Технические характеристики лодки мкм чертеж усиления транца. Мотолодка «МКМ». Основные данные моторной лодки «МКМ. Моторная лодка мкм Мореходные характеристики лодки МКМ

Чем отличаются заводские ветровые стекла от стекол производства «Лодка44»?

Старые заводские стекла изготавливались на серийных производствах СССР. Делались они качественно, но со временем всё имеет свойство разрушаться и стареть, поэтому у многих заводские ветровые стекла повреждены или не сохранились вовсе.

Наш конструкторский отдел постоянно модернизирует и совершенствует стекла и рамки остекления для всех серийных отечественных лодок. Стекла производства »Лодка44» делятся на «Стандарт» и «Премиум».

Остекление «Стандарт» максимально приближено по технологическим особенностям к заводским стеклам, по высоте полностью соответствует заводскому аналогу. Боковая часть стекла продлена. В комплекте идет рамка остекления, петли из полированной нержавейки, упорные стойки. Остекление изготовлено из монолитного поликарбоната 3 мм.

Таблица сравнения стекол

Что такое ветровые стекла «Премиум» и чем они отличаются от «Стандарт»?

Ветровые стекла «Премиум» – это собственная разработка конструкторского отдела компании «Лодка44». В течение нескольких лет мы выявляли недостатки и проводили опросы наших клиентов. Нам удалось совместить современные технологичные наработки, прочные долговечные материалы и опыт конструкторов автомобилестроения. Результатом кропотливой работы стали стекла «Премиум».

Главным отличием «Премиум» стекол от комплекта «Стандарт» – это новый высокопрочный алюминиевый профиль окантовки стекла и новые органические («Премиум-А») и каленые («Премиум-К») стекла толщиной 5 и 4 мм соответственно. В отличие от комплектов «Стандарт », в которых стекла изготавливаются из поликарбоната, комплекты «Премиум» более долговечны, устойчивее к механическим воздействиям, а так же прозрачнее и выглядят более эстетично.

Размеры стекол . Для каждой модели серийной лодки нами были подобраны оптимальные размеры стекол для их комфортного и долговечного использования. Они отличаются от заводских. Они больше и удобнее в использовании лодки.

Окантовка стекла изготовлена из высококачественного алюминиевого профиля. Вам не придется переживать о царапинах и небольших повреждениях. Он гораздо прочнее и долговечнее заводского, высокоустойчив к механическим воздействиям.

Установка . Благодаря технологичной конструкции окантовки стекла, вам не придется тратить несколько часов на её установку. Мы подготовили её так, чтобы ваши усилия были минимальными. И конечно, для каждого комплекта стекол в комплекте прилагается подробная инструкция по установке ветровых стекол.

Внешний вид . Все кто видел новые стекла «Премиум», без сомнения выбрали именно их. Они и внешне, и по техническим характеристикам похожи на автомобильные. Также они легко поддаются покраске, поэтому вы можете придать вашей лодке потрясающий вид.

Зачем нужна калитка на ветровых стеклах?

Калитка на остеклении лодки необходима для быстрого выхода на корму. Зачастую на воде возникают ситуации, когда нужно быстро что-то поправить или забрать с носа лодки. Перебираться сбоку через ветровое стекло не всегда безопасно, так как лодка имеет валкую конструкцию.

Важно: при заказе стекол с калиткой предусмотрите в тенте опцию «клапан в крыше» для удобного выхода из лодки через калитку.

Как устанавливаются новые ветровые стекла?

В комплекте с ветровыми стеклами производства «Лодка44» мы прилагаем подробную инструкцию по установке новых стекол. За долгие годы работы мы проанализировали все типичные ошибки и трудности, с которыми сталкивались наши клиенты, поэтому подробно описали в инструкции каждый шаг установки стекол с фотографиями.

Сроки изготовления и доставки

Срок изготовления стекол и тента на серийные отечественные лодки в компании «Лодка44» на сегодняшний день составляет составляет 14 рабочих дней с момента оформления заказа. После оформления заказа наши менеджеры свяжутся с вами, и сообщат о точной дате отправки вашего заказа. Срок доставки напрямую зависит от места вашего нахождения и способа доставки. В среднем сроки доставки по территории России составляют от 3 до 10 дней.

Гарантии

Вы можете вернуть любой наш товар в течение 2 недель с момента получения без объяснения причин.

Мы уверены в своей работе и качестве изготавливаемых нами товаров.

Также даем гарантию на все наши стекла 1 год. В течение всего гарантийного срока при возникновении дефектов ткани и других изъянов мы бесплатно заменим стекла или вернем вам деньги.

С появлением у нас 20-сильных подвесных моторов встал вопрос о необходимости замены практически единственной тогда моторной лодки «Казанка»: она по-прежнему выпускалась крупными сериями, но для эксплуатации с такими моторами была уже непригодна. В качестве замены судостроители предложили металлический вариант ранее популярной фанерной мотолодки «МК-29» конструкции Э. Э. Клосса. От этого проекта полностью заимствовали теоретический чертеж, с «Казанки» скопировали конструкцию корпуса - вот так и появилась более широкая и высокобортная (казалось бы - и более мореходная!) «МКМ», за постройку которой в 1967-1969 гг. взялись сразу семь заводов!


Вскоре, после модернизации и соответствующего повышения цены «Казанки» с булями - модель «МД» продавалась уже по цене 400 руб., «МКМ» стала самой дешевой «моторкой»: розничная цена большей части лодок составляла 370 руб. (Заметим, что некоторые не приспособленные к крупносерийному выпуску лодок заводы-строители были вынуждены продавать «МКМ» по более высокой цене - до 450 руб.; при этом дорогая лодка не отличалась ни более высоким качеством изготовления, ни какими-либо дополнениями в оборудовании.)

Что можно сказать об обводах «МКМ»? Теоретический чертеж ее () был разработан почти 20 лет назад с расчетом на эксплуатацию в основном с 10-сильной «Москвой», под которой «МК-29», имевшая легкий, 70-килограммовый корпус, развивала максимальную скорость до 30 км/ч. С нагрузкой 3-4 человека лодка шла в переходном к глиссированию режиме, поэтому, чтобы повысить ее гидродинамические качества, пришлось увеличить ширину днища и ограничить угол килеватости минимальной величиной (у транца - 4°). Выходу на глиссирование и снижению ходового дифферента способствовал также отгиб днища вниз у транца. Благодаря этому отгибу, величина которого на «МК-29» и «МКМ» одинакова и составляет 8 мм, кормовой участок днища оказывается расположенным под большим углом атаки к встречному потоку воды, чем середина корпуса; здесь создается значительная подъемная сила, которая поднимает корму и «кладет» нос лодки на воду.

Но то что было хорошо для 10-сильной «Москвы», обернулось существенными недостатками при установке на ту же лодку вдвое более мощных «Вихря» и «Мссквы-25». Хорошо известно, что катер с широким и плоским днищем глиссирует при минимальном угле атаки, а на «МКМ» действует еще и эффект отгиба днища. Поэтому при встрече даже с небольшой волной из-под низко опущенной скулы этой лодки вырываются тучи брызг и обрушиваются на головы пассажиров и водителя лодки. Попытки приподнять нос - увеличить ходовой дифферент на корму, придав лодке кормовую загрузку, эффекта не дают. Нередко можно видеть, как «МКМ» управляют, сидя на самом транце и опустив ноги в моторный отсек. А читатель сборника Петрушко из г. Новочебок-сарска попытался улучшить мореходные качества лодки, доверху загрузив моторный отсек сырым песком; против волны лодка, действительно, пошла лучше, но скорость ее упала почти вдвое.

В. В. Бороденко из Саратова сделал за транцем своей «МКМ» выносной кронштейн, на который повесил два «Нептуна», установил продольные реданы и скуловые брызгоотбойники, сдвинул в корму пост управления лодкой и разместил здесь же 4 канистры с топливом. И все это вместе взятое не смогло «оторвать от воды» носовую оконечность лодки, существенно улучшить ее ходовые качества на волне.

Само собой разумеется, попытки оборудовать «МКМ» дистанционным управлением со штурвалом в носовой части кокпита - у ветрового стекла еще более усугубляли имеющийся недостаток. Лодка уже не только не всплывала на встречную волну, а врезалась в нее, теряя ход. Не удивительно, что, несмотря на большую ширину и значительную остойчивость «МКМ», время от времени бывают случаи опрокидывания лодок данного типа: ведь для этого достаточно на попуткой или боковой волне сделать резкое движение румпелем...

Излишне говорить о Сильных ударах, которые получает плоскодонная лодка при ходе против волны, о неудобном моторном отсеке, отсутствии тента и непрочном ветровом стекле, о безнадежно устаревшем дизайне. Очень хорошо, что к настоящему времени производство «МКМ» прекращено на пяти заводах, но два предприятия и в текущем году продолжают выпускать эту далекую от совершенства модель.

Ну а что же делать с десятками тысяч «МКМ», уже находящимися в личном пользовании?

Если оставить в стороне неисправимые недостатки, присущие «МКМ», как и любой лодке с плоским днищем малой килеватости, то можно сказать, что «корень зла» - отгиб днища у транца. Следовательно, в первую очередь необходимо либо избавиться от этого отгиба, либо нейтрализовать его действие.

Для устранения отгиба днища необходимо расшить заклепочные швы, крепящие обшивку днища и борта по скуле, а также к днищевым стрингерам и килю, начиная от транца до второго от кормы шпангоута. Нижнюю кромку транца вместе с отогнутым фланцем следует обрезать на 8 мм, а кромку переборки моторного отсека - на 3 мм. Соответственно нужно подрезать и кромку бортовых листов, примыкающих к скуле, затем осадить днищевые стрингера вровень с новой поверхностью днища, переклепать кницу у транца.

Собрав набор на временных болтиках М4, прижмите к нему листы обшивки и проверьте обводы днища. Для этого нужно приложить к днищу рейку длиной 1,5-2 м с выверенной прямой кромкой или стальную линейку. По всей поверхности на 1,5 м от транца рейка или линейка должна плотно прилегать к обшивке. Теперь можно подгонять скуловые угольники и килевой профиль, все заклепочные отверстия рассверлить до d=4,2 мм, поставить уплотнительную ленту и снова заклепать швы, но уже заклепками большего диаметра.

Эта работа отнимает немало времени, но, судя по тому, что многие любители умудряются самостоятельно даже удлинять свои дюралевые лодки, что гораздо сложнее, она вполне может быть выполнена в домашних условиях. О том, как правильно клепать и красить дюралевую лодку, можно прочитать в книге «300 советов по катерам, лодкам и моторам» («Судостроение», 1975 г.).

Второй способ увеличить ходовой дифферент лодки - установка поперечного редана или носового подводного крыла.

Размеры и схема установки поперечного редана указаны на приводимом эскизе. Изготовить редан можно из листа дюралюминия либо другого алюминиевого сплава толщиной 1-1,5 мм. Вырезав обе поло-, вины редана, придайте ему легкую вогнутость, выколачивая лист деревянной киянкой на песке или «вальцуя» вокруг трубы. Носовую кромку листа нужно заточить до плотного прилегания кромки к обшивке. Планки, поддерживающие кормовую кромку редана и соединяющую обе его части на киле, можно сделать из твердого дерева, текстолита или легкого сплава.

Перед установкой листы редана необходимо тщательно загрунтовать с внутренней стороны и покрасить - пространство между обшивкой лодки и реданом свободно сообщается с забортной водой. Крепежные винты должны быть стальными оцинкованными или из нержавеющей стали; применение крепежа из цветного металла вызовет коррозию листов. Крепление носовой кромки к днищу рекомендуется усилить проклеиванием эпоксидным клеем.

Подобный же редан можно изготовить сплошным - из пенопласта или дерева, приклеенных на зачищенный до блеска металл обшивки эпоксидным клеем. Снаружи такой редан после обработки необходимо оклеить парой слоев стеклоткани.

Стреловидный редан должен воспринимать на ходу около 90% всего веса лодки; это необходимо учитывать при ее загрузке. Показанное на эскизе положение редана рассчитано на размещение водителя в передней части кокпита.

Следует оговорить, что приведенные выше рекомендации именно на лодке «МКМ» опробованы не были, но они хорошо проверены и дали положительные результаты на аналогичных лодках. Поэтому, если эффект от установки редана окажется чрезмерным - ходовой дифферент будет слишком велик или лодка начнет дельфинировать при неполной загрузке (либо управлении за румпель мотора), не удивляйтесь и не отчаивайтесь. Для начала передвиньте вперед канистры с горючим, постарайтесь загрузить носовой багажник, посадите пассажира на носовое сиденье.

Если эти простейшие меры не помогают, придется ставить транцевые плиты с регулируемым углом атаки (см. упомянутую книгу «300 советов»), За счет увеличения угла атаки плит можно будет перераспределять нагрузку между плитами и поперечным реданом, добиваясь оптимального дифферента для любого случая загрузки лодки и погодных условий.

Еще одно полезное дополнение для серийной «МКМ» - скуловые брызгоотбойники, закрепленные на бортах на длине 1,95 м от форштевня. Сделать их можно из полосы 1,5X40 легкого сплава, закрепленной к корпусу при помощи сплошного дюралевого угольника 20X20 или коротышей, нарезанных из него. Поверхность брызгоотбойников должна быть наклонена вниз под углом около 10° к горизонту для более эффективного отражения брызг.

Приведенные рекомендации должны в значительной степени уменьшить забрызгивание лодки «МКМ» на ходу, улучшить ее всхожесть на встречную волну. Еще более эффективной мерой будет установка носового подводного крыла (см. статью Л. Л. Хейфеца «Катер на одном крыле» в ), однако изготовление и доводка такого устройства являются делом, несравненно более сложным, не говоря уже о том, что эксплуатация катера на крыле возможна не на каждой акватории.

Полезная деталь оборудования - это тент, который защищает кокпит лодки от забрызгивания в свежую погоду. Если лодка управляется за румпель, совсем необязательно делать тент высоким и закрывающим весь кокпит.

Примерные размеры удобного тента показаны на эскизе. Дуги тента откидываются на шарнире в сторону носа и укладываются перед ветровым стеклом. На ходу кормовой полог 4 закручивается в скатку и подвешивается к дуге 3 на тесемках, оставляя кокпит в корме свободным для управления лодкой. На стоянке кокпит может быть закрыт полностью, а высота под тентом достаточна для размещения на ночлег на пайолах. Детали приведены в книге «300 советов».

Ярославский судостроительный комбинат начал выпускать довольно известную лодку МКМ еще с 1968 года, она известна и до сегодняшнего дня благодаря своей простоте и высоким показателям надежности. Лодка была выпущена как улучшенный вариант «Казанки», материалом производитель выбрал дюраль. В отличие от Казанки, новая лодка получила возможность работать с моторами мощностью до 25 л.с.

Но исходя из опыта эксплуатации лодку все равно небезопасно комплектовать моторами 25 л.с. мощности, ведь это уменьшало мореходность, учащались удары носом об воду. Результатом этого становилось намокание кокпита. Лодка отлично чувствовала себя в спокойных водоемах при расстоянии от берега до 1 км.

«МКМ» стала отличной заменой лодки «Казанка», которая тогда оказалась недостаточно безопасной. Также от прежней модели новинка получила конструкцию корпуса и даже оборудование. Основной моделью для разработки новой МКМ послужила лодка МК-29, которая имела подходящие плоско-килеватые обводы днища.

Основным материалом послужила дюраль марки Д16АТ, применяется клепаная конструкция. Обшивка днища и палуба получила среднюю толщину — 1 мм. Имеется достаточный моторный отсек, при стоянке можно легко установить подвесной мотор, после чего отсек закрывается металлическими крышками. Производителем указано, что форпик имеет объем 168 литров, лодка хорошо держит воду и практически непотопляется.

Цель и история создания. Преимущества и недостатки лодки

Лодка марки МКМ имеет огромный спрос среди рыбаков и охотников, так как транспорт может использоваться и на мелководных реках, и озерах. Из-за того, что она производилась в нескольких городах, часто можно услышать от людей такие названия, как «Харьковчанка», «Астраханка» и «Ярославка» в честь городов-изготовителей. Именно из-за этого, транспорт имеет некие различия, так как каждое предприятие изготавливало его по-своему, несмотря на имеющуюся схему. Благодаря этому, мы смогли увидеть транспорт с неким загибом.

Цель разработчиков транспорта состояла в том, чтобы создать лодку из дюралюминия. Именно этот материал не требует высокотемпературных технических процессов. К тому же, она должна была складываться по схемам, чтобы ее можно было производить на маленьких предприятиях или дома, при наличии всех деталей.

Как и любой транспорт, лодка МКМ имеет свои преимущества и недостатки. К плюсам средства передвижения относят:

  1. Вес и вместимость.
  2. Прочность.
  3. Устойчивость в спокойной воде.

Что касательно негативных факторов, то их два:

  1. Брызги часто попадают в лодку.
  2. Транспорт ужасно ведет себя на волнах.

Технические характеристики лодки МКМ

Размеры лодки играют важнейшую роль при ее эксплуатации, поэтому лодка МКМ получила наибольшую длину 4,1 метра, ширину в 1,52 метра, а на миделе высота борта составляет 0,57 мм. Если установить оборудование и снабжение на лодку, вес лодки составит 150 кг.


Габариты вполне позволяют располагать в лодке до 4 человек, ведь максимальная грузоподъемность составила 400 кг. Указанная производителем максимальная мощность используемого двигателя 25 л. с, но выше уточнялось, что лучше применять менее мощные моторы.

Даже при полной нагрузке лодки и использовании мотора на 25 лошадиные силы ее максимальная скорость достигнет немалых 32 км/час.

Как создавалась лодка?

Началась история достаточно популярной лодки МКМ еще в 60-х годах, ведь на то время большинство рыбаков и простых пользователей могли использовать только обычную казанку. Такой вариант был ограничен в мощности двигателя (до 12 л.с.) и не позволял выполнять некоторые задачи. Именно поэтому инженеры начали разработку новой модели, и поэтому в 1968 году мир увидел новую моторную лодку МКМ. Разработчиком считался Ярославский завод, а в основе данного изобретения послужили две модели — лодка Казанка и более старая разновидность с названием МК-29.
Лодка МКМ Необходимость в создании новой лодки была однозначно, ведь старый вариант был небезопасным и требовался более надежный сплав. Также если на Казанку использовать более мощный мотор, то она может не выдержать такую эксплуатацию. А новый МКМ продумал эти нюансы, хотя общее устройство корпуса осталось прежним. Отличиями в конструкции можно назвать более заваленные борта во внутренней части торца, также днище получило плоско-килеватую форму. Из-за завода-производителя новую лодку рыбаки стали называть «Ярославка».

Благодаря улучшенному корпусу на лодку появилась возможность располагать мотор мощностью до 25 л.с. Но пользователи плохо отзывались о таком решении ставить максимально допустимый мотор. Ведь в таком случае движение на реках или небольших водоемах было достаточно неудобным. При наличии волн вода попадала в кокпит и на пассажиров.

Подробный обзор

Если смотреть на лодку МКМ, фото позволяют выделить довольно продуманную форму корпуса, отлично помогает в работе стандартное заводское стекло. При покупке лодки обязательно обращайте внимание на ее качество и сборку, сегодня в магазинах предлагается огромное количество бракованных или поддельных моделей.

Заметным недостатком лодки МКМ можно считать днище с плоской килеватостью, показатель которой составлял всего 2 градуса. Ввиду этого устойчивость лодки была недостаточной для некоторых действий на воде. Также про лодку МКМ отзывы говорят, что производитель плохо продумал скулы, которые расположились недостаточно высоко.

Чтобы решить такую проблему может потребоваться установка дополнительных заборников, они отражают брызги и позволяют увереннее эксплуатировать лодку.


Изначально на заводе лодку разрабатывали для простых целей, поэтому на ней лучше передвигаться на малых реках и озерах. Для больших водоемов использовать с осторожностью и отдаляться от берега максимум на 1000 метров. Перед использованием важно понимать, что МКМ нужно эксплуатировать на высоте волны до 30 см. В противном случае процедура будет небезопасной, поэтому на лодке нельзя выходить в море или большой водоем.

Но недостатки на этом заканчиваются, лодка действительно стоит внимания и пользуется спросом. В стоящем положении владельцы отмечают отличную устойчивость. Например, для рыбаков это важный показатель. Для лучшей плавучести блоки на лодке решили расположить в двух местах.

Доработка лодки

Многие владельцы за годы эксплуатации научились проводить самостоятельный ремонт и доработку лодок МКМ. В изначальном варианте предлагается чрезмерный отгиб донной части, и чтобы избавиться от этого можно следующими действиями:

  1. Удаляем заклепочные швы, которые фиксируют саму обшивку, борты и стрингеры.
  2. Далее транцевую часть и отогнутый элемент нужно обрезать на 8 мм, а имеющуюся часть перегородки для моторного отсека отрезаем на 3 мм.
  3. Аналогично можно укоротить кромки бортовых пластин, именно те, которые взаимодействую со скулой.
  4. На некоторое время можно собрать данный комплект на болты, к комплекту нужно прижать листы обшивки. Специалисты рекомендуют использовать металлическую линейку.
  5. Обязательно нужно расширить гнезда для заклепок до показателя 4,2 мм.
  6. Укладывается уплотнительная лента и фиксируются швы, обязательно новыми заклепками.

Мореходные характеристики лодки МКМ

При использовании большого мотора и заявленных характеристик корпуса, лодку МКМ лучше не использовать при больших волнах и на большом расстоянии. Рыбаки советуют применять ее при стоячей воде или при полном штиле. Мореходные показатели заявлены следующими:

    • Максимальная высота волны для лодки 25 см;
    • Оптимальные водоемы для использования — озера, небольшие реки, пруда;
    • Отплывать от берега рекомендуется не дальше чем на 1 км;
  • Оптимальная мощность двигателя 18 л.с., если больше, судно может легко опрокинуться.


Лодка МКМ, вид сверху и сбоку У лодки МКМ фото максимально подробно показывают, что форма и размеры судна не ориентированы на большие волны либо дальние поездки. В частности это ограничено следующими недостатками конструкции:

    • полное отсутствие брызгоотбойников;
    • минимальная килеватость;
  • скулы на лодке расположены достаточно низко.

Перед нами была поставлена задача - спроектировать и построить дюралевую лодку для крупносерийного производства и продажи населению, рассчитанную на подвесной мотор мощностью до 25 л. с.

Эта лодка должна заменить широко распространенную, но уже устаревшую «Казанку». Напомним, что были разработаны и некоторые другие лодки из того же материала, но они оказались слишком сложными по конструкции и в массовое производство, не пошли. Надо еще учесть, что конструкция «Казанки», как и ряда новых лодок, была создана для освоения большими предприятиями, имеющими богатый опыт работы с дуралюмином, мощное прессовое хозяйство и комплекты штампов, а главное способными производить термообработку изгибаемых деталей. Таких возможностей зачастую не имеют даже судостроительные заводы, не то что отдельные коллективы любителей.

При разработке рабочих чертежей лодки «МКМ» (металлический катер модернизированный) мы рассчитывали на широкие круги любителей, а не только на промышленность. Чтобы лодку можно было строить в «домашних условиях», в ее конструкции нет деталей сложной формы, при гибке которых требуется термообработка.

Основные данные лодки «МКМ»

Разработкой каких-то особых новых форм обводов мы специально не занимались, а в основу выбора размерений были положены следующие соображения. Мы опросили многих владельцев мотолодок и пришли к заключению, что подавляющее большинство выходов связано с рыбалкой и охотой и на борту находится при этом не больше трех-четырех человек. При наиболее популярных моторах «Москва» и «Ветерок» и нагрузке четыре человека скорости различных лодок почти одинаковы (14-16 км/час), так что решающее значение приобретают соображения не столько ходкости, сколько безопасности и удобства плавания. В частности, существенную роль играет возможность ночлега на лодке.

За последнее время в печати публиковались описания самых разных лодок, но все они были из фанеры или досок, так что подобрать подходящую дюралевую лодку мы не смогли. За основу взяли фанерный катер «МК-29», описание которого было приведено в первом выпуске сборника, поэтому теоретический чертеж и таблица ординат здесь не приводятся.

Обводы корпуса остроскулые глиссирующие, с довольно высоко поднятой скулой для уменьшения ударов на волне. Ветви флоров шп. 1 и 2 имеют выпуклость для лучшего прилегания обшивки.

Для установки мотора в транце сделан вырез до высоты 380 мм. Кормовой отсек от непроницаемой переборки на шп. 6 до транца используется для хранения подвесного мотора и его принадлежностей. На стоянке этот отсек закрывается сдвигающимися от бортов к ДП крышками (на палубе и на транце).

В кормовой части кокпита, в котором расположены три поперечные банки, находится герметичный отсек плавучести объемом 90 л. В нос от непроницаемой переборки на шп. 1 расположен носовой герметичный отсек объемом 168 л. Этого достаточно для обеспечения непотопляемости затопленной лодки с мотором и держащимися за нее плавающими пассажирами.

Отсек между переборками на шп. 1 и 2 предназначен для хранения личных вещей пассажиров.

Ветровое стекло сделано легкосъемным, чтобы можно было его убирать не только при подготовке к зиме, но и для прохождения под низкими мостами и всевозможными препятствиями. Для снятия стекла нужно отдать 20 винтов.

Тентовое устройство не проектировалось, так как каждый может сделать его по своему усмотрению и вкусу из подсобных материалов. В то же время заводы могут выпускать тентовые устройства для торговой сети отдельно. Дистанционное управление не предусматривалось, поскольку промышленность в ближайшее время будет их выпускать вместе с моторами.

Лодка приспособлена для хода на веслах; подуключины расположены между шп. 2 и 3.

Корпус лодки выполнен из дуралюмина Д16АТ. Днище и палуба имеют толщину 1,5 мм, борта 1 мм. Для уменьшения сопротивления применены заклепки с бочкообразной головкой.

О результатах испытаний лодки «МКМ» рассказывается в

Дюралевая моторная лодка МКМ, технические характеристики которой были практически идентичны устаревшей «Казанке», выпущена Ярославским судостроительным комбинатом в 1968 году. Ее основное отличие от предшественницы заключалось в возможности оснащения навесным силовым агрегатом мощностью до 25 лошадиных сил. Тем не менее с таким существенно теряло в мореходности, происходили частые удары носом о воду, способствующие намоканию кокпита. Нормально эксплуатировать плавсредство можно только в спокойном водоеме на удалении от берега не более одного километра.

Устройство корпуса

Рассматриваемые дюралевые лодки имеют корпус из алюминия толщиной один миллиметр. Конструкция элемента выполнена в традиционном стиле, методом клепания. Плоское днище с показателем килеватости на транце в два градуса особо не добавляет плавательному средству курсовой устойчивости. Обводные скулы расположены довольно низко, что практически не защищает пассажиров от брызг. Некоторые умельцы самостоятельно устанавливали дополнительные отбойники различных модификаций.

В районе кормы борта сходятся кверху. Эта особенность вместе с некоторыми другими конструктивными нюансами корпуса составили, пожалуй, единственное преимущество судна, выразившееся в хорошей стояночной остойчивости. Под кормовым сидением и в форпике оборудованы стандартные для тех времен блоки плавучести.

Внутреннее оснащение

Отечественные дюралевые лодки МКМ имеют конструкцию, в которой предусмотрено размещение форпика и моторной части отдельно от кокпита. Между собой они разделены водонепроницаемыми перегородками. В стояночном положении силовой агрегат можно поместить в соответствующий отсек и закрыть сверху металлической крышкой. Непотопляемость обеспечивает 168-литровый форпик и объемный герметичный ящик под кормой.

Судно оборудовано тремя поперечно установленными банками, ветровым остеклением, реечными сланями из дерева. Пара носовых лавочек оснащена откидными спинками. В носовой части под палубой имеется углубление, выполняющее роль небольшого багажника с крышкой и замком.

Лодка МКМ: технические характеристики

Данное плавсредство не блещет особыми или выдающимися показателями. Ниже приведены основные параметры судна:

  • длина/ширина/высота по максимуму - 4100/1520/570 миллиметров;
  • показатель угла килеватости в донной части - два градуса;
  • максимальная мощность - 25 конских сил;
  • вес лодки МКМ с оснасткой - 150 килограмм;
  • грузоподъемность - 0,4 тонны;
  • вместимость пассажиров- 4 человека;
  • предельная скорость с нагрузкой - 35 километров в час.

Эксплуатация рассматриваемого судна допускается при высоте волны не более 250 миллиметров, что существенно ограничивает места его использования. Оптимальным силовым агрегатом является мотор мощностью от 12 до 18 лошадиных сил. Большинство пользователей и специалистов сходятся во мнении, что размеры лодки МКМ в сочетании с низким мореходным показателем делают ее конструкцию крайне неудачной. Однако для стояночной рыбалки и прогулок на малые расстояния судно вполне пригодно.

Доработка и ремонт лодок МКМ

Характеристики плавательного средства можно улучшить самостоятельно несколькими способами. Чтобы устранить чрезмерный отгиб донной части, необходимо расформировать заклепочные швы, фиксирующие донную обшивку, борты по скулам, стрингеры с килем. Выполнять процедуру следует от транца до второго шпангоута кормы.

Транцевый нижний край вкупе с отогнутым элементом обрезается на 8 миллиметров, а часть перегородки моторного блока - на 3 мм. По такому же принципу укорачиваются кромки бортовых пластин, взаимодействующих со скулой. Стрингеры осаживаются заподлицо с новой плоскостью днища, приклепываются на место части транца.

Комплект временно собирается на болты, к нему прижимаются листы обшивки с контролем обводов днища. Для этого подойдет полутораметровая рейка или металлическая линейка. По всей площади на расстоянии 1,5 метра от транца измерительное устройство должно максимально плотно совмещаться с обшивкой. Далее подгоняют скуловые угольники и профиль киля. При этом заклепочные гнезда нужно расширить до диаметра 4,2 мм, уложить уплотнительную ленту и зафиксировать швы новыми заклепками.

Второй способ тюнинга

Лодка МКМ, технические характеристики которой оставляют желать лучшего, может быть усовершенствована своими силами, посредством установки поперечного редана. Изготовить этот элемент можно из дюралевого или похожего листового сплава толщиной полтора миллиметра. После подготовки обеих частей детали, необходимо придать ей вогнутую форму, обстучав деревянным молотком.

Носовая кромка редана обрабатывается таким образом, чтобы обеспечивалось плотное прилегание к обшивке. Поддерживающие и соединяющие планки изготавливаются из твердых пород древесины или текстолита. Прежде чем проводить окончательный ремонт лодок МКМ, следует листы загрунтовать и покрасить. Крепеж берется в виде винтов из нержавейки или оцинкованного железа. Дополнительно места фиксации можно усилить при помощи эпоксидного клея.

Лодка МКМ, отзывы о которой сложно назвать лестными, может быть модернизирована при помощи дополнительных транцевых плит с регулируемым углом атаки (дополнительно к редану). За счет регулировки величины угла, появится возможность корректировать нагрузку между плитами и реданом. Это позволит достичь оптимального дифферента в зависимости от нагрузки и климатических условий.

Полезным дополнением к рассматриваемому судну станут скуловые отбойники против брызг. Они крепятся на бортах в двух метрах от форштевня. Соорудить детали можно из легкосплавной полосы, смонтированной на корпусе посредством дюралевого угольника либо частей, нарезанных из него. Для более эффективного отражения брызг поверхность отбойников должна смотреть вниз под углом 10 градусов.

Заключение

Отечественная дюралевая лодка МКМ, технические характеристики которой практически не отличаются от предшественницы под названием «Казанка», особой популярности среди населения не нашла. Единственное выгодное отличие - возможность установки более мощного навесного мотора. Рассматриваемое плавательное средство может эксплуатироваться с моторами типа "Москва" и "Ветерок".

Основное предназначение - любительская рыбалка и прогулки на тихих водоемах недалеко от берега. Несмотря на все недостатки лодки, имеются и поклонники у этого судна. Приложив немного умения и усилий, можно модернизировать и улучшить ее мореходные качества. В стандартном же исполнении МКМ не имеет каких-либо особых качеств, позволяющих отдать предпочтение этому судну перед другими лодками аналогичного класса.