Эль хазна. Иордания. Петра. Эль-Хазне. Новодел после приличного потопа. Ночь в Петре

Если вы задумали нанять арабского проводника и побродить по Петре самостоятельно. Купите карту и заранее наметьте свой маршрут, чтоб увидеть то, что интересно именно вам.

Интересные достопримечательности города:

  • Театр. Он находится в 300 м слева от выхода из ущелья Сик в Петру. Театр, построенный в I в.н.э. в правление царя Аретаса IV, похож на греческие и римские театры. 40 рядов спускающихся вниз сидений, вырубленных в камне. Вмещал он от 6000 до 8000 тысяч зрителей. Можно только догадываться, какими именно зрелищами наслаждался здесь набатейский царь.
  • Дворец Девы, он же Каср Аль-Бинт. Возведен в I в. до н.э. как святилище. Жившая при нем царская дочь якобы страдала от нехватки воды и заявила, что свяжет свою жизнь только с тем, кто сумеет провести к ее жилищу драгоценную влагу. Ни дать ни взять современная практичная девица, не желающая замуж за того, кто «кран починить не умеет»! Судя по найденным при раскопках Каср Аль-Бинт каналам и стоку, царская дочь все же дождалась своего «водопроводчика».
  • Высокий жертвенник. В 200 м от Эль Хазне есть указатель, согласно которому нужно идти. Эта достопримечательность для упорных и выносливых. Подниматься к алтарю в гору придется по скальной лестнице, и займет это «шествие» чуть больше получаса. Почувствуете себя древним жрецом - они-то регулярно преодолевали этот подъем. Правда, мы до сих пор не знаем, какому божеству и какие жертвы здесь приносились.

Петра сегодня: город туристов.

Экскурсионные туры в Петру всегда популярны, несмотря на то, что путешествие по древнему городу требует изрядной выносливости. Хорошей обуви, наличия солнцезащитного крема, головного убора и бутылки воды.

Стоимость номеров в гостиницах Вади-Муса зависит от «звездности». Можно найти место за 15 иорданских динаров за ночь. Можно остановиться в отеле, где ночевка обойдется в 80 JOD и выше.

Город Петра - мировое культурное достояние, поэтому никаких поездок на авто в его пределах. Местные жители предлагают гужевой транспорт (повозки), а для подъемов в горы - верблюдов и осликов. Не переплачивайте местным больше 10 JOD. Они любят поторговаться с наивными туристами.

Ночь в Петре.

Есть возможность посетить удивительный город Петра ночью. С 20.30 до 22.00 по понедельникам, средам и четвергам.

Вы увидите Петру, освещенную множеством свечей, услышите музыку бедуинов, посидите на коврике внутри Эль Хазне выпьете душистого местного чая. Можете представить себе в это время выражение лица одного из набатейских царей, увидевшего каких-то кочевников, рассевшихся в его сокровищнице.

Петра в миниатюре.

В Малую Петру можно подняться по бетонной дороге от арабского селения Вади-Муса. Где-то через 2 км по дороге будут развалины главного замка крестоносцев Петры, Аль-Вуайра. Сами Христовы воины звали его по-французски — Le Vaux Moise. В переводе — Моисеева долина. Так зовется теперь, но по-арабски - деревня у Петры.

В Малой Петре тоже можно увидеть остатки набатейского водопровода, а также исследовать систему тропинок и лестниц, соединяющих между собой три ущелья.

Храм Эль-Хазне - набатейский храм эпохи эллинизма в Петре на территории современной Иордании. Название храма переводится с арабского как «сокровищница».

Это связано с тем, что предназначение постройки неизвестно, но арабы полагали, что во времена Моисея здесь хранил свои сокровища египетский фараон, отсюда и название. Согласно другому местному преданию, в храме прятали свои сокровища разбойники, нападавшие на караваны.

Храм представляет собой монументальное здание, вырезанное целиком из скалы в I веке. Ордерный фасад здания составляет 40 метров в высоту и 25 метров в ширину.

Согласно одной из версий, храм выстроил набатейский царь Арефа IV Филопатр в качестве собственной усыпальницы. Многие исследователи предполагают, что с самого начала это был храм богини Исиды. Как сооружался в то время храм, никому не известно. Перед самим возведением этого мавзолея строителям пришлось стесать поверхность скалы. Как это они сделали без специальных строительных лесов, также остается загадкой. В этой местности даже нет деревьев, по которым можно было бы забраться на скалу. Многие черты памятника говорят о том, что его могли построить мастера, знакомые с приёмами зодчества Александрии Египетской.

Храм Эль-Хазне широко известен в мире благодаря фильму Стивена Спилберга «Индиана Джонс и последний крестовый поход» и потому является самой популярной достопримечательностью в округе.


Изюминка Петры несомненно Храм-Мавзолей Эль-Хазне.
Конечно же экскурсоводы всячески изощряются, чтобы удивить очередную группу туристов.
Наш гид всех нас собрал на одной из сторон ущелья Сиг и привлекал наше внимание рассказом о храме. В один момент он сказал, а теперь посмотрите налево..
И нам открылась изумительная картина - среди скал проглядывал он: храм-мавзолей, размещенный на всех рекламных продуктах о Петре.
Эль-Хазне (что переводится с арабского как «сокровищница») —
набатейский храм эпохи эллинизма в Петре на территории современной Иордании.
Храм Эль-Хазне широко известен в мире благодаря фильму Стивена Спилберга
«Индиана Джонс и последний крестовый поход»
(так же как и Храм Та Прум стал известен большинству после съемки
фантастического боевика «Лара Крофт: Расхитительница гробниц»)
и потому является самой популярной достопримечательностью в округе.


Сокровищница представляет собой монументальное здание, вырезанное целиком из скалы в I веке.
Ордерный фасад здания составляет 40 метров в высоту и 25 метров в ширину.
Согласно одной из версий, храм выстроил набатейский царь Арефа IV Филопатр в качестве собственной усыпальницы.

Со временем первоначальное назначение постройки было предано забвению.
Арабы полагали, что во времена Моисея здесь хранил свои сокровища египетский фараон, отсюда и название.
Согласно другому местному преданию, в храме прятали свои сокровища разбойники, нападавшие на караваны.
На фотографии видны следы выстрелов по сосудам.
По преданию люди надеялись, что именно там замурованы сокровища.

Удивительное творение рук человеческих
Но как, как это было исполнено?
Какими инструметами, техникой?
Остается загадкой...


Вокруг громоздились скалы, напротив храма бойко вёл торговлю магазинчик сувениров


Храм потрясающий!

Время, выделенное для блуждания, неуклонно заканчивалось, и я двинулась дальше по ущелью вниз


на обратном пути новая группа туристов, закрыв глаза продвигалась к "Счастью лицезреть открывающийся вид на сей дивный храм, высеченный в скалах

В VIII веке до н.э. седьмой иудейский царь Амасия захватил город и переименовал его в Иоктэль. В III веке до н.э. Петра стала столицей Набатейского царства. Можно предположить, что для храма или усыпальницы сама природа создала удобное место с глубокой пещерой в скале. Древним мастерам, работавшим в I веке н.э., потребовалось только удалить лишнее и украсить фасад. Царство набатеев было наследственным, поэтому не исключено, что первой функцией «Эль-Хазне» была именно усыпальница.

Усыпальницы царей делались по всему миру – от Китая до Южной Америки и всюду, кроме функции гробницы такие объекты были и хранилищами сокровищ, и культовыми местами, имеющими мистическое значение, не понятое во-многом до сих пор. Исторические исследования подтверждают, что в древности практически по всему средиземноморью храмы, кроме непосредственно богослужений и жертвоприношений, исполняли еще функции банков, убежищ, жилья для священнослужителей, иногда гробниц.

Можно сказать, что сокровищница, была одним из ключевых объектов города. «Эль-Хазне» – грандиозный фасад из розового камня высотой 40 метров и шириной 24 метра - первое, что видит выходящий из каньона Сик путешественник. Место для строительства было выбрано не случайно. Возможно, предшественники набатеев уже хранили здесь сокровища. Наверняка, кроме главного входа были предусмотрены обманные проходы, ловушки, тоннели в скалах для прохода воинов и эвакуации сокровищ, возможно, такие тоннели могли тянуться на многие километры. Если обойти сокровищницу по дороге с севера, видны многочисленные входы в пещеры, подавляющее большинство из них глухие, но в древности все могло быть не так – время, выветривание и землетрясения меняют даже скалы. Малоизвестный факт – раскопаны несколько подземных этажей сокровищницы. Подойдя вплотную к фасаду, можно увидеть закрытые решетками раскопы. Трудно сказать, какие тайны хранят эти этажи.

К сожалению, доступ в помещения «Эль-Хазне» закрыт, вероятно, из-за возможности обрушения и повреждения археологических памятников. Приходится ограничиваться внешним осмотром и домысливанием цели строительства этого грандиозного сооружения. Если внимательно осматривать фасад вблизи, а верхние части – в бинокль, удивительно выглядят фрагменты совершенно разной степени сохранности: четкие капители колонн и ровные ребра, отшлифованные внутренние стены резко контрастируют с выветренными скульптурами.

С трудом можно представить, как в каменистой пустыне строились такие объекты. Перед сокровищницей – самое большое скопление туристов, гидов, торговцев, погонщиков, бедуинов. Если спросить у них, как можно было высечь в скале такие рельефы на высоте 40 метров, не имея строительных лесов, обычно уклончиво отвечают, что резчики спускались почти с пятидесятиметровой высоты на веревках. Может быть, так и было, а может быть, применялись технологии, ныне неизвестные.

Еще одну гипотезу можно встретить в Библии. В 6-й главе книги Бытия сказано: «В то время были на земле исполины». Для человека высотой в 5 метров работа с фасадом высотой в 40 метров не представляется уже совершенно невозможной. В интернете можно встретить более приземленную гипотезу – о том, что фасад сокровищницы высечен вовсе не 2000 лет назад полукочевым народов набатеев, а является новоделом XIX века, высеченным на основе более старого утраченного фасада европейскими или даже петербургскими мастерами – в стиле фасада находят много сходного с архитектурой Санкт-Петербурга. Целью такой подмены могло быть желание британцев привлечь туристов в совершенно дикие места.

Одним из первых исследователей Петры в XX веке был русский археолог М.И. Ростовцев, ученый с мировым именем. В своем труде «Караванные города» он не выразился определенно ни о времени, ни о методах создания сокровищницы, ни о ее точном назначении. Он высказывает только гипотезу о том, что это здание могло быть храмом египетской богини Изиды или великой набатейской богини Луны Аллат. Относительно архитектурного стиля Ростовцев также высказывает сомнения, относя его то к началу I в до н.э., то к III веку н.э.

Сокровищница набатеев «Эль-Хазне» по сей день хранит свои тайны. Памятник включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, археологические работы продолжаются, подробные отчеты об исследованиях доступны только узким специалистам, но, возможно, придет время, когда «Эль-Хазне» приоткроет завесу над своими многочисленными загадками.