Архитектурные стили в таллинне. Застывшие в камне: советская архитектура в Эстонии Архитектура эстонии

Более всего прочувствовала на себе влияние советской эпохи и, соответственно, более всего изобилует постройками того периода восточная часть Эстонии, непосредственно прилегающая к территории России. Но даже и здесь, не говоря уж о других областях Эстонии, в рамках одного из господствующих стилистических архитектурных течений советской поры, именуемого концептуализмом, строящиеся по госзаказу здания приобретали намеренный псевдоевропейский колорит.

Происходило это из-за близости республики к Финляндии, чья самобытная культура вдохновляла советских зодчих на некоторое подражание.

Одной из значимых фигур на тогдашнем архитектурном небосклоне был Тоомас Рейн, спроектировавший большинство самых интересных зданий и комплексов в 70–80‑е годы.

Примером жилых домов его авторства может служить необычный комплекс в городе Пярну, завершенный к середине 80‑х.

Современное состояние многих зданий того времени оставляет желать лучшего. Зато этот жилой комплекс, порой именуемый «Солнечными домами», фигурирует в виде макета в Архитектурном музее Пярну.

Макет «Солнечных домов»

Правда, задуманное и реализованное отличаются довольно сильно, но на то она и суровая реальность.


Другим именитым архитектором Эстонии была Валве Пормейстер. Ее творческая карьера была долгой и продуктивной, она проектировала здания как во времена Эстонской ССР, так и после развала Советского Союза. Одно из самобытных ее произведений, построенное чуть ранее тех, о которых говорилось выше, в середине 60‑х годов, находится в северо-восточной части Таллина, в районе Пирита.

Это здание кафе «Тульяк», которое пользовалось большой популярностью в прежние годы. Кафе сохранилось там и позднее, а в настоящее время вновь открылось после реконструкции, повысив свой статус до ресторана. Здание было задумано как часть архитектурного комплекса, куда входил, помимо него, Цветочный павильон, а весь комплекс гармонично вписывался в окружающий пейзаж с ухоженным газоном. Теперь весь ландшафт порядочно изменился, а в современных очертаниях ресторана с трудом можно углядеть бывшее произведение легендарного архитектора.

Так выглядело кафе «Тульяк», когда еще было пусть и знаменитым, но просто кафе.

Кафе «Тульяк»

А так в настоящее время выглядит одноименный ресторан.


Начав разговор о Таллине, трудно остановиться. Как не упомянуть, например, Певческое поле, где ежегодно проходят масштабнейшие музыкальные мероприятия, а каждое пятилетие - Всеэстонский праздник песни!

Естественный уклон местности как нельзя лучше подходит для огромного зрительного зала под открытым небом, вмещающего более сотни тысяч зрителей разом.

Венчает склон огромная ракушка Певческой сцены - замечательного по своему конструктивному решению сооружения, спроектированного эстонским архитектором Аларом Котли и возведенного к 1960 году, когда проводился XV Всеобщий певческий праздник.


Или как обойти вниманием самое высокое сооружение во всей Эстонии - Таллинскую телебашню, чья высота достигает трехсот четырнадцати метров. Проект телебашни создавался силами архитекторов Давида Басиладзе и Юрия Синиса.

Большую половину ее высоты составляет железобетонная конструкция, над которой возносится 124‑метровый металлический столб-мачта.

К нему имеет доступ только обслуживающий персонал, в данном случае почти приравнивающийся к небожителям, а «простые смертные» довольствуются обзорной площадкой на высоте ста девяноста метров, где оборудован панорамный ресторан и куда желающих сквозь двадцать два этажа возносит скоростной лифт.

Впрочем, для экстремалов имеется и лестница, насчитывающая более тысячи ступеней.

На строительство телебашни понадобилось целых пять лет, потребовалось применить немало инженерно-технических новшеств, а открытие телебашни состоялось аккурат к парусной регате, проходившей в Таллине и являвшейся частью летней Олимпиады-80 в Москве.


К этой же знаменательной дате, то бишь к Московской Олимпиаде, появился в Таллине и еще один интересный объект, получивший громкое название «Дворец культуры и спорта имени Ленина».

В народе название довольно быстро трансформировалось в «Городской холл» или попросту «Горхолл», как его называют и сейчас.

Выдающееся сооружение, построенное из местных пород камня, раскинулось на берегу залива в полном соответствии с требованиями концептуализма, то есть по максимуму дополняя и используя возможности окружающего ландшафта. Внутри располагались, помимо прочего, большой каток и концертный зал.

Последний, к слову, функционирует и поныне, но от случая к случаю, а немногочисленные арендаторы не спасают положение ветшающего гиганта. Зато местная молодежь любит собираться у Горхолла летом и, несмотря на пронизывающие балтийские ветра, наслаждаться открывающимися прекрасными видами.


Проект Дворца культуры и спорта создавался целым коллективом авторов, главными архитекторами же являлись Райне Карп, Рийна Алтмяэ и Юло Сирп. В 1984 году они и другие участники группы получили Государственную премию СССР.

Если же обратиться ко временам более ранним, а точнее к 50‑м годам XX века, когда преобладающим архитектурным стилем был советский неоклассицизм, то обязательно надо упомянуть о самом старом в Таллине кинотеатре «Дружба», который начал свою работу в 1955 году. Величественное здание с колоннами сразу настраивало посетителей на соответствующий лад.

Такое положение вещей сохраняется и сейчас, когда кинотеатр, по-прежнему функционирующий, заменив русское название на эстонское, уже называется Sõprus и фильмы, идущие на экранах его двух кинозалов, совсем другие.

Тем не менее он сохраняет за собой статус скорее театра, чем кино: любителям попкорна и незатейливых блокбастеров здесь не место, публика, собирающаяся в кинотеатре, ценит интеллектуальные картины наподобие ретроспектив Феллини, Тарковского, Пазолини, Аки Каурисмяки и других корифеев кинематографического искусства вроде Ким Ки Дука.

К слову, декор здания, по крайней мере наружный, выглядит на удивление нетронутым, хотя кинотеатр, претерпевший реконструкцию, и производит впечатление ухоженного и современного.

Внутреннее же убранство и даже планировка изменились достаточно сильно.


Проект здания кинотеатра был разработан группой архитекторов, из которых самый большой вклад внес Фридрих Вендах. На сегодняшний день это здание признано памятником архитектуры.

Вообще о советском архитектурном наследии в Эстонии можно говорить долго. Немало интереснейших построек найдется и в Таллине, и в других городах. Можно вспомнить и здание библиотеки Академии наук Эстонской ССР, теперь именующееся Академической библиотекой Таллинского университета. Она практически ровесница Певческой сцены, всего на несколько лет младше.


(Архитекторы: У. Тэльпус, П. Мадалик)

Но закончить хотелось бы чем-то не столь обыденным, как жилые дома или кинотеатры. Можете ли вы представить, что банальная автобусная остановка способна воплощать в себе стиль эпохи ничуть не хуже, чем помпезные каменные гиганты? Не можете? Тогда смотрите!



План:

    Введение
  • 1 Переодизация
    • 1.1 Ранняя готика: XIII - начало XV века
      • 1.1.1 Замки
      • 1.1.2 Церкви
    • 1.2 Поздняя готика: XV - середина XVI веков
      • 1.2.1 Замок Тоомпеа
      • 1.2.2 Крепостные стены
      • 1.2.3 Жилые дома
      • 1.2.4 Ратуша
      • 1.2.5 Гильдии
      • 1.2.6 Церкви Таллина
    • 1.3 Ренессанс: 1550-1630 гг.
    • 1.4 Раннее барокко: 1630-1730-е гг
    • 1.5 Позднее барокко: 1710-1775-е гг
    • 1.6 Класицизм: 1745-1840
    • 1.7 Историзм: 1840-1900
    • 1.8 Модерн: 1900-1920 гг

Введение

Архитектура Эстонии формируются в начале XIII века, когда Тевтонский орден и Королевство Дания завоевали территорию нынешней Эстонии, разделили ее и ввели христианство западного обряда. Эстония не имеет романской архитектуры, а готическая формировалась под влиянием готики Рейнской школы, цистерцианский архитектуры Пруссии и Скандинавской архитектуры (остров Готланд).


1. Переодизация

1.1. Ранняя готика: XIII - начало XV века

1.1.1. Замки

Епископский замок-конвент в Курессааре

Церковь в Амбла

Ранняя готика в Эстонии представлена четырьмя типами замков:

  • нерегулярный (полигональный);
  • замок-донжон;
  • регулярные замки двух типов: Кастель и конвент.

По таким типам строились Орденские замки. Классическим примером второго типа является замок-донжон в Пайде 1265 года.

Замки в Вильянди XIII-XIV вв. и епископский замок Курессааре на острове Сааремаа, который строился в период от 1343 до начала XV века, являются классическими примерами конвента. Из этих замков лучше сохранился епископский замок Курессааре на острове Сааремаа, планировка которого включает квадратные угловые башни Стурвольт и Длинный Герман, а также расположенные по периметру внутреннего двора капеллу с трапезной, покои епископа, зал капитула и дормиторий.

К этому же типу относится замок-монастырь Ордена цистерцианцев в Падизе, стрящегося со второй половины XIV века до 1448 года и имеет менее регулярную структуру, чем другие конвенты.

Замок Германа в Нарве XIII-XV веках первоначально принадлежал к типу Кастель, а впоследствии, в начале XV века был перестроен на конвент.

Всего с начала XIII до начала XVI веков на территории Эстонии было построено 46 каменных замков, из которых 17 было орденскими, 12 - епископскими и 17 принадлежали местным феодалам.


1.1.2. Церкви

Готические провинциальные церкви в Амбла конца XIII века и в Коеру (1290) принадлежат к одному архитектурному типу. Они трехнефные, зальные, с прямоугольным пресвитериейПресвитерия и небольшой башней по оси западного фасада.

Образцами больших готических храмов являются две кирпичные базилики в Тарту: городской собор (XIII-XV века, сохранился в руинах) и Иоанновская церковь 1330 года постройки. Последняя имеет высокую башню на главном фасаде; вимперги портала украшены знаменитой скульптурной композицией «Страшный суд».


1.2. Поздняя готика: XV - середина XVI веков

Замок Тоомпеа

Исторический контекст развития архитектуры определяется Грюнвальдской битвой 1410 года, в которой был разгромлен Тевтонский орден, образовывавший Ливонского ордена, а также усилением роли Ганзейского торгового союза на этой территории (Таллин, Пярну и Тарту были ганзейскими городами).


1.2.1. Замок Тоомпеа

Город Таллин принадлежал Ливонскому ордену с 1347 года. С ХV века главным доминантным архитектурным комплексом города стал орденский замок Тоомпеа на Вышгороде. Это был перестроеный древний датский замок, который потом еще неоднократно перестраивался. В основе его структуры лежит тип конвента, а его высшая цилиндрическая башня называется Длинный Герман.


1.2.2. Крепостные стены

Часть крепостной стены и ворота

Крепостные стены и башни Таллина известны с 1248 года, однако древнейшие из сохранившихся по сей день стен и башен относяться к XIV веку. Строительство продолжалось в ХV веке, реконструкция укреплений завершена в 1520-х годах. Они очень хорошо сохранились до сих пор: на конец XVI века были возведены 26 башен, из которых сохранилось 18. Стены имели высоту до 8 метров при толщине 2,85 метра. По низу внутренней части стены шла стрельчатая аркада. В течение XV-XVI веков по мере развития артиллерии башни надстраивались, в них устраивали пушечные бойницы. Наивысшей является башня Кюстер (30 м), самой массивной - четырехэтажное Толстая Маргарита в комплексе Морской ворот. Аналогичные каменные укрепления имел город Тарту, однако они были снесены в ХVIII веке.


1.2.3. Жилые дома

Средневековое здание Ресторана Olde Hansa

Таллинские жилые дома XV - начала XVI веков относятся к щипцовому типу, когда на улицу выходит узкий фасад, увенчанный щипцом, закрывающая двускатная крыша (дома «Три сестры» первой половины ХV века, дом на улице Лай, 25, другие дома таллинского центра города).


1.2.4. Ратуша

Таллинская ратуша

Достопримечательностью гражданской архитектуры является ратуша в Таллине 1404 со стрельчатой аркадой первого яруса на продольном фасаде и высокой тонкой восьмигранной башней по оси причилкового фасада, увенчанного треугольным щипцом.


1.2.5. Гильдии

Дома гильдий в Таллине известны своими изысканными интерьерами (готический зал Большой гильдии 1410 года, зал Олаевской гильдии 1424).

1.2.6. Церкви Таллина

Наиболее необычной по распланированную-пространственной композицией является церковь Святого Духа XIV века. Она двунефна, зального типа, с башней на причилковой фасаде и высоким щипцовых крышей. Запланированный изначально третий неф не был построен учитывая градостроительную ситуацию.

Церковь Святого Николая (Нигулисте) была построена в 1406-93 годах. Это трехнефный базилика с деамбулаторием и башней на западном фасаде.

Церковь Святого Олафа (Олевисте) того же времени, 1400-50 годов. Это трехнефная базилика, имеет среднюю неф 31 метр высотой и башню со шпилем, высотой 123,7 метра, который был самым высоким в Европе (пожар 1820 года его уничтожила настоящее шпиль ниже).

Домский собор, реконструкция 1465 - короткая трехнефная базилика с граненым пресвитерия и массивной западной башней.

Монастырь доминиканцев в Таллине начале ХV века - большой готический комплекс с зальным трехнефным храмом и клуатром; сооружения сохранились частично, особую ценность имеют готические порталы.

Монастырь Святой Биргитты, 1417-36 годов - трехнефная зальная церковь, которая имела высокие и массивный щипцовой крышу (стоит в руинах с 1577 года).


1.3. Ренессанс: 1550-1630 гг.

Фасад Дома Черноголовых

Ренессанс пришел в Эстонию под властью Швеции. Ренессансные и маньеристические воздействия проявлялись лишь в малых архитектурных формах и декоре, украшавший вполне готические по композиции и конструкциями здания. Пример - дом братства Черноголовых в Таллине (1597, перестройка готического здания). Ещё одно Таллинское здание в стиле ренесанса - Дом Магистра находится на улице Вана туру каэл.


1.4. Раннее барокко: 1630-1730-е гг

Нарвская ратуша

Раннее барокко представлено немногими памятниками учитывая тогдашний упадок строительной деятельности, обусловлен многочисленными войнами в регионе: виднейшими является ратуша в Нарве 1671 года, Таллинские ворота в Пярну конца XVII века.


1.5. Позднее барокко: 1710-1775-е гг

Вследствие Северной войны территория Эстонии попала в состав Российской империи. Самой выдающейся достопримечательностью является дворцово-парковый ансамбль Екатериненталь (Кадриорг), созданный в 1723 году по приказу российского императора Петра I, архитектор Никколо Микетти. Стилистика приближена к тогдашней петербургской архитектуре, довольно сдержанной в применении средств выразительности, в том числе и декора.

Барочная архитектура была также представленна в мызной архитектуре Эстонии, например, в 1797 году неизвестным итальянским архитектором было построено здание мызы Вяяна.

Прекрасным образцом мызной барочной архитектуры Эстонии является также главное здание мызы Палмсе.


1.6. Класицизм: 1745-1840

Неоклассическая стилистика представлена преимущественно в университетском городе Тарту и в Таллине. Ратуша в Тарту, построена в 1789 году, еще содержит отголоски позднего барокко и общей композицией несколько напоминает ратушу в Нарве.

Самой масштабной памятником классицизма является комплекс Тартуского университета, главный корпус которого был построен в строгих и монументальных ордерных формах 1803 по проекту немецкого архитектора И. Краузе, который был в этом университете профессором экономики, технологии и гражданской архитектуры. Классицистический ансамбль дополняют другие университетские здания, среди которых самым значительным является анатомический театр.

В Таллине в эти сутки было ликвидировано пояс бастионных укреплений вокруг Старого города, вместо них созданы парковое кольцо. Характерным явлением стали загородные усадебные дома ордерной архитектуры. Например мыза Саку,мыза Риисипере,мыза Керну, мыза Кирну, мыза Колга, мыза Раиккюла, мыза Удрику, мыза Ааспере, мыза Хыреда,мыза Пиргу, мыза Вохня, мыза Ухтна, мыза Массу, мыза Хяргла, мыза Ряпина, мыза Пенийыэ, мыза Лихула, мыза Касти, мыза Трииги, мыза Путкасте, мыза Курисоо, мыза Тори, мыза Орина, мыза Выхмута,мыза Кяравете.


1.7. Историзм: 1840-1900

Церковь Каарли

Доминирующее направление историзма в архитектуре Эстонии - неоготика, однако в довольно упрощенных и схематических формах, образцом чего является Церковь Каарли в Таллине 1870 (архитектор А. Гиппиус).

1.8. Модерн: 1900-1920 гг

Модерн Эстонии относится к так называемому северного модерна. В Таллине сформировался под влиянием Петербурга и Риги. Близкий к рациональному модерну, однако с мотивами национально-романтических стилизаций. В этой стилизации решены доходные дома в Таллине, Тарту, Пярну, а так же виллы того времени.

К наиболее общественных зданий относятся таллинские театр «Эстония» (сейчас Национальная опера) 1910-1913 (архитектор А. Линдгрен) и Немецкий театр (теперь Эстонский драматический театр) 1910 года (петербургские архитекторы А.Ф. Бубырь и Н.В. Васильев); театр «Эндла» в Пярну 1911 года (архитекторы Г. Хеллат и Е. Вольфельдт); здание студенческого общества в Тарту 1902 года.

Церковь Св. Павла в Тарту спроектировал и возвел в 1915-17 годах знаменитый финский архитектор Элиэль Сааринен (отец еще более известного американского архитектора середины ХХ века Ээро Сааринен). Сааринен-старший много проектировал для Таллина, в частности в 1913 году выиграл конкурс на создание генерального плана города.

, Телевидение Эстонии , Парламент Эстонии , Реки Эстонии .
  • Адрес: Tallinn, Ahtri, 2.;
  • Время работы: ср. - пт. 11:00-18:00; сб., вс. 10:00-18:00. Выходной: пн., вт.;
  • Вход: Стоимость полного билета 4 EUR, льготного - 2 EUR, семейного - 6 EUR.;
  • Веб-сайт: www.arhitektuurimuuseum.ee;
  • Телефон: (+372) 625 7000 .

Архитектурный музей относится к одной из самых значимых культурных . В нем представлены экспозиции, показывающие, как развивалась архитектура столицы на протяжении 20 века, которые будут весьма интересны для туристов.

История создания и размещение музея

Датой основания Эстонского архитектурного музея считается 1 января 1991 года. Целью его создания являлось документирование истории и последующего развития архитектуры Эстонии. Экспонаты, которые представлены в нем, относятся к периоду ХХ столетия. Музей имеет статус члена Международной конфедерации Музеев архитектуры ICAM.

Музей не всегда находился в здании, которое он занимает сейчас. В самом начале своей деятельности он располагался в на улице Кооли 7, под его экспонаты отводились помещения старинной башни Loewenschede.

В 1996 году Эстонский архитектурный музей переехал в сооружение, которое он занимает по сей день, оно носит название соляной склад Ротерманни. Торжественное открытие музея и доступ его коллекций для общественности состоялись 7 июня 1996 года.


Здание соляного склада является грандиозной постройкой и примечательно само по себе, оно представляет собой выдающийся пример эстонской архитектуры. Оно построено из плитняка в 1908 году, за основу при его строительстве был взят проект балтийско-немецкого инженера Эрнста Боустедта.

В 1995–1996 годах происходит реконструкция соляного склада, которая производилась по проекту архитектора Юло Пеили и архитектора по интерьеру Тасо Мяхари. До 2005 года в здании располагался и зал для выставок Художественного музея, но он съехал, и в настоящее время там представлены исключительно выставки Эстонского музея архитектуры.


Эстонский музей архитектуры в наши дни

Эстонский музей архитектуры регулярно открывает выставки для посещения эстонцев и туристов. Их общее количество превышает 200, экспонатов насчитывается около 10 тысяч, они представлены в следующих коллекциях:

  • 159 выставок архитектуры и дизайна;
  • 41 выставка изобразительного и прикладного искусства;
  • выставки театрального, модного и электронного искусства;
  • международные выставки, которые организовываются при участии других музеев с мировым именем;
  • отдельного внимания заслуживает макет центральной части Таллинна, который по праву можно назвать одной из самых выдающихся экспозиций музея;
  • в коллекциях музея представлены многочисленные карты населенных пунктов, проекты и макеты зданий и целых районов столицы Эстонии, статьи, в которых описывается, как развивалась эстонская архитектура с начала 20 века по сегодняшний день;
  • к самым старым чертежам относятся разработанные в 1848 году петербургским архитектором Георгом Винтерхальтером, на которых изображены фасад и интерьер Рыцарской палаты в ;
  • уникальным экспонатом является план Большого Таллина, который был создан в 1913 году знаменитым финским архитектором Элиэлем Саариненом.

Как добраться?

Эстонский музей архитектуры расположен в центральной части на улице Ахтри, 2. Добираться до него удобно как от аэропорта, так и от Старого города, путь займет максимум 10 минут. Чтобы доехать до музея, можно воспользоваться автобусным маршрутом №2.

И.Соломыкова

Переход к феодализму у эстонских племен начался в 10-11 вв. В этот период происходило постепенное формирование класса феодальных владетелей, развивались ремесла и торговля; на основе старых городищ зарождались средневековые города Линданисе (Таллин), Тарту и др. Складывались условия для образования феодального государства. Дальнейшее самостоятельное развитие Эстонии было прервано в первой половине 13 в. вторжением в южную часть Эстонии немецких рыцарей-крестоносцев и в северную - датчан, поработивших страну. Народную культуру жестоко преследовали, и развитие ее было заторможено.

Завоевание Эстонии немецкими феодалами определило своеобразный характер дальнейшей феодализации страны. Господствовавший класс феодалов-землевладельцев, привилегированная верхушка торговых и ремесленных городов и представители церкви были немецкими по происхождению и языку, по культурным традициям. Антифеодальные движения поэтому всегда тесно сплетались с национально-освободительной борьбой.

Художественная культура эстонского народа, однако, продолжала развиваться и в трудных исторических условиях. Непосредственно она воплощалась в народном искусстве - ткачестве, ювелирном мастерстве, орнаменте, украшавшем домашнюю утварь, в произведениях крестьянской архитектуры.

Однако нельзя сводить все средневековое эстонское искусство лишь к традициям народного прикладного искусства и исключать из него архитектуру и монументальное искусство. При строительстве замков и крепостей, соборов и ратуш использовался подневольный труд эстонцев, владевших искусством обработки камня. Не меньшее значение имеет и то, что эти сооружения порождены сложившимися в Эстонии общественными отношениями, исторически характерными для ее судеб. Хотя при своем возникновении подобные здания, особенно замки, воспринимались как символы ненавистного иноземного владычества, памятники зодчества стали частью той среды, в которой жили и живут эстонцы и которая уже много веков участвует в формировании их эстетических вкусов и представлений о красоте родного края.

В художественно-стилистическом отношении средневековое искусство Эстонии входило в ту большую семью культур Западной, Центральной и Северной Европы, развитие которых протекало в романо-готических формах. Особое значение имела тесная связь Таллина и других городов Эстонии с Ганзейским союзом. На формирование средневекового искусства влияние оказала архитектура земли Рейн-Вестфалия и острова Готланда; сказывалось и соприкосновение с высокоразвитой культурой близких соседей - Пскова и Новгорода.

В южной Эстонии, в частности в ее крупнейшем городе - Тарту, из-за отсутствия качественного строительного камня при хороших глинах строили главным образом из кирпича - материала, характерного для северо-восточной Германии и Латвии. По своим строительным и стилистическим особенностям южно-Эстонская архитектура близко связана с искусством последней. В северной же Эстонии, в частности главном городе Эстонии - Таллине, а также в Нарве для строительства применялся местный серый камень - плитняк.

В северной Эстонии особенно заметны связи с архитектурой ганзейских городов. Простые и выразительные архитектурные формы, известный аскетизм в применении архитектурного декора типичны для средневековой североэстонской архитектуры, обладавшей суровым обаянием.

Архитектура северной Эстонии, в особенности Таллина, образует своеобразную школу, ярко выражающую самобытные черты средневекового эстонского Зодчества.

Строившиеся в середине 13 в. храмы и замки стилистически были еще связаны с традициями романского искусства. Лишь в течение 14 в. в Эстонии окончательно сформировался свой вариант готического зодчества.

Церковной архитектуре Эстонии 13 в. были присущи лапидарная простота конструкции (одно- и двухнефные иногда без трансепта, иногда без закругления алтарной стены и т. д.) и суровый крепостной характер.

Примером укрепленной церкви, которая могла при необходимости превратиться в небольшую крепость, служит однонефная церковь в местечке Вальяла на острове Сарема (около 1260 г.), сложенная из известняка. Толстые стены, укрепленные позже массивными контрфорсами, были прорезаны немногими попарно расположенными узкими окнами. После восстания эстов в 1261 г. нижняя часть окон была заложена, а внутри церкви построена деревянная галлерея на случай обороны. Характерной чертой этой церкви является наличие наряду с романской основой (массивные плоскости стен, полуциркульные арки) элементов нового, готического стиля (своды на тонких нервюрах и др.).

С середины 13 в. зодчество получило большое применение в городах, которые начали расти и укрепляться. Так, в Таллине были воздвигнуты Тоомкирик (Соборная церковь, 13 в.) на Тоомпеа (Вышгороде) и церковь Нигулисте (св. Николая) в Нижнем городе (начало 14 в.) - трехнефные базиликальные церкви без трансепта. В 14-15 вв. они были радикально перестроены в готическом духе, и об их первоначальном облике мы судить не можем.

В 13-14 вв. строились укрепленные монастыри (например, в Падисе, в Кяркне, в Таллине - доминиканский монастырь св. Екатерины, сгоревший в начале 16 в., и цистерцианский монастырь св. Михаила).

Крепости-замки воздвигали на развалинах бывших городищ эстов. Сохранились развалины многочисленных замков( На территории Эстонии и Латвии в средневековье насчитывалось более 400 крепостей-замков. ); первоначально наиболее распространенными типами замков-крепостей были донжоны. Некоторые донжоны были выстроены вне городищ, в важнейших стратегических пунктах. Таков, в частности, был донжон в Пайде (13 в.) -восьмигранная монументальная тридцатиметровая башня. Донжон имел шесть этажей, из которых три нижних были перекрыты сводами. Второй этаж был приспособлен для жилья, три верхних служили для военных целей.

В период феодальной раздробленности территория Эстонии была разделена между епископами и Ливонским орденом.

В 14 в., когда участились антифеодальные крестьянские восстания, в том числе произошло знаменитое восстание в Юрьеву ночь (1343), особенно интенсивно строили большие замки-крепости орденского типа или так называемые «конвентные дома».

Типичны замки-крепости в Вильянди, Раквере, Таллине, Нарве, епископские Замки в Курессааре и Хаапсалу. Орденский замок в Вильянди (ныне руины) по своим размерам превосходил все современные ему замки в Прибалтике. Он представлял в плане квадрат со стороной 55 м. В ансамбль сооружения входила церковь, большая общая трапезная для рыцарей, общие спальни - дормитории и отдельные помещения для знатных членов ордена. Замок стоял на высоком холме с крутым склоном к озеру и был окружен четырьмя поясами мощных каменных крепостных стен. Чередование стен, естественных оврагов и рвов делало замок неприступным. Можно представить себе, что нависшая над озером и вырисовывающаяся в небе громада замка и высоких стен, сложенных из валунов и кирпича, производила действительно грозное впечатление.

В архитектуре орденских конвентных домов с 14 в. начали проявляться черты готического искусства. Однако наивысшего развития готическое искусство средневековой Эстонии достигло в городах.

Некоторые города Эстонии, достигшие в 14 в. высокого уровня экономического развития, приобрели известную самостоятельность по отношению к власти ордена и стали, как везде в Европе, центрами наиболее прогрессивных в условиях средневековья форм культуры и искусства.

Для эстонской готики характерны суровый крепостной характер, простота планов, редкое применение аркбутанов, сохранение роли стены, слабое развитие каркасной системы, характерной для Западной Европы.

Прекрасное представление о южноэстонской готике дает кирпичная церковь Яани (Иоанна) в Тарту, созданная в 14 веке. Отличительной чертой ее архитектуры является горизонтальное членение плоскостей фасада и стен при помощи разнообразных фризов, в том числе из зеленых глазурованных плиток. В западной части возвышалась квадратная тяжеловесная башня, украшенная фризами и ложными окнами, с богато профилированным, тяготеющим к романским формам порталом, завершенным вильпергом.

Уникальный характер этого памятника средневековой эстонской архитектуры связан с его скульптурными украшениями из терракоты. Терракотовые фигурки, человеческие головы и скульптурные группы расположены и внутри и снаружи здания. Эти разнообразные, не повторяющие друг друга скульптурные изображения бюргеров, рыцарей, ремесленников трактованы весьма схематично и стилизованно, но все же во многих из них заметно реалистическое восприятие человека.

В 15 в. в Тарту на основе церкви, построенной еще в 13 в., была воздвигнута монументальная базиликальная трехнефная соборная церковь Петра и Павла. Это единственная из всех церковных построек Эстонии, западный фасад которой был фланкирован двумя высокими четырехугольными башнями, обращенными на запад. Церковь сгорела в 17 в., сохранилась лишь стенная коробка с частями башен.

В целом южноэсто.нской «кирпичной готике» по сравнению с северной присущи относительная облегченность пропорций и расчлененность конструкций, богатство декора, меньшая суровость и большая живописность, праздничность общего впечатления.

Своеобразным памятником ранней эстонской готики является церковь в Карья на острове Сарема (1330-1340). Ее особенность - скульптурный декор из местного саремского мрамора. На одном из пилонов арки входа изображен св. Николай в епископском облачении. Из ниши, оформленной в виде окошка небольшой башни, он подает милостыню женщинам. Среди скульптур имеются группы, привлекательные своей наивной жизненностью, например фигурка св. Николая, изображенного в виде саремского рыбака, или изображение сплетниц, одну из которых хватает черт. Статуи этой церкви представляют особый интерес, поскольку в Эстонии скульптуры, связанные с архитектурным декором, до нас почти не дошли. Из немногих сохранившихся памятников следует также упомянуть скульптурную группу эстонцев-крестьян на консоли церкви в Пайде.

Видимо, некоторые скульптурные украшения, особенно в провинциальных церквах, выполнялись мастерами - эстонцами по происхождению. Им свойственны дух грубовато-меткого народного юмора и интерес к изображению эстонцев-крестьян.

Наиболее ярко и полно достижение эстонской готики в целом раскрылось в архитектуре и искусстве Таллина. К ранним по типу готическим сооружениям относится двухнефная церковь Пюхавайму (св. Духа), 14 в.- приземистое прямоугольное здание с редко расставленными высокими стрельчатыми окнами и своеобразными ступенчатыми скатами фронтонов сохраняет суровый крепостной дух раннесредневекового искусства Эстонии.

Архитектурный облик средневекового Таллина в основных чертах сложился во второй половине 15 в. Город резко делился на две части: Вышгород (Тоомпеа), расположенный на высоком скалистом плато, и Нижний город, лежащий между Вышгородом и морской гаванью. Вышгород был центром рыцарско-церковной Эстонии. Окруженный высокими стенами, расположенный в долине у моря, Нижний город был населен купцами, многочисленными ремесленниками и рабочим людом. Он противостоял Вышгороду как центр бюргерской культуры.

От средневековой эпохи сохранились многочисленные церкви 13 -15 вв., орденский замок, старая городская ратуша 14-15 вв. (в которой в настоящее время помещается Таллинский горсовет), крепостные башни и часть городских стен, каменные жилые дома богатых бюргеров, построенные еще в 15 -16 вв., и здания городских гильдий. Таким образом, старый Таллин с его многочисленными памятниками старины, узкими извилистыми уличками наглядно воссоздает облик города зрелого средневековья. По сохранности, по удивительной цельности впечатления ансамбль готического Таллина является единственным в СССР.

На высоком скалистом холме, круто обрывающемся в сторону моря, возвышается мрачный замок Ливонского ордена, заложенный датчанами еще в 13 в., перестроенный и расширенный орденом в 14 в. Глухой массив его могучих стен лишь изредка прерывали несколько небольших окон-бойниц. Замок был фланкирован по углам башнями; самая большая и высокая из них - Длинный Герман - сохранилась до наших дней. Эта восьмиэтажная с редкими узкими окошечками цилиндрическая башня господствует над местностью и видна за много километров.

С запада и востока суровый силуэт Вышгорода выступал в контрастном сопоставлении с Нижним городом. Высокие и крепкие городские стены, сложенные из серого плитняка, были увенчаны многочисленными башнями. Представление о квадратных в плане башнях городской стены (14 в.) дают башенные ворота, ведущие от Нижнего города к пологому подъему на Вышгород, носящему название Длинный спуск (Пиккялг). Бюргеры предусмотрительно отгородились стеной от Вышгорода, с которым им приходилось вести постоянную борьбу за свои городские вольности и привилегии.

Сохранившаяся часть стен с башнями (всего их к началу 15 в. было 28) относится к 14-15 вв. Часто расположенные круглые башни, увенчанные коническими шатрами, воспроизводят тип, характерный для средневековых укреплений Западной Европы. За городскими башнями, подобно часовым, охраняющим город, теснились каменные дома с крутыми двускатными крышами. Над ними вздымались шпиль могучей башни церкви Нигулисте и подобные иглам башенки Святодуховской церкви и ратуши; в обращенной к морю стороне города - увенчанная стремительно взлетающим кверху шатром-шпилем стройная и мощная башня церкви Олевисте (перестроена в 15 - начале 16 в.). Церковь и особенно ее башня (высотой около 120 м.) господствовали над городом и были видны далеко с моря. Ансамбль Нижнего города с его лесом стройных башен, теснящихся островерхих крыш, богатых бюргерских домов, шпилей выразительно противостоял грозной суровости вышгородского ансамбля.

Эстонская готика периода ее расцвета наиболее ярко воплощена в церкви Олевисте.

Эстетическое воздействие ее на зрителя определяется не только головокружительной высотой башни, но и благородной простотой, соразмерностью архитектурных объемов и форм. С улицы Лай, на которую под углом выходит основной, западный фасад церкви, перед зрителем предстает огромная четырехгранная башня. В ней все подчинено одной задаче - выразить мощное устремление ввысь каменной призмы. Монументальный портал входа, глубоко врезанный в плоскость стены, кажется по сравнению с общими размерами небольшим. При этом широкий приземистый профилированный портал как бы с трудом преодолевает тяжесть лежащего на нем каменного массива. Над порталом свободно и легко вздымается стройное 14-метровое стрельчатое окно, подготовляющее и предвосхищающее взлет остроконечного шпиля-кивера. Выше окна спокойная гладь стены прорезается двумя небольшими стройными оконцами, и, наконец, верхняя часть башни увенчана двумя ярусами высоких стрельчатых ниш, словно облегчающих завершение башни и придающих ему сдержанно торжественный вид. На крепком основании 60-метровой призмы высится более чем 70-метровый шпиль, деревянный каркас которого неоднократно горел и восстанавливался примерно в прежнем своем виде.

Основной компактный массив церкви, небольшой сравнительно с башней, с возвышающимися, подобно ступеням, крышами алтарной части и нефов, также зрительно подготовляет стремительный взлет башни. Интересны масштабные соотношения высоты башни со шпилем и без шпиля и высоты центрального и боковых нефов - 8:4:2:1. Несколько жесткая простота этих соотношений подчеркивает дух сдержанной энергии и суровой уверенности, которую несет в себе архитектурный образ храма.

Интерьер церкви подчинен той же задаче. Звездчатые своды центрального нефа опираются на массивные четырехгранные столбы. И лишь в полигональной алтарной части строитель отступает от сдержанной строгости решений; своды здесь опираются на стройные восьмигранные колонны.

Главным центром жизни Нижнего города была ратуша и раскинувшаяся перед ней рыночная площадь, единственная большая площадь в пределах городских стен. Хорошо сохранившаяся ратуша (конец 14 - начало 15 в.) является прекрасным образцом светской эстонской готики. Выразительность образа простой по конструкции ратуши, увенчанной высокой двускатной крышей, строилась на сопоставлении прямоугольного массива самого здания и восьмигранной как бы точеной башенки. Карниз башенки изящно оформлен типичным для таллинской готики фризом легких консолей(Высокий барочный кивер (шатровая надстройка над каменной башней) неоднократно перестраивался. Кивер увенчан ажурным фигурным флюгером из кованого железа, изображавшим воина - стража города, известного под названием Старый Томас. ).

Плоская стена главного фасада ратуши подымалась над проходящей по всему низу здания лоджией со стрельчатыми арками и была прорезана высокими окнами второго, главного этажа.

Особенностью, весьма характерной для средневековой архитектуры, являлась несимметричность расположения окон по фасаду. Зодчий стремился в первую очередь к архитектурному оформлению интерьера отдельно взятых помещений. Главный зал освещался тремя окнами, из которых центральное ради законченности впечатления было более высоким. Меньшие помещения освещались парой окон или одним окном, причем масштабы и пропорции их решались каждый раз в зависимости от конфигурации помещения и его функционального назначения. Отсюда живая асимметрия расположения окон по фасаду, не лишенная, однако, единства, обусловленного общим характером стройных окон, оживляющих плоскую стену и вносящих праздничное разнообразие в монотонный ритм более тяжелых аркад цокольной галлереи.

Ратушная площадь была окружена богатыми бюргерскими каменными домами с высокими треугольными фронтонами двускатных крыш, крытых красной черепицей. Следует упомянуть и о монументальном здании Большой гильдии, объединявшей крупных купцов и судовладельцев. Здание это венчалось высоким крутым фронтоном, украшенным декоративными стрельчатыми арками; каменные порталы дверей были богато профилированы.

В заключение следует сказать о типе дома богатого оптового купца. Большинство их было построено после огромного пожара 1433 г. Дома выходили на улицу торцовым фасадом. Тяжелая дверь, обрамленная профилированным каменным порталом, часто украшалась скульптурной резьбой и красивым кованым железным дверным молотком. Значительную часть нижнего этажа занимал парадный вестибюль, в котором помещались шкафы и сундуки; из сеней дверь вела в полутемную кухню с огромным очагом. За кухней находилась большая жилая комната. Обогревалась она теплым воздухом, поступавшим из специального очага в подвале. Потолок нижнего этажа поддерживался массивными дубовыми балками, иногда лежащими на каменных консолях. Из сеней на второй этаж вела широкая деревянная лестница с резными перилами.

Второй этаж состоял из 2 - 3 небольших жилых комнат, из которых обычно обогревалась только одна комната - трубой кухонного очага. На самом верху под двускатной крышей - подальше от лихого человека - помещались склады товаров. Гавань находилась вне городских стен, и вообще купец предпочитал в те неспокойные времена хранить товары в собственном доме. Тюки с товарами обычно подымали в слуховое окно или чердачный люк прямо с улицы при помощи блока, подвешенного к толстой балке, выступающей под окном чердака.

В конце 15 в. ансамбль Таллина был обогащен большой 36-метровой артиллерийской башней Кик ин де Кёк, защищавшей юго-западные подступы к Вышгороду. Гармоничная по пропорциям, башня одновременно контрастировала и органично входила в общую композицию башен замка. Массивная, завершенная небольшим выступающим карнизом, она очень отличалась от других башен городской стены. Ее многочисленные бойницы были рассчитаны на ведение «огневого», то есть артиллерийского боя.

Выдающимся памятником эстонской позднеготической архитектуры являлась, судя по сохранившимся частям (стены и западный фронтон), монастырская церковь св. Бригитты в Пирите близ Таллина (первая половина 15 в.). Монастырь строился под руководством таллинского строителя Свальбарта. Главным звеном монастырского комплекса была трехнефная зальная церковь, своды которой поддерживались стройными восьмигранными колоннами. Стены ее сложены из известняка, своды, по-видимому, были кирпичные. Снаружи, вдоль северной стены, тянулся двухэтажный крестный ход для монахинь, к южной стене примыкал крестный ход для монахов. Церковь должна была производить впечатление монументальной, грандиозной постройки. Могучий параллелепипед, увенчанный высокой крутой крышей с треугольными фронтонами, с профилированными нишами, облегчавшими массу и подчеркивавшими стремление фронтона ввысь, возвышался над окружавшей монастырь лесистой местностью и долиной реки и был издалека виден с моря.

Наиболее значительными в художественном отношении памятниками, завершающими период позднейшей, «пламенеющей» готики в Эстонии, были: пристроенная в 1523 г. к церкви Олевисте зальная, изящная и светлая, гармоничная по пропорциям часовня св. Марии и архитектурный комплекс береговых ворот «Раннавяров».

Богатые магистраты городов и церкви, особенно в Таллине, заказывали у известных мастеров Западной Европы алтари и другую художественно выполненную церковную утварь. В рассматриваемый период для Таллина были характерны постоянные и тесные экономические и культурные связи с ганзейским городом Любеком. В середине 13 в. на основе Любекского права было выработано городское право Таллина (фрагменты рукописи Любекского права 13 в. с интересными миниатюрами хранятся в Таллинском городском архиве). В конце 15 в. в Любеке был приобретен алтарь для церкви Нигулисте (1482), приписываемый Хермену Роде и Яну Стенраду. Алтарь Роде, самый большой по размерам из резных деревянных алтарей в Прибалтике (6,32 X 2,62), включал более 40 фигур - Христа, Марии, апостолов, пророков и святых, расположенных рядами без ясной сюжетной связи по трем ярусам.

С конца 15 и особенно в начале 16 в. искусство Эстонии, сохраняя в основном средневековые формы, начало постепенно насыщаться светскими и реалистическими чертами, связанными с новым этапом в истории европейского искусства, то есть с Возрождением.