенного помощника капита­на обеспечивать выполнение работ, связанных с эксплуатацией и безопасной стоянкой судна, с уведомлением старшего механика.

К несению вахт боцман может привлекаться по указанию капитана.

281. На судах, где не предусмотрена долж­ность старшего матроса, боцман выполняет его обязанности.

На судах, где предусмотрено несколько боцманов, их обязанности определяются сог­ласно установленному порядку.

Подшкипер

282. Подшкипер непосредственно подчиняет­ся боцману и является его заместителем.

Подшкипер осуществляет прием, учет и хранение сменно-запасных частей и материаль­но-технического снабжения корпусной части.

283. Подшкипер обязан:

(01) готовить материалы для заявок на материально-техническое снабжение кор­пусной части и представлять их боцману;

(02) обеспечивать должное хранение и ремонт брезентов , тендов, виндзелей, спа­сательных нагрудников, чехлов и другого имущества корпусной части;

(03) обеспечивать исправность и сохран­ность средств малой механизации, приспо­соблений, инвентаря и инструмента корпус­ной части;

(04) выполнять судовые такелажные, па­русные и малярные работы, составлять тре­буемые для покрасочных работ краски;

(05) осуществлять управление палубны­ми техническими средствами;

(06) обеспечивать исправное состояние пожарных шлангов, соединительных гаек, огнетушителей и аварийных фонарей;

(07) обеспечивать пожаробезопасность, чистоту и порядок в кладовых помещениях

корпусной части и подшкиперской, выпол­нять правила техники безопасности;

(08) обеспечивать сохранность и исправ­ное состояние переносных люстр и ламп, своевременно сдавая их в ремонт электро­механику;

(09) выполнять обязанности старшего матроса (на судах, где не предусмотрена должность старшего матроса).

284. Подшкипер должен иметь квалифика­ционное свидетельство матроса I класса и мо­жет привлекаться к несению вахт.

При швартовных операциях подшкипер дол­жен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.

Старший матрос (плотник)

285. Старший матрос непосредственно под­чиняется боцману. В необходимых случаях старший матрос замещает боцмана.

Старший матрос должен:

(01) уметь выполнять судовые плотниц­кие работы по корпусной части;

(02) уметь управлять всеми технически­ми средствами корпусной части;

(03) уметь пользоваться палубными средствами пожаротушения;

(04) знать приемную систему пресной воды, расположение по судну балластных танков и танков пресной воды, их воздуш­ных и мерительных труб и мерительных труб грузовых помещений.

286. Старший матрос обязан:

(01) принимать пресную воду, производить ежедневно замеры воды в танках, сточных колодцах и льялах, записывать ре­зультаты замеров на доске в машинном помещении, в тетради замеров и доклады­вать старшему помощнику капитана;

(02) выполнять плотницкие работы и принимать участие в судовых работах, тех­ническом обслуживании и ремонте корпус­ной части, такелажных и покрасочных ра­ботах по судну;

(03) обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, две­рей, люков, лазов, горловин, затемнителей и воздушных заслонок вентиляционных устройств;

(04) следить за техническим состоянием пожарной магистрали на палубе, осуши­тельного трубопровода в трюмах, прием­ных сеток, льял, пайолов, рыбинсов и лю­ковых закрытий грузовых помещений;

(05) обеспечивать подготовку беседок и лесов для работ за бортом, на мачтах и дымовых трубах;

(06) обеспечивать надлежащее состояние кранцев, румпель-талей и штуртросов, тра­пов, штормтрапов и сходней;

(07) обеспечивать пожаробезопасность в плотницкой и выполнять правила тех­ники безопасности, руководить работой матросов;

(08) выполнять обязанности подшкипера (на судах, где не предусмотрена долж­ность подшкипера).

При швартовных операциях старший матрос должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника ка­питана.

287. Старший матрос должен иметь квали­фикационное свидетельство матроса I класса и может привлекаться к несению вахт по ука­занию капитана.

Старший матрос может привлекаться к малярным и такелажным работам в машин­ных помещениях после получения инструкта­жа по правилам техники безопасности на ра­бочем месте.

Матрос 1 класса

288. Матрос I класса непосредственно под­чиняется боцману. Матрос I класса должен:

(01) знать и выполнять обязанности матроса II класса;

(02) знать сигналопроизводство;

(03) уметь управлять палубными техни­ческими средствами;

(04) уметь пользоваться судовыми спа­сательными средствами и управлять спа­сательными шлюпками на веслах и под парусами;

(05) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;

(06) знать расположение по судну бал­ластных танков и танков пресной воды, их мерительных, воздушных труб и мери­тельных труб грузовых помещений, уметь манипулировать основными приводами клинкетов на палубах;

(07) уметь производить разбивку лот­линей и измерять глубину ручным лотом.

289. Матрос I класса обязан:

(01) нести ходовые на мостике и стояноч­ные вахты у трапа согласно судовому рас­писанию;

(02) принимать участие в судовых рабо­тах и техническом обслуживании корпус­ной части (включая работы на высоте и за бортом);

(03) принимать участие в подготовке грузовых устройств и помещений к грузо­вым операциям, открывать и закрывать грузовые трюмы, оборудованные люковы­ми закрытиями с механическим и гидрав­лическим приводами.

290. Наиболее опытный матрос I класса на­значается старшим рулевым.

Старший рулевой обязан обеспечивать чистоту и порядок в штурманской и рулевой руб­ках, надлежащее содержание и хранение сиг­нальных флагов и знаков, ручных лотов, за­бортных буксируемых лагов и ручного туман­ного горна.

Матрос II класса

291. Матрос II класса непосредственно под­чиняется боцману.

Матрос II класса должен:

(01) знать расположение по судну ава­рийно-спасательного противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и уметь их использовать по назначению;

(02) уметь пользоваться судовыми спа­сательными средствами и управлять шлюп­ками с ручным и механи­ческим приводами;

(03) уметь осуществлять прием и переда­чу сообщений посредством световой и флажной сигнализации;

(04) уметь выполнять малярные, таке­лажные и парусные работы.

292. Матрос II класса обязан:

(01) нести ходовые вахты на мостике и стояночные вахты у трапа согласно судо­вому расписанию;

(02) принимать участие в судовых рабо­тах и работах по техническому обслужива­нию корпусной части;

(03) принимать участие в открытии и закрытии люков трюмов, выпускать и вы­бирать забортный лаг, снимать отсчеты лага;

(04) принимать участие в подготовке и уборке грузовых средств и инвентаря;

(05) убирать палубу и судовые помеще­ния;

(06) принимать участие в швартовных работах согласно судовому расписанию;

(07) при выполнении работ, связанных с грузовыми операциями:

перед началом грузовых операций сле­дить за тем, чтобы люковые крышки с гидравлическим и механическим приво­дом были надежно закреплены, горлови­ны всех цистерн задраены, трубопроводы исправны, льяла, сточные колодцы и приемные сетки были чистыми, а льяльные крышки плотно закрыты;

во время грузовых операций находить­ся в трюме или у люка и следить за размещением груза по указанию второ­го помощника капитана;

контролировать сепарирование груза и при необходимости вести счет груза;

наблюдать за сохранностью груза в трюме и не допускать к погрузке грузо­вые места, имеющие неисправную тару или маркировку, не соответствующую до­кументации. О всех обнаруженных не­достатках немедленно докла­дывать вах­тенному помощнику капитана;

при прекращении грузовых операций докладывать вахтенному помощнику ка­питана;

если во время грузовых операций сни­маются не все бимсы, следить за тем, что­бы оставшиеся бимсы были тщательно закреплены болтами;

наблюдать за исправностью трюмных трапов. О всех обнаруженных поврежде­ниях немедленно докладывать вахтен­ному помощнику капитана;

не допускать в трюм лиц в нетрезвом состоянии;

не допускать курения в трюме, обеспе­чивать порядок и чистоту в трюме;

(08) при отсутствии в штате судна долж­ности матроса пожарной части выполнять его обязанности.

Матрос II класса может привлекаться к малярным и такелажным работам в машин­ных помещениях после получения инструктажа по правилам техники безопасности на ра­бочем месте.

Матрос-водолаз

293. Матрос-водолаз непосредственно под­чиняется боцману. Матрос-водолаз выполняет подводные работы по распоряжению старше­го механика, руководствуясь правилами тех­ники безопасности и действующими положе­ниями, касающимися производства водолаз­ных работ.

Матрос-водолаз обеспечивает исправное состояние водолазного оборудования и иму­щества, выполняет судовые работы и привле­кается к несению вахт.

При наличии на судне нескольких матро­сов-водолазов более опытный из них назна­чается старшим.

Глава VIII СЛУЖБА БЫТА

Помощник капитана по хозяйственной части

294. Помощник капитана по хозяйственной части подчиняется непосредственно старшему помощнику капитана и является начальником службы быта (команды бытового обслужива­ния).

295. Помощник капитана по хозяйственной части организует питание экипажа судна, обеспечивает своевременное получение и хра­нение продуктов столового довольствия и питьевой воды , а также получение материаль­но-технического снабжения (исключая снаб­жение бункером , смазочными материалами, водой), ведет кассовую книгу , производит рас­четы с экипажем, составляет кассовые от­четы, обеспечивает соблюдение правил и ин­струкций по технике безопасности, пожарной безопасности , а также санитарных правил подчиненными ему членами экипажа.

296. Помощник капитана по хозяйственной части обязан:

(01) составлять и своевременно оформ­лять заявки на продукты питания и пром­товары, при доставке продуктов на судно проверять их наличие;

(02) составлять совместно с врачом ме­ню питания экипажа и пассажиров (при отсутствии пассажирской службы), обес­печивая необходимую калорийность и раз­нообразие по ассортименту пищи с учетом запросов членов экипажа;

(03) на первое число последующего ме­сяца, а также по требованию капитана или судового комитета совместно с назначен­ной комиссией и участием судового врача производить проверку продуктов, табачных и других изделий и тары. Проверка оформ­ляется актом, который утверждается капи­таном;

(04) вести учет продуктов питания, та­бачных изделий, материально-техническо­го снабжения, инвентаря и денежных средств ;

(05) составлять денежный и кассовый от­четы и после утверждения их капитаном

направлять судовладельцу в установленном порядке;

(06) составлять и своевременно подавать заявки на камбузное, буфетное имущест­во и совместно с материально-ответствен­ными лицами организовывать их получе­ние;

(07) на основании полученных от мате­риально-ответственных лиц документов со­ставлять и своевременно представлять ма­териалы к инвентаризации материально-имущественных ценностей.

297. Помощник капитана по хозяйственной части должен:

(01) вести табель рабочего времени чле­нов экипажа, а также табель на сверхуроч­ные работы и направлять их судовладель­цу;

(02) по согласованию со старшим помощ­ником и старшим механиком составлять заявки на материально-техническое снаб­жение;

(03) вести учет расходования лимита по материально-техническому снабжению суд­на;

(04) осуществлять контроль за правиль­ным получением денег с членов экипажа по всем видам задолженности;

(05) оформлять и выдавать членам эки­пажа, уходящим с судна, аттестаты, тамо­женные и другие справки;

(06) обеспечивать своевременный обмен и заправку огнетушителей, аппаратов КИП и аквалангов.

298. Помощник капитана по хозяйственной части несет ответственность в установленном законом порядке:

(01) за выдачу, учет и остаток денежных средств в советской, иностранной валюте и чеках Внешторгбанка;

(02) за санитарное состояние судовых помещений, помещений судоблока и обору­дования;

(03) за соблюдение правил и инструкций по технике безопасности, пожаробезопасности и санитарных правил членами служ­бы быта (команды бытового обслуживания).

299. При наличии диплома о присвоении морского звания помощник капитана по хо­зяйственной части может быть привлечен к несению вахты как на ходу, так и на стоянке.

Повар

300. Повар на судах, где отсутствует заве­дующий производством, непосредственно под­чиняется помощнику капитана по хозяйствен­ной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.

Повар руководит работой камбузного пер­сонала.

В обязанности повара входит приготовле­ние и раздача пищи.

Повар принимает участие в составлении заявок на продукты и контролирует качество продуктов, доставляемых на судно.

Повар обеспечивает содержание в надлежа­щем состоянии камбузных помещений и оборудования, камбузной посуды и холодильни­ков, а также принимает меры к своевремен­ному получению и необходимому ремонту камбузного инвентаря и другого имущества.

Повар принимает участие в составлении ме­ню совместно с судовым врачом и артельщи­ком и представляет его на утверждение по­мощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.

На судах, где нет должности пекаря, его обязанности возлагаются на повара.

На судах, где несколько поваров, один из них назначается старшим.

Пекарь

301. Пекарь непосредственно подчиняется повару.

В обязанности пекаря входит выпечка хле­бобулочных и кондитерских изделий и работа на. камбузе под руководством повара.

Камбузник

302. Камбузник непосредственно подчиняет­ся повару и выполняет работы по его указа­нию. В обязанности камбузника входит со­держание в чистоте камбуза, камбузных под­собных помещений и посуды.

На судах, где имеется один повар, камбузник помогает ему в приготовлении и раздаче пищи.

Буфетчик

303. Буфетчик непосредственно подчиняет­ся помощнику капитана по хозяйственной ча­сти, а при его отсутствии - старшему помощ­нику капитана.

На буфетчика возлагается заведование бу­фетом, уборка и обслуживание кают-компа­нии, а также уборка кают капитана и старше­го командного состава.

Буфетчик принимает посуду, оборудование буфета, столовое белье, а также постельное белье экипажа, следит за их надлежащим со­стоянием и ведет учет этого имущества.

Дневальный

304. Дневальный непосредственно подчиня­ется помощнику капитана по хозяйственной части. При отсутствии в штате помощника ка­питана по хозяйственной части дневальный подчиняется старшему помощнику капитана.

В обязанности дневального входит уборка кают командного состава, служебных помеще­ний, красного уголка (клуба), коридоров, а также содержание в чистоте помещения сто­ловой команды, подача пищи в столовую су­довой команды и мытье посуды.

Дневальный принимает у буфетчика необ­ходимое количество посуды, белья и другого инвентаря и следит за их сохранностью.

При наличии в штате судна более одного дневального обязанности каждого из них опре­деляются помощником капитана по хозяйст­венной части, а при его отсутствии - стар­шим помощником капитана.

На пассажирских судах дневальные, обслу­живающие пассажирские помещения, непо­средственно подчиняются старшему бортпро­воднику и их обязанности устанавливаются помощником капитана по пассажирской части.

Артельщик

305. Артельщик избирается на общем собра­нии экипажа с последующим назначением приказом по судну.

Артельщик непосредственно подчиняется помощнику капитана по хозяйственной части, а при его отсутствии - старшему помощнику капитана.

Помимо выполнения своих обязанностей по занимаемой им штатной должности, артель­щик получает продовольствие для экипажа и обеспечивает его сохранность в соответствии с установленными санитарными правилами, а также следит за содержанием в должном по­рядке кладовых и других помещений для хра­нения продуктов, ежесуточно выдает, в соот­ветствии с утвержденным меню, продукты по­варам для приготовления пищи, принимает участие в составлении меню, а также произво­дит продажу членам экипажа продуктов пи­тания и предметов повседневного обихода.

Артельщик ведет учет суточного расхода продуктов и несет материальную ответствен­ность в установленном законом порядке за сохранность продовольствия.

Глава IX РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Начальник радиостанции

306. Начальник радиостанции непосредст­венно подчиняется капитану и является на­чальником радиотехнической службы.

Начальник радиостанции руководит работой судовых радиоспециалистов, электрорадиона­вигатора и несет радиовахту согласно Прави­лам радиосвязи морской подвижной службы Союза ССР и судовому расписанию.

Начальник радиостанции несет ответствен­ность за радиосвязь судна, техническое состоя­ние и постоянную готовность к действию ап­паратуры радиосвязи и радиотрансляции, те­леустановок, факсимильной аппаратуры, шлю­почных радиостанций, судовых инвентарных радиоприемников, магнитофонов.

Начальник радиостанции. несет ответствен­ность за техническое состояние и постоянную готовность к действию радионавигационных приборов в случае, когда на него возложено их техническое обслуживание.

При наличии в штате судна должности электрорадионавигатора начальник радио­станции несет ответственность за техническое состояние и постоянную готовность к дейст­вию всех электрорадионавигационных прибо­ров.

307. Начальник радиостанции обязан:

(01) строго соблюдать Правила радио­связи морской подвижной службы Союза ССР;

(02) контролировать соблюдение сани­тарных норм на радиоизлучение от пере­дающих устройств судна;

(03) обеспечивать соблюдение правил и инструкций по технике безопасности под­чиненными ему лицами;

(04) составлять расписание вахт радиоспециалистов и представлять его на утвер­ждение капитану;

(05) организовывать и осуществлять ре­гулярный и своевременный прием метео­сводок и штормовых предупреждений по районам, указанным капитаном, а также навигационных извещений мореплавателям (НАВИМ) и навигационных предупреж­дений (НАВИП);

(06) обеспечивать постоянную готовность средств аварийной радиосвязи;

(07) немедленно открывать вахту па час­тоте 500 кГц или 2182 кГц в случае опас­ности, грозящей судну, или приема сигна­ла тревоги от автоаларма;

(08) обеспечивать прием факсимильных передач карт погоды и состояния моря;

(09) ежедневно проверять радиотеле­графный журнал, подписывать его и пред­ставлять на подпись капитану;

(10) сдавать рейсовое донесение началь­нику службы связи и электрорадионавига­ции судовладельца.

Действует Редакция от 22.07.2010

Наименование документ ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 22.07.2010 N 999 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА"
Вид документа приказ, устав
Принявший орган минобороны рф
Номер документа 999
Дата принятия 12.10.2010
Дата редакции 22.07.2010
Номер регистрации в Минюсте 18311
Дата регистрации в Минюсте 31.08.2010
Статус действует
Публикация
  • "Российская газета", N 222, 01.10.2010
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 22.07.2010 N 999 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА"

БОЦМАНСКАЯ КОМАНДА

Боцман

168. Боцман подчиняется старшему помощнику капитана. Он является непосредственным руководителем судовых работ по обслуживанию корпуса и палубных механизмов судна, палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, цистерн пресной воды (измерительных, приемных и воздушных труб), рангоута, такелажа, трапов и кранцев.

Он отвечает за готовность к использованию якорного, швартовного, буксирного и рулевого устройств, а также спасательных и противопожарных средств (оборудования, имущества и инвентаря).

169. Боцман обязан:

составлять планы судовых работ по корпусной части судна и обеспечивать подготовку и установку лесов, беседок и приспособлений для выполнения работ повышенной опасности, в том числе работ на высоте и за бортом судна;

следить за исправным состоянием и готовностью к использованию коллективных и индивидуальных спасательных средств, оборудования для спуска их на воду, снабжением установленным имуществом и инвентарем;

организовывать подготовку трюмов, механизмов и устройств к грузовым операциям, а также крепление груза на палубах, обращая особое внимание на крепление тяжеловесных и крупногабаритных грузов;

готовить материалы для составления ремонтных ведомостей по корпусной части и палубным механизмам судна, составлять заявки и организовывать снабжение судна спасательным, противопожарным, шкиперским, другим имуществом и инвентарем по заведованию;

обходить ежедневно судно, следить за чистотой и порядком на верхней палубе, в жилых помещениях и столовой команды.

170. Перед выходом судна в море боцман должен проверить надежность закрытия грузовых и иных люков и горловин, крепление палубных устройств, лееров, катеров (шлюпок), оборудования и механизмов, находящихся на верхней палубе, и доложить об их состоянии старшему помощнику капитана.

171. При проходе судном узкостей, подходе к месту якорной стоянки, выполнении швартовных операций боцман должен подготовить якоря к отдаче и находиться на баке или ином месте по указанию старшего (вахтенного) помощника капитана.

При стоянке судна в базе (в порту) боцман должен контролировать состояние и исправность трапов (сходен), кранцев, траповых лебедок и швартовных тросов, а также обеспечивать выполнение работ, связанных с безопасной стоянкой судна.

Старший матрос

172. Старший матрос подчиняется боцману и в необходимых случаях замещает его.

Он отвечает за учет и надлежащее хранение инвентаря и инструмента для работ по корпусной части судна, а также брезентов, тентов, чехлов, спасательных нагрудников и другого имущества, находящегося в заведовании.

173. Старший матрос обязан:

самостоятельно работать с якорными, швартовными, буксирными и другими палубными устройствами судна;

обеспечить должное хранение и ремонт брезентов, тентов, чехлов, спасательных нагрудников, также инструмента, инвентаря и другого имущества корпусной части судна;

выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы, в том числе работы повышенной опасности (за бортом, на мачтах и т.п.);

следить за исправным состоянием огнетушителей и пожарных шлангов, а также аварийных фонарей, переносных люстр и ламп;

обеспечивать пожарную безопасность, чистоту и порядок в кладовых и помещениях, находящихся в заведовании;

нести ходовые (на руле) и стояночные вахты согласно графику.

174. Старший матрос должен знать и уметь выполнять обязанности матроса 1 класса, управлять шлюпкой и всеми судовыми спасательными средствами на веслах, под парусом или мотором.

При швартовных операциях старший матрос должен находиться на корме или в другом месте по указанию старшего помощника капитана.

175. Старший матрос руководит работой матросов боцманской команды по обслуживанию корпуса и корпусных конструкций судна. На судах, где штатом (штатным перечнем) судна должность боцмана не предусмотрена, старший матрос выполняет его обязанности.

Старший матрос пожарный

176. Старший матрос пожарный подчиняется боцману. В заведовании старшего матроса пожарного находится противопожарное имущество и инвентарь.

177. Старший матрос пожарный обязан:

проверять противопожарное состояние трюмов и выполнение требований пожарной безопасности грузовых работ;

следить за соблюдением требований пожарной безопасности при выполнении на судне работ с применением открытого огня;

уметь пользоваться переносными пожарными мотопомпами, дымососами, а на нефтеналивных судах, кроме того, уметь пользоваться газоанализаторами и переключать основные клинкеты на верхней палубе.

178. Старший матрос пожарный должен нести ходовые вахты на мостике (впередсмотрящим) и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию и руководить работой матросов пожарных.

Матрос 1 класса

179. Матрос 1 класса подчиняется старшему матросу и в необходимых случаях замещает его.

180. Матрос 1 класса обязан:

знать общие сведения по судовождению, раскраску и внешние признаки средств навигационного ограждения, основные положения правил предупреждения столкновений судов в море;

нести ходовую вахту на руле, управлять рулевым устройством по магнитному компасу и гирокомпасу, уметь переходить с автоматического управления рулем на ручное и обратно;

управлять грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами;

знать расположение грузовых помещений на судне, цистерн пресной воды, их горловин, мерительных и воздушных труб, а на наливных судах, кроме того, - расположение грузовых и зачистных систем и уметь манипулировать основными приводами клапанов (клинкетов);

уметь управлять судовыми спасательными средствами на веслах и под парусом (мотором), проводить разбивку лотлиней и измерять глубину ручным лотом.

181. Наиболее опытный матрос 1 класса назначается старшим рулевым и обеспечивает чистоту и порядок в штурманской рубке, надлежащее хранение и содержание сигнальных флагов и знаков, ручных лотов и другого штурманского имущества.

Матрос 2 класса

182. Матрос 2 класса подчиняется старшему матросу.

183. Матрос 2 класса обязан:

выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы по уходу за корпусом, рангоутом и такелажем, включая работы на высоте и за бортом судна;

уметь передавать и принимать сообщения световой и флажной сигнализации;

уметь пользоваться судовыми спасательными средствами, управлять шлюпкой на веслах, с ручным или механическим приводом.

184. Матрос 2 класса должен готовить грузовые устройства и помещения судна к грузовым операциям, а при выполнении грузовых операций находиться в трюме или у люка и следить за размещением груза, при необходимости вести счет груза и наблюдать за его сохранностью.

185. Матрос 2 класса может привлекаться к несению вахты на руле и выполнению работ с грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами после получения инструктажа на рабочем месте или под руководством боцмана (старшего матроса).

Матрос-водолаз

186. Матрос-водолаз подчиняется боцману, а на судах, где штатом (штатным перечнем) должность боцмана не предусмотрена, - старшему помощнику капитана.

Он отвечает за исправное состояние и готовность к использованию водолазного снаряжения, оборудования и имущества.

187. Матрос-водолаз обязан:

готовить водолазное снаряжение и оборудование к проведению спусков и выполнению типовых водолазных работ;

выполнять типовые водолазные работы, связанные с подводной арматурой судна (очисткой кингстонных решеток, винтов и рулей от обрастания, намоток и засорений), а также выполнять простые монтажные и слесарные работы под водой;

устранять простейшие неисправности водолазного снаряжения и оборудования, обслуживать декомпрессионную барокамеру;

оказывать помощь водолазам в аварийных ситуациях и при водолазных заболеваниях.

188. На спасательных и специальных судах, имеющих нескольких матросов-водолазов, обязанности каждого из них определяет старший помощник капитана.

Матрос

189. Матрос подчиняется старшему матросу.

190. Матрос обязан:

выполнять малярные, такелажные и другие судовые работы по уходу за корпусом, рангоутом и такелажем;

нести ходовые вахты на мостике (впередсмотрящим) и стояночные вахты у трапа согласно судовому расписанию;

уметь пользоваться судовыми спасательными средствами;

производить уборку помещений, расписанных ему в заведование, и участвовать в подсобных судовых работах по указанию боцмана.

191. Матрос может привлекаться к несению вахты на руле и выполнению работ с грузовыми, якорными, швартовными и другими палубными устройствами и механизмами после получения инструктажа на рабочем месте или под руководством боцмана (старшего матроса).

На судах, где штатом предусмотрено несколько матросов, обязанности каждого из них определяет боцман.