История создания. Аничков мост. История создания В каком городе находится аничков мост

Кони Клодта так и рвутся
Чтоб по Невскому пройти
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути...))))

А ничков мост — один из самых красивых мостов в мире.
От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Хоть Петербург и славится разводными мостами, этот мост сейчас не разводной, но он один из самых известных и посещаемых туристами мостов Санкт-Петербурга.

Существует несколько версий почему мост получил такое необычное имя. Официальная и самая главная версия - названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову (ударение на И), чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.

в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. Выглядел он так...

Почти точной копией моста Ломоносова (еще такой же Старо-Калинкин мост), который сохранился и сейчас и котором будет следующий пост. Средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и странных русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.

Обратите внимание - это редкий, неизвестный ранее вид русалок. Они с задними ногами-копытцами и хвостом. С такими русалками у моряков не возникает классических вопросов... а как...

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе.

«Укротители коней» перед королевским дворцом в Неаполе.

В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.

Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

А недолюбливал Клодта император вот почему. У Клодта были очень хорошие лошади и без башенный кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.

Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя - дело нешуточное. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось...

Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.

Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет... словом, был брошен вызов на состязание.

И ведь случай как назло вскоре представился. Ехзал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается "ура!". Значит - царь.

Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами... и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать.

Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.

История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.

Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
- Это они? - спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
- За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю...))))

Но все равно император постоянно дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.

Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Конь покорен...

Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, а статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Ранее в Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы))) и там подковывали почти всех лошадей в городе. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.

Сравните сами))) специально сфотографировал)))

Есть еще одна интересная знаменитая легенда. В России все, что касается половых органов, почему-то быстро обретает известность...)))
Будто бы Клодту изменила жена и он исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. У Клодта вообще занятная история женитьбы достойная отдельного поста. Никак не хотели за него отдавать приглянувшуюся ему девушку. Ее родители считали его нищебродом. Мол только коней ваять и умеет...

По другой версии это сам Наполеон Бонапарт.

Черты лица любовника жены Клодта ушли в аналы коня истории, а вот силуэт лица Наполеона и правда угадывается.

Барона и его лошадей прославили даже в народных частушках:

Барон фон Клодт преставлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Он выставил 4 голых ж-пы.

В народе ходила легенда, что умер Клодт из-за расстройства, т.к. как обнаружилось, что у двух коней на мосту отсутствуют языки во рту.

Я не проверял у каких именно))) высоковато, так что подтвердить или опровергнуть не могу)))

Во время блокады Ленинграда мост пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.

Вид на Фонтанку.

Вид на Фонтанку в другую сторону моста)))

Пара анекдотов про мост и Клодта))))

Милиционер поймал пьяного рабочего, который писал с моста в Фонтанку. Подвел его к скульптурам и говорит.... видишь, что тут написано! тут культурное место! даже на камне высечено... отливал барон Клодт! А рабочий ему... за что боролись!? Барону значит отлить можно, а рабочему нельзя?

Аничков мост ранее назывался "Мостом 18 яиц"... людей, лошадей... и постового городового который там всегда находился)))) Теперь его называют мостом 16 яиц - нет больше городовых и скульптуры теперь никто не охраняет)))

И напоследок...))) Во время борьбы с алкоголизмом в Питере говорили, что в Питере не пьют только 4 человека - те, что на Аничковом мосту))) мол им некогда, они коней держат.

(С) моя голова, Википедия и другие места интернета.

Аничков мост через Фонтанку, расположенный в створе Невского проспекта – трехпролетное каменное сооружение, которое по праву считается одним из красивейших мостов Санкт-Петербурга и является ярчайшей визитной карточкой города. Свое название мост берет от фамилии строителя - инженера-подполковника М. О. Аничкова, батальон которого располагался вблизи от моста, в так называемой Аничковой слободе.

В 1715 году, повинуясь указу Петра I , повелевшего: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе сделать мост», началось строительство деревянного балочного многопролетного моста, стоявшего на сварных опорах. Предназначалось данное сооружение для перекрытия протока и заболоченной поймы реки Фонтанки, и было возведено довольно скоро, уже через год, после начала строительства, в мае 1716 года.

В период с 1726 по 1742 годы мост многократно ремонтировался, и лишь в 1749 году, по проекту архитектора Семена Волкова, был подготовлен новый деревянный мост на свайных опорах. Сделано это было в основном для «Индийского подарка» - слонов, которые должны были пройти по старой Московской дороге. В то время Аничков мост не имел разводного пролета. Его пролетные строения были обшиты досками и оформлены «под гранит».


В 1783-1787 годах был, наконец таки, сооружен постоянный Аничков мост, ставший трехпролетным, каменным. Центральный пролет моста, выполненный из дерева, был сделан подъемным. К слову сказать, новое сооружение оказалось аналогичным Чернышеву мосту, который сохранился до наших дней.

В 1841 году произошла перестройка Аничкова моста, при которой его расширили до красной линии Невского проспекта, все пролеты сделали арочными, а башни удалили. Строительство этого нового моста производилось по проекту инженеров И. Ф. Буттаца и А. X. Редера. Строительные работы выполнялись подрядчиком М. Пименовым под руководством инженеров А. Соболева и Н. Дершау, а надзор за столь важным процессом осуществлял инженер А. Д. Готман. Длина нового сооружения составила 54,6 метра, аширина - 37,9 метра.Отлитая из чугуна ограда моста, с барельефами морских коньков и русалок, была выполнена архитектором А. П. Брюлловым, и напоминает мотивы узора решетки, созданной для берлинского Дворцового моста.


Главной художественной изюминкой Аничкова моста стали четыре конные скульптурные группы «Укрощение коня человеком», установленные на гранитных пьедесталах устоев. Созданные талантливым скульпторомбароном П. К- Клодтом, они представляют собой укрощаемого коня. К слову сказать, высокохудожественные эти скульптуры, наряду с Медным всадником и фигурами львов, вошли в число символов Санкт-Петербурга.

Две первые скульптурные группы, отлитые из бронзы, были установлены в 1841 году на западных устоях Аничкова моста. Интересно, что копии этих изваяний были отправлены вНеаполь, Орловскую усадьбу, в Стрельну и в Берлин. В 1850 году такие же скульптуры нашли свое место и на восточных устоях моста. В тяжелые времена блокады эти ценные произведения искусства были сняты с пьедесталов и для сохранности закопаны в саду Дворца пионеров. Сделано это было как раз своевременно, так как во время немецких артиллерийских обстрелов и бомбежек, мост получил серьезные повреждения. Вследствие этого были разрушены большие участки ограждений моста и гранитные постаменты. Однако, еще до Дня Победы, ограждения Аничкова моста были восстановлены, а к 1 мая 1945 года на свои места вернулись и уникальные скульптуры.

В период с 1906 по 1908 года на Аничковом мосту были проведены реконструкционные работы, в которых принимали участие инженеры Г. Г. Кривошеин, С. П. Бобровский и архитектор П. В. Щусев.

В ходе реконструкции были переложены и облицованы розовыми гранитными камнями, чистой и получистой тески, кирпичные своды сооружения, а конструкции моста изолировали рольным свинцом. Кроме того, тротуары были выложены большеразмерными плитами из красного гранита.

В 2000 году, в преддверии 300-летия Санкт-Петербурга, известные на весь мир скульптуры, были отправлены на реставрацию, после чего, приняв обновленный вид, они вновь вернулись на свои пьедесталы, радуя горожан своим присутствием.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.


Перед Аничковым мостом размещалась застава, - в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, - они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили - теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, - так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.


В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали - теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине .

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией - укрощение коня, победа человека над дикой силой.



Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя - в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы - «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти - в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, - из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел - для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть - цвет расчищенной бронзы, - именно такими и создал их Клодт.


После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, - если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, - композицию из снежинки и ядра с протонами.

Скульптуры

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция - самая спокойная, - жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

О скульпторе

Пётр Карлович Клодт - русский скульптор из баронской семьи Клодт фон Юргенсбург

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, - до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.


Аничков мост зимой

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Фрагмент скульптуры

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - почти 40 метров.

Как добраться

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

– мост в , переброшенный через Фонтанку, который имеет давнюю историю. Первый бревенчатый мост был сооружен еще в 1715 году, в 1726 году здесь поставили переправу, которую вручную разводили при приближении судов с мачтами, которые могли задеть ее своды. Когда-то это был край Петербурга и по мосту рыскали волки, пугая горожан. Чтобы петербуржцы не опасались этих хищников, переправу оставляли в открытом виде на всю ночь.

История Аничкова моста окутана легендами, вот одна из них. В 1749 г. арх. С. Волков построил бревенчатый мост и укрепил его гранитными плитами для проведения по нему огромных слонов, присланных шахом Ирана, как подарок царю.

Романтичное название досталось мосту от имени инженера-строителя Михаила Аничкова, который сообща с полком бравых солдат строил эту переправу. Но в народе живет более красивая легенда: о большой любви одного из солдат к прелестной девушке по имени Анечка.

Сегодня каждый гость Северной столицы мечтает увидеть это выдающееся скульптурное сооружение, и полюбоваться на конные скульптурные композиции, созданные знаменитым скульптором П.К.Клодтом.

Судьба бронзовых коней интересна и своеобразна. Они оказались на переправе тогда, когда на берегах Невы установили изваяния сфинксов, а коням отвели место в западном секторе Аничковой переправы. Кони частенько «выезжали» за границу в подарок какому-нибудь вельможе, и скульптору приходилось отливать их снова. В 1850 году он создал две новые группы, которые установили в восточном секторе моста. Во время войны «коней» закопали в скверике у Аничкова Дворца, тем самым сохранив их для нас. На свои постаменты они были возвращены к 1 мая 1945 года.

Аничков мост не раз претерпевал изменения, таким, каким его видят теперь, он стал в 1841 году. В тот год, буквально за 7 месяцев, его разобрали и поставили снова. Проектом нового моста занимались инженеры А. Редера, И. Буттаца, и А. Готман.

В прошлом веке мост ремонтировали несколько раз. В 1906-1908 годах, по чертежам арх. П. Щусева соорудили гидроизоляцию, обновили кирпичные своды, оформив их кирпичом розового цвета. В 2007-2008 годах мост был снова отремонтирован.

Добраться до моста несложно, можно дойти пешком от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект», любуясь по пути другими достопримечательностями.

Фото достопримечательности: Аничков мост

Памятная доска

Какой мост самый красивый и узнаваемый в Петербурге? Аничков. Неудивительно что вокруг него постоянно крутились различные легенды. Хочу ответить на самые интригующие и значимые вопросы. Чье лицо на гениталиях коня? Почему мост "восемнадцати яиц"? Причем тут кони из Неаполя? Все это можно узнать из народных легенд и истории.

Лик на гениталиях

2. Говорят Клодту, автору этих скульптур, изменила жена. Он не смог с этим смириться и нашел мерзавца посягнувшего на его жену. Что было положено делать в те годы? Вызвать на дуэль и убить! Но скульптор оказался тем еще проказником или как теперь говорят троллем 80 уровня, а может банальным трусом. Поэтому взял и просто увековечил этого мерзавца в скульптуре. Точнее, в ее одной части. Да ладно вам, буду еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту! Теперь уже точно сложно сказать соответствует ли образ любовнику его жены, потому что существуют версии, что это Наполеон или вообще бывший царь батюшка. Сейчас никто уже не скажет вам точно, а вот тогда в тысяча восемьсот сороковые скульптор доверенному кругу лиц эту тайну посвятил, взяв с них слово, что более никому ни-ни. Думаю эти люди весь XIX век ходили по мосту, загадочно улыбались и глупо хихикали.

фото с сайта http://yaplakal.com

3. Для тех кто решит проверить, речь идет о коне который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству. Обратите внимание, этот конь и на заглавной фотографии, там тоже можно разглядеть облик врага Клодта.

Восемнадцать яиц

4. Еще в середине XIX века, в период всеобщего восхищения клодтовскими шедеврами, в Петербурге из уст в уста передавались рифмованные строки появившиеся на задней части спины одного из коней:

Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивленье всей Европы
Он выставил четыре голых жопы…

Когда царь-батюшка Николай I узнал об этой выходке из полицейского рапорта, то на нем экспромтом вывел строки собственного сочинения:

Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!

5. Вот сегодня мне подумалось, если бы его действительно нашли, мог бы он работать в школах живым атласом? А в тот момент родилось фольклорное имя нового моста. Его прозвали мостом "восемнадцати яиц", учитывая, что с момента торжественного открытия и до 1917 года одним из обязательных символов моста был смотрящий за порядком городовой. Ныне Аничков мост остается мостом "шестнадцати яиц", поскольку постоянное дежурство на мосту отсутствует. Но мы то знаем, что это мост "четырнадцати яиц", так как вместо одних гениталий лицо личного врага Клодта.

Ох уж эта смерть

6. Снова вернемся в XIX век, как вам легенда, что создатель скульптур умер в скором времени после того, как был грубо оклеветан? Простите за тавтологию, но злые языки поговоривали, что у двух коней нет языков. А Клодт помешанный на скульптурном сходстве взял да и сунул руку в пасть всем четырем, и, о ужас, языка в двух не нашел. Впал в депрессию и умер. Кони все на том же месте, если хотите можете проверить. Но не советую, высоковато все же.

Подковы

7. А вот то, что две коняшки не подкованы – это факт, не лишенный символизма. Подкованные стоят лицом к западу – стало быть к войне готовы, а восточные нет – с мирными целями. Хотя существует другая легенда, она историческая и лишь отражает юмористическое настроение горожан. Тогдашние петербуржцы справедливо рассудили, что скульптор так их расставил недаром, ибо "подкованные лошади идут от кузниц на Литейном". Вот такая она реклама XIX века и "джинса" царских времен.

Мост некой Анечки

В историю создания скульптурных групп вдаваться здесь особо не буду, скажу лишь, что дело было давно – аж в 1831 году и предназначались эти лошадки вовсе не на мост, а на дворцовую пристань и были утверждены царем. Самому же Клодту эти кони позволили значительно продвинуться по карьерной лестнице и получить вполне заслуженное уважение от современников, ну и теперь от потомков.

Сам же мост одно время назывался не Аничков, а Аничкин. Очень это название полюбилось петербуржцам, табличку говорят даже прикрутили соответствующую, а в народе легенды успели придумать о некой Анечке – безызвестной героине одной туманной любовной истории, связанной то ли с архитектором, то ли с одним из джамшутов-строителей моста. Но один из потомков рода Аничкиных накатал жалобу в городскую управу и название вернули назад. Ох уж эти активисты.

Николай I

9. Исторические языки поговаривают, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул великого скульптора по плечу и молвил: "Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец ".

Вообще Николай I благоволил к Петру Клодту, тем более они обожали верховую езду. Одна из легенд гласит, что скульптор катался на лошади в свите царя. Вдруг его скакун сорвался и вырвался вперед, а по придворному этикету того времени это было просто непозволительно, но император только иронично заметил: "Создавать статуи коней Клодту удается значительно лучше, чем кататься на них ".

Есть и еще одна легенда, тоже связанная с Николаем I. Поговаривают, что скульптор верхом на коне не специально обогнал на собственном Аничковом мосту процессию императора. Барон Клодт понял ошибку и уже был готов к наказанию, но Николай только покачал головой и сказал, кивнув на прославленные скульптуры: "Ради этих - прощаю ".

Бонус

10. История коней некоторыми ниточками из клубка тянет в Неаполь. В 1844 гипсовые скульптуры в восточной части моста наконец-то заменили на бронзовые. Простояли они недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство оказанное русской императрице во время путешествия по Италии. Заодно Клодта наградили Неаполитанским орденом. Когда кони переехали в Неаполь, местные газеты вышли с заголовками: "В Неаполе находится нынче три чуда: тело Спасителя, снятое со креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, "Снятие Спасителя со Креста" - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта" . Увидите, передавайте им пламенный привет из Питера.


фото с сайта