Ясногорский монастырь польша. Монастырь ясная гора. Паломнические поездки к Монастырю Яснае Горе

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    От того места Честохова с полверсты кляштор, то есть монастырь, каменной Пресвятыя Богородицы, построен на высокой каменной горе. Тот кляштор великой, в нём костелы каменные предивным строением, снаружья многие изрядные резбы каменные. Кругом того кляштора ров великой, выкладен камнем, белым и серым, диким; ограда около того кляштора каменная. В тот кляштор ворота одни каменные; в тех воротах всегда стоит караул, салдаты с ружьем по 20 человек. <...> В том кляшторе аптека изрядная, великая, в которой я видел много всяких лекарств, и убор всякой в той аптеке изрядной. В том кляшторе всякой законник имеет себе особую келью, и друг к другу мало ходят. Кельи все построены рядом, каменные, предивные, толко невеликие; между келей поделаны переходы широкие, изрядные, каменные. В том кляшторе есть академия, учатца высоким наукам, даже и до филозофии. А где у них бывают диспуты, и для того особая зделана полата великая. Тот кляштор древняго строения, на том месте от начала своего имеет быть неподвижно 360 лет, подданных имеет под собою 206 дворов. В том кляшторе в костелах всякие богатства, данные от приходящих молебщиков, которых в том кляшторе всегда бывает со всех сторон множество, и из далных християнских краев приезжают много народу.

    Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны , в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.

    Укрепления

    Монастырь имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Вход в монастырь эащищён равелином имеющим форму пятиугольного люнета . Бастионы носят имена:

    • бастион Морштынов
    • бастион св. Барбары (или бастион Любомирских)
    • королевский бастион (или бастион Потоцких)
    • бастион Св. Троицы (бастион Шанявских)

    Колокольня

    Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.

    Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - св. Павла Фивейского , св. Флориана , св. Казимира и св. Ядвиги . На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - св. Альберта Великого , св. Григория Назианзина , св. Августина и св. Амвросия Медиоланского . На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом, который по ночам ярко подсвечен.

    Капелла Девы Марии

    Капелла , в которой хранится. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.неф манускриптов . Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов , которая в своё время была завещана монастырю.

    Новое здание библиотеки было построено в 1739 году . Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

    Рыцарский зал

    Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс . Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

    В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции, а также выставки.

    Прочие

    В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, арсенал, музей 600-летия монастыря, королевские покои, переговорный зал и др.

    Паломничества

    Поезд пришел в Ченстохов рано утром. От вокзала до монастыря, стоявшего на высоком зелёном холме, было далеко.

    Из вагона вышли богомольцы - польские крестьяне и крестьянки. Среди них были и городские обыватели в пыльных котелках. Старый, тучный ксендз и мальчики-причетники в кружевных одеяниях ждали богомольцев на вокзале.

    Тут же, около вокзала, процессия богомольцев выстроилась на пыльной дороге. Ксендз благословил её и пробормотал в нос молитву. Толпа рухнула на колени и поползла к монастырю, распевая псалмы.

    Толпа ползла на коленях до самого монастырского собора. Впереди ползла седая женщина с белым исступленным лицом. Она держала в руках чёрное деревянное распятие.

    Ксендз медленно и равнодушно шел впереди этой толпы. Было жарко, пыльно, пот катился по лицам. Люди хрипло дышали, гневно оглядываясь на отстающих.

    Я схватил бабушку за руку.
    - Зачем это? - спросил я шепотом.

    Не бойся, - ответила бабушка по-польски. - Они грешники. Они хотят вымолить прощение у пана бога.

    Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком. По давней благочестивой традиции, жители тех населённых пунктов, через которые проходят паломники, предоставляют кров и еду нуждающимся в них.

    Особенно большое число паломников бывает в праздники, посвящённые Богородице, особенно в день Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в этот день, превышает 200 тысяч человек.

    На автобусе через пол Европы

    Ченстохова

    И вновь мы в Польше. Автобус опережает график, и у нас есть время, чтобы заглянуть в еще одно интересное место. Город Ченстохова - это духовная столица Польши, центр культа Девы Марии. Первые упоминания о Ченстохове в летописях встречаются еще в тринадцатом столетии, но в центр католической веры он начал превращаться с конца XIV века, когда польский князь Владислав Опольский пригласил из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали на холме рядом с Ченстоховой монастырь Ясная Гора. Этот же князь перенес сюда знаменитую икону Божией Матери - главную реликвию обители.

    У Ченстоховы была бурная история. За восемь с лишним веков город не раз подвергался осаде, переходил во владение Пруссии, потом снова возвращался в состав Польши. Помимо Ясногорского монастыря, в нем сохранились и другие исторические постройки и места, например, костёл Святого Зигмунда, собор Святого Семейства, старое еврейское кладбище.

    Сегодня Ченстохова продолжает играть важную роль в духовной и культурной жизни Польши. Здесь проходит Международный фестиваль духовной музыки Gaude Mater, фестиваль традиционного джаза Hot Jazz Spring, Дни культуры народов Европы, Международный фестиваль фольклора «Из далека и близка», Всенародный поэтический конкурс им. Галины Посвятовской.

    Ясногорский монастырь прежде всего известен как место хранения главной польской католической святыни - Ченстоховской иконы Божией Матери. Особое почитание икона и сам монастырь заслужили в 1655 году, во время шведского нашествия на Польшу, которое сами поляки традиционно называют «Потоп». Шведы быстро наступали, в короткий срок захватив крупнейшие города страны. Королю пришлось бежать за рубеж. Вскоре к монастырю подступила трехтысячная армия. Больше месяца захватчики вели осаду. Но, хотя защитники монастыря как минимум в 15 раз уступали шведам по численности (в гарнизоне было менее двухсот солдат), осаждающим так и не удалось пробиться за его стены, и они отступили. Это стало переломным моментом в войне. По всей стране начался национальный подъем, создание ополчения. Поляки перешли в наступление и изгнали шведов. Многие объясняли это чудом, совершенным Девой Марией. После войны со всей страны в монастырь Ясная Гора потекли потоки паломников, а король Ян Казимир объявил Божию Матерь Ченстоховскую покровительницей Польши.

    106-метровая монастырская колокольня. Каждые 15 минут колокола на ней исполняют гимн, посвященный Деве Марии. На самом шпиле, под крестом, находится ворон с куском хлеба во рту - символ монашеского ордена паулинов, основавшего монастырь.

    Вход в Собор Святого Креста и Рождества Богородицы с двумя солнечными часами над дверью, с арабскими и римскими цифрами.

    Слева на фото - музей 600-летия монастыря.

    Во внутреннем дворе монастыря есть священный источник, вода в котором, как считается, обладает свойством исцелять болезни. Паломники и туристы обязательно увозят с собой хоть немного чудесной воды. Многие приезжают в монастырь специально, чтобы молить об исцелении.

    Внутренний двор перед входом в святая святых Ясногорского монастыря - капеллу, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери.

    Люди со всей Польши постоянно передают монастырю различные дары. Поскольку среди дарителей было немало королей, знатных и просто состоятельных людей, то за несколько веков в монастыре собралась богатая коллекция редких и дорогих предметов, имеющих высокую историческую ценность. Сейчас часть из них хранится в монастырском музее, а часть украшают стены капеллы (на фото).

    Поглядим на потолок, весь покрытый плетением барочных узоров. Среди портретов, украшающих потолочные своды, не только святые, но и выдающиеся люди Польши.

    Фото со страницы dorogimira.livejournal.com

    А вот и она - та самая Ченстоховская икона Божией Матери. В просторечии ее называют Чёрной Мадонной за темный цвет лика. По легенде, она была написана еще апостолом Лукой. А в IV веке ее подарили матери римского императора Константина - Святой Елене во время визита последней в Иерусалим. Она-то и перевезла ее в Константинополь, становившийся в то время центром христианского мира. Правда, искусствоведы все-таки склоняются к мнению, что икону создали в Византии примерно в IX-XI веке.

    За свою многовековую историю она успела послужить в Византии, в Западной Украине, наконец, в Польше, и, как говорят верующие, повсюду совершала чудеса. Икона пережила несколько войн и осад монастыря. В XV веке, во время разграбления обители восставшими гуситами икону порубили саблями и даже после реставрации на лике остались отметины. А во Вторую мировую войну ее чуть не взорвали вместе с монастырем отступавшие нацисты. Несмотря на все испытания, икона сохранилась до наших дней и по-прежнему остается главной святыней Польши.

    Фото со страницы dorogimira.livejournal.com

    В годы, когда Польша была разделена между Пруссией, Россией и Австрией (1795-1918 гг.) и не имела своей государственности, Ченстоховская икона Божией Матери была символом единения нации, ее в равной мере почитали во всех областях разделенной страны. А в XX веке, в годы гонений на религию, икона превратилась еще и в символ сопротивления коммунистическому режиму.

    Кстати, святыней Ченстоховская икона Божией Матери считается не только у католиков, но и у православных. Список с нее хранится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

    – монастырь Ясная гора. Здесь хранится почитаемая католиками и православными чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери, покровительницы Польши. Духовная обитель – популярный объект паломничества, по традиции, верующие приходят сюда босиком.

    Мифы и факты

    Согласно преданию, знаменитую икону написал сам Евангелист Лука в Иерусалиме. Исследователи же утверждают, что реликвия была создана в IX-XI веках в Византии. В 1382 году свое «святое путешествие» икона окончила в Ченстохове, в , основанном орденом монахов-паулинов в конце XIV века. Их пригласил из Венгрии польский князь Владислав Опольский.

    В XV веке обитель разграбили гуситы, но чудотворный образ был спасен. Предполагают, что именно от ударов сабель гуситов на лице Мадонны остались шрамы.

    В XVII веке монашескую обитель окружили мощными крепостными стенами. Благодаря укреплению святыня выдержала продолжительную осаду шведов, описанную в романе Г. Сенкевича «Потоп».

    Дважды монастырь занимала русская армия (1722, 1813 годы).

    В годы Второй мировой войны фашисты хотели взорвать весь комплекс, но не успели. Ныне духовная обитель – действующая, здесь проводятся воскресные мессы, устраиваются выставки, конференции и встречи высшего духовенства. Открыта для посещения.

    Что посмотреть

    Территория монастырского комплекса занимает 5 га. Сам он расположен на холме высотой 300 м. Святыня имеет четырехугольную форму, по углам возвышаются мощные бастионы: Морштынов, святой Барбары, Королевский, святой Троицы.

    Перед входом развеваются флаги тех стран, где есть христианские конфессии.

    Главный храм – трехнефный собор Святого Креста и Рождества Богородицы (XV-XVIII века), один из ярких образцов польского барокко. Главный алтарь собора работы итальянского мастера Джакомо Буццини (1728 год).

    В капелле собора (реконструкция 1644 года) хранится чудотворная икона Ченстоховской Божьей матери. Ее называют также «Черной Мадонной» из-за темного оттенка лика. Реликвия располагается на алтаре из черного дерева и серебра и защищена серебряной панелью (XVII в). Стены капеллы увешаны дарами в знак благодарности за исцеление от недугов, интересно, что на одной из стен висит много костылей.

    Одна из достопримечательностей монастыря – Рыцарский зал (XVII в), раньше здесь устраивали приемы почетных гостей, переписывали книги. Зал обустроен в ренессансном стиле, украшен росписями на темы жизни монахов.

    Самая высокая постройка святыни – пятиярусная колокольня (XVIII в), возведенная в стиле барокко. Ее высота – 106 м. Наверх ведут 516 ступеней. Каждые 15 минут с колокольни доносится мелодия гимна Деве Марии.

    Комплекс зданий состоит также из ризницы, библиотеки, где хранятся старинные печатные издания и манускрипты, арсенала, жилых помещений монахов и др.

    Что еще посмотреть в Польше: и

    Сердце всей Польши находится между Варшавой и Краковом и является главным католическим центром страны, где хранится самая почитаемая реликвия - Ченстоховская икона Божией Матери. Небольшой уютный городок Ченстохова раскинулся на реке Варта, утопает в зелени, парках и костёлах, главным из них является монастырь Ясна Гора.

    Улочки скромные, слегка сонные, напоминают тихую провинцию удаленных городков, тем не менее чистые и носят на себе отпечаток, больших батальных воин за власть и религию. Ченстохова, с польского переводится как "часто прячущаяся" ("ченсто" — "часто" и "хова" — "ховаться, прятаться").

    Главной достопримечательностью города и паломническим центром, является монастырь Ясная Гора (Jasna Góra) и хотя правильнее по - русски звучит как Ясна Гура, всё же, тот вариант, как читается с латиницы более комфортен нашему слуху и в переводе не нуждается.

    Попасть в монастырь не сложно и бесплатно, с центрального входа есть большой паркинг, ориентиром расположения святыни, служит огромная 106-метровая колокольня, хорошо просматриваемая из разных частей города. Часы работы с 5 до 21, в воскресение идут мессы, поэтому наплыв паломников и туристов огромен.

    Также можно попасть в монастырь и с другого входа, не менее красивого, а может даже и более аутентичного, по зеленой лужайке, с прекрасным видом на панораму Ясной Горы,

    вдоль цветущих каштанов

    и лавок сувенирщиков, где в большом почете разнообразные изображения Ченстоховской Божий Матери, правда не лучшего качества и памятника Стефану Вышинскому.
    Польский кардинал, архиепископ—митрополит Варшавско-Гнезненский, примас Польши (Его называли Примасом Тысячелетия) с 12 ноября 1948 по 28 мая 1981. Слуга Божий Католической Церкви. Кардинал-священник с титулом церкви Святой Марии в Трастевере с 12 января 1953.Во время преследований за веру в 1953—1956 годах находился под домашним арестом. В 1962 году принимал участие во Втором Ватиканском соборе. Активно организовывал празднование тысячелетия крещения Польши в 1966 году. В бытность его примасом Польши краковский кардинал Кароль Войтыла был избран Папой Римским. Во время забастовок в Польше в 1980 году выступал посредником в переговорах властей и профсоюза "Солидарность". Умер в Варшаве от рака. Похоронен в кафедральном соборе Иоанна Крестителя в Варшаве. Его именем назван теологический университет в Варшаве. В 1989 году начался процесс беатификации.

    Мой путь в обитель лежал через врата Любомирских,

    на брусчатке был выложен огромный герб из красного кирпича в виде птицы и большого ветвистого дуба

    вдоль мощных стен барбакана

    центрального парка, со скульптурами на библейские мотивы

    аллеи Пресвятой Девы Марии

    через врата Богородицы


    Мощные стены рвы, пушки, говорят о тяжелой военной истории сами. Не много википедии:
    "В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена — храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из города Белз (совр. Украина). Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом, хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке.
    На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску.

    В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии. В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подверглись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году.

    Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы.

    Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей королевства. Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.
    После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешёл на хранение в Государственный музей истории религии. Русская армия разрушила крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше. В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь. Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены, а монахи находились под наблюдением гестапо. Икона была заменена копией, а оригинал спрятан под одним из столов в монастырской библиотеке. Немецкие власти пытались использовать монастырь для своей пропаганды, в частности Ясную Гору дважды посетил губернатор Ганс Франк. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову (батальон Хохрякова из 54 гв. танковой бригады) привела к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда. По воспоминанием Бориса Полевого, перед уходом монастырь был заминирован. После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия «львовских обетов» Яна Казимира, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого. В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный день молодёжи, в котором принял участие папа римский Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса. У монастыря есть собственная FM радиостанция Radio «Jasna Góra», вещающая также в интернет."

    Основным собором монастыря на Ясной Горе является Собор Святого Креста и Рождества Богородицы со старинными солнечными часами на фасаде.

    Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту. В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692—1695 году были проведены восстановительные работы. Ещё несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году.

    При входе, стоит красивейшая часовня святого Антония

    с прекрасными элементами барокко в интерьере

    Свод над храмом является "полом" колокольни

    Вход плавно перетекает в храм Святого Креста. Он считается одним из лучших образцов польского барокко.

    Интерьеры с многочисленными часовнями

    Пожалуй, стоит подняться на колокольню, вход почти бесплатный, фиксированной платы нет, нужно положить несколько злотых смотрителю, сколько? На своё усмотрение, они пойдут на поддержание колокольни в должном виде. Колокольня 106-метров в высоту была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена, состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи — св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Ядвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Поднимая голову вверх, карабкаясь по ступеням, с губ слетают совсем неподходящие такому месту слова.

    Со смотровой площадки открывается вид на город и на стены монастыря. Так выглядит аллея Девы Марии с земли

    А так с колокольни

    Вид на город хороший, но не то что бы особо интересный, поэтому если Вы по каким-то причинам не смогли посетить смотровую на колокольне, большого смысла расстраиваться нет. А те кто всё равно лезет куда повыше, всё равно заберётся, даже если буду отговаривать.

    После посещения колокольни стоит вернуться обратно в собор и дойти до главной святыни монастыря, капеллы Девы Марии. Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери — сердце монастыря. Первоначальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.

    В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

    В богослужения, икону открывают и каждый может помолиться, в такие моменты большой наплыв посетителей и подойти близко к иконе довольно затруднительно.

    Завершить осмотр Ясной Горы лучше всего прогулявшись по бастионам монастыря, для этого созданы все условия и пандусы для не ходящих людей. За стенами раскинулся парк со скульптурами из священного писания и монументами деятелям религиозной культуры.

    Детали ковки входных врат

    Двойные стены

    Колокольня

    Изящные перила

    Справа на фотографии полевой алтарь, в большие праздники служба проводится в нём и может вместить всех желающих

    Полевой алтарь

    Памятник Августину Кордецкому (16 ноября 1603 — 20 марта 1673) — настоятель Ченстоховского монастыря, сумел выдержать месячную осаду шведов и поднять боевой дух нации.

    Ну и конечно неизменный памятник каждого польского городка - Иоанну Павлу II

    На этом можно было бы закончить рассказ про Ченстохову,

    но оставалось ещё немного времени и мне захотелось прогуляться по парку 3 Мая. Как и положено в "майском" парке, все цвело и благоухало, белки бегали, птицы щебетали, молодёжь упоенно целовалась.

    Прекрасное место для отдыха и релакса

    Моумент Ежи Попелушко (польск. Jerzy Popiełuszko) — римско-католический священник из Польши, капеллан и активный сторонник профсоюза "Солидарность". Был убит сотрудниками Службы безопасности МВД Польской народной республики. Мученик католической Церкви, причислен к лику блаженных 6 июня 2010.

    Памятник Станиславу Монюшко (польск. Stanisław Moniuszko) — польский композитор; автор песен, оперетт, балетов, опер; творец польской национальной оперы, классик вокальной лирики

    Обсуждение худрука и балетмейстера концепции балета "Жар-птица" в Зелёном театре.

    Мы уже не раз акцентировали тот факт, что поляки – народ очень религиозный. В принципе, этому не стоит особо удивляться. Земля Речи Посполитой богата не только историческими и природными достопримечательностями, но и сакральными местами, которые ежегодно посещают миллионы паломников. Одним из таких мест является городок Ченстохова, расположенный в Шленском воеводстве. Небольшое, провинциальное местечко стало синонимом религиозности и истинной веры, благодаря уникальному церковно-монастырскому комплексу, называемому «Ясна Гура». Откуда же взялась на польских землях таинственная икона, творящая чудеса? Почему именно Ясна Гура стала символом польской веры? Как так получилось, что вопреки активной антирелигиозной кампании, проводившейся властями коммунистической Польши, страна все же не утратила своей веры? Ответы следует искать здесь, в Ченстохове.

    Удивительный шленский городок.

    1220 год от рождества Христова. На перекрестке реки Варта и королевского тракта, ведущего от до , на самой границе Малопольски и Велькопольски появляется небольшое поселение, именуемое Ченстоховой. Место было выбрано не зря – именно на этом участке находилась речная переправа, которую нужно было охранять. Первыми поселенцами Ченстоховы вероятнее всего были солдаты, стерегущие ту самую переправу, и их семьи. Поселение довольно быстро разрасталось и вскоре уже получило городские права. Уже в XIV веке роль Ченстоховы в геополитической и экономической деятельности Речи Посполитой стала на столько важна, что милостью божьей король дарит городу магдебургское право. По другому было бы и нельзя – через Ченстохову проходит не только королевский тракт, но и один из важнейших торговых путей Средневековья, так называемый «воловий» путь из Молдавии до .

    В 1377 году Ченстохова переходит под юрисдикцию Владислава Опольчика, потомка славной династии Пястов. Так уж получилось, что князь Владислав был не только правителем Опольско-Рацибужского княжества, но и палатином (премьер-министром) Королевства Венгерского, и правителем Княжества Галицкого (Червленой Руси). Вот эти моменты и были запечатлены на гербе Ченстоховы – золотой лев (символ Галичины), стоящий напротив орла (символа Опольско-Рацибужа). Немногим позже, орел был изменен на черного ворона с хлебом в клюве (символ монахов-паулинов).

    Золотой галицкий лев против черного монашеского ворона.

    Хотя князь Опольско-Рацибужский не долго правил в Ченстохове, все же за два десятилетия он успел свершить парочку особо важных дел, с которыми связана дальнейшая история города. Дело первое – Владислав впустил в город монахов ордена Паулинов и позволил им построить свой храм. Дело второе (особо важное) – в 1382 году князь Владислав Опольчик привез из Руси в ченстохову чудотворную икону Богородицы и приказал разместить ее в костеле, построенном паулинами.

    Легенда

    Когда будущий евангелист Лука пребывал в Иерусалиме, он посетил дом Марии и Иосифа. Скромный ужин в доме святой семьи на столько поразил Луку своей сакральностью, что он, не удержавшись, прямо на дощатом столе нарисовал Богородицу вместе с младенцем Иисусом. Спустя несколько десятилетий, икона была передана императору Константину и хранилась в одном из христианских храмов Константинополя. На службе у императора в те годы состоял галицкий князь Лев. Не известно за какие именно заслуги, но икона была подарена князю самим императором. Лев привез святыню в родную Галичину, богато украсил ее золотом и драгоценными камнями и подарил церкви в городке Белз. Когда Владислав Опольчик стал правителем Галицкого Княжества, ему донесли о чудотворной иконе. Князь решил лично удостовериться в ее могуществе и отправился в церковь. Икона произвела на него такое огромное впечатление, что он решил, во что бы то ни было, забрать ее к себе на родину.

    Эту иконы по легенде нарисовал евангелист Лука.

    Решающим фактором в желании заполучить икону, стала чудесная победа над литовскими и татарскими войсками, окружившими город. Однако, когда икона была снята с церковной стены и установлена в специальной карете, кони не смогли двинуться с места. Владислав поклялся, что будет чтить икону до конца своих дней и построит величественный храм в том месте, которое она сама себе выберет. Икона выбрала Ченстохову.

    Легенда легендой, но чудодейственная икона Богородицы с Иисусом с тех пор «поселилась» в Ченстоховском костеле и стала главным религиозным атрибутом Польши.

    Та же икона, в костеле Ясной Гуры.

    Почему же самая известная польская святыня называется «Ясна Гура»? Ясна, в переводе с польского – светлая. Скорее всего, это название объясняется белыми известняковыми останцами (элементами рельефа), характерными для всей Краковско-Ченстоховской Юры (возвышенности). Благодаря этим светлым валунам, пластам золотистой глины и серебристого гравия, гора и получила такое название, которое потом перешло на весь монастырский комплекс.

    Туристы и паломники, посещающие Ясну Гуру, с легкостью замечают, что это – не обычный монастырь. Толстые стены, оборонные валы, пушечные ядра, застрявшие в кирпичах у главного входа. Это все – свидетельство необычной истории Ченстоховы. Монахи-паулины изначально строили свой храм таким образом, чтобы он мог исполнять и фортификационные функции. Здесь даже находился постоянный вооруженный сторожевой отряд, состоящий из «братьев во Христе». Ничего удивительного. Вспомните смутное Средневековье и расположение Ченстоховы на стыке важных торговых путей – кто бы не позарился на монашеские добра?

    Храм или неприступная крепость?

    Монастырь в Ясной Гуре – это, действительно, неприступная крепость. Чем бы не объясняли его мощь – прекрасным расположением, укрепленными стенами или защитой чудодейственной иконы, факт остается фактом. Ни , ни I Северная война, ни многочисленные разбойничьи набеги не смогли выжить паулинов из их священного гнезда.

    Шли годы. Власть менялась. Менялись нравы и обычаи. Но Ченстохова не замолкала. Даже в самые смутные коммунистические времена находились смельчаки, которые приезжали в Ясну Гуру, дабы поклониться Богородице и попросить ее о помощи. Удивительно, но если вспомнить, что творилось на территории бывшего советского союза, то сохранение монастыря и тем более – самой иконы Ченстоховской Богоматери, можно объяснить только воздействием высших сил. Ее не украли, не уничтожили, не заперли в музейных складах… Давно все позабыли о монахах-паулинах. Имя Владислава Опольчика затерялось в анналах истории. И только грустная Богородица с темным, как гречневый мед, лицом, задумчиво смотрит на мир, держа на руках свое единственное дитя.