Шесть тысяч тонн над водой: операция по установке железнодорожной арки Крымского моста займёт до трёх суток. Крымский мост дополнила автодорожная арка Какой вес арки крымского моста

19 сентября 2017.
Мостостроители продолжают подготовку к транспортировке второго арочного пролета моста через Керченский пролив. Вечером 18 сентября конструкция начала движение по выкаточным пирсам и сдвинулась на полтора десятка метров. Сегодня над пирсом туманная дымка, но то, что арка поменяла местоположение, можно увидеть в онлайн-камеру, установленную на горе Митридат.


Инфо-центр «Крымский мост» поделился техническими подробностями подготовки к этому ответственному событию.

Автодорожной арочный пролет Крымского моста снят со стапеля на керченской технологической площадке, где в течение года велась его сборка. С помощью элементов тяг и толкающих устройств конструкцию весом более 5 тысяч тонн передвигают горизонтально на расстояние почти 140 метров. Это происходит в рамках подготовки к будущей морской операции, которая намечена на конец сентября – октябрь с учетом погодных условий.

«Передвижка» выполняется постепенно, в дневное и ночное время, с технологическими перерывами. Арка двигается к месту погрузки на плавучие опоры, которые впоследствии перевезут ее к фарватерным опорам моста через Керченский пролив.

Автодорожная арка состоит из почти 200 крупных элементов (блоки ортотропных плит, арочные своды). Для сборки было выполнено 4,5 км стыковых швов первой категории, закручено 175 тысяч штук (или 110 тонн) высокопрочных болтов. Конструктив покрыт антикоррозийной защитой в три слоя, для чего потребовалось более 46 тысяч литров краски сигнально белого цвета.

«Автодорожный арочный пролет – как натянутый лук, где свод поддерживает нижнюю часть гибкими подвесками, — рассказал главный инженер ФКУ Упрдор «Тамань» Росавтодора Юрий Сафонов. – При этом подвески еще не натянуты на 100 %. Они примут на себя полную нагрузку уже после того, как арку установят в проектное положение, на опоры. Во время будущей транспортировки арочный пролет будет сохранять свою форму за счет специальных вспомогательных сооружений».

Пролетное строение двигается по выкаточным пирсам на «салазках» — это металлоконструкции с полированным листом понизу. Вдоль каждого из двух пирсов протянуты по две тяговые «нитки», в конце – домкраты. По пути движения «салазок» подкладываются специальные скользящие «клетки», которые обеспечивают минимальный коэффициент трения.

Когда арочный пролет будет передвинут до конца пирсов, его переместят на вспомогательные опоры для последующих операций по подготовке к погрузке на плавучие опоры.

Параллельно продолжается подготовка к морской операции самих плавучих опор. Автодорожная арка идентична железнодорожного арочному пролету по высоте, но шире на 10 метров по затяжке (нижняя часть) и в замке (верхняя часть), а также в момент перевозки длиннее на 3 метра и легче примерно на 500 тонн. Поэтому специалисты ведут необходимое переоборудование надстройки плавопор.

К подъему арки готовятся и фарватерные опоры. На автодорожной части опор уже смонтированы ригели. Это мощные конструкции длиной 33 метра и весом более 400 тонн, которые объединяют стойки опор и равномерно распределяет нагрузку от арочного пролета. Строители готовят рабочие площадки, на которых устанавливается грузоподъемное оборудование.


Справка

Длина автодорожной арки в проектном виде – 227 метров. Высота в высшей точке – 45 метров. Ширина – 30 метров по затяжке (нижняя часть), 15 метров в верхней точке. Общий вес – около 5 тысяч тонн. Ширина проезжей части, включая полосы безопасности, — 23,1 метра.

Конструктивно – арка с жесткой затяжкой. Связь нижнего пояса с аркой обеспечивают гибкие подвески. Это цельные канаты толщиной 6 см закрытой конструкции, изготовленные из высокопрочной стальной проволоки. Закрытый канат состоит из сердечника, изготовленного из круглой проволоки, а также нескольких внешних слоев проволоки Z-образной формы. Минимальное значение прочности подвески – 3660 килоньютонов (или 373 тонны). Всего таких подвесок 22 по каждой стороне арки (итого 44 на всю арку); их суммарная длина – более 1,2 км (на одну подвеску – от 4,7 м до 44 м).

Расчетная скорость ветра на уровне проезжей части арочного пролета может достигать 40 м/с. Поэтому для предотвращения негативных аэродинамических явлений были проведены исследования, в результате которых проектировщики выбрали определенную форму обтекателей – специальных конструкций по фасаду автодорожного арочного пролета. Они позволят минимизировать ветровое воздействие и обеспечить комфортную эксплуатацию арок.

Помимо обтекателей, арка оборудована смотровыми ходами, кабеленесущими конструкциями, водоотводными лотками, молниезащитой и заземлением, элементами системы мониторинга инженерных конструкций, аэронавигационной и судовой сигнализацией, архитектурной подсветкой, элементами барьерного ограждения и опор освещения. Эти элементы монтируются как на стапеле, так и после установки на фарватере.

В Керченском проливе идет операция по установке железнодорожной арки Крымского моста

По оценкам экспертов, процесс поднятия арки на опоры займет около 7 часов. Как только конструкция окажется на своем месте, Керченский пролив вновь откроется для судоходства.

А Сейчас в Керченском проливе наблюдается пробка.


Первые сутки морской операции (таймлапс)


Видео старта операции


Старт операции с коптера


Стыковка первого буксира


Графика установки и транспортировки железнодорожной арки Крымского моста


позиционирование арки между опорами


Транспортировка арки, ночь, ВИДЕО


Транспортировка арки к фарватеру, с коптера, ночь

В Керченском проливе идет первый этап морской операции по транспортировке и монтажу арок Крымского моста: строителям доставили, а сейчас готовятся поднять на фарватерные опоры железнодорожный арочный пролет весом более 6 тысяч тонн. В сложнейшей технологической операции участвуют больше ста специалистов – моряки, профильные инженеры, сотрудники научно-исследовательских институтов и рядовые мостостроители.

«Морская операция в проекте Крымского моста без преувеличения уникальна для мостостроения: это транспортировка, а потом подъем и монтаж в условиях морской акватории с нестабильным гидрометеорологическим фоном арочной конструкции, вес которой превышает 6 тысяч тонн. Однако такая операция была бы невозможна без гигантского опыта, накопленного мостовиками в других проектах. Так что наша морская операция – результат многолетней практики и передовых технологий отечественного и мирового мостостроения», — сказал заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» Леонид Рыженькин.


Установка арочного пролета в проектное положение состоит из нескольких ключевых действий. Перед началом каждого Службы контроля качества, авторский надзор и строительный контроль проводят освидетельствование уже выполненных работ: проверяют их на соответствие технической документации и подтверждают соответствующим актом приемки.

Накануне выхода в море строители подготовили арку к погрузке на плавучие опоры. Под нее были заведены две плавопоры, и, получив подтверждение благоприятного метеопрогноза на следующие трое суток, строители погрузили на них арочный пролет. В ночь на 28 августа плавсистема начала свой 5-километровый путь от керченского берега к створу моста. В этой части операции – непосредственно морской – участвовали более 10 буксиров, катеров и других судов. Команда самой операции – более 100 человек.

Ранним утром 28 августа моряки завели плавсистему в створ между фарватерными опорами с максимальным зазором до 65 см и зафиксировали ее якорными тросами. На опорах к этому моменту полностью готово грузоподъемное оборудование: агрегаты для подъема, рабочие площадки, приспособления (тросовые домкраты, насосные станции и так далее).

По обоим краям арочного пролета закрепляют «пряди» высокопрочных тросов, протянутые к арке от 16 домкратов, установленных наверху фарватерных опор. В каждой из «прядей» более 40 тросов, то есть поднимать арку на высоту будут с помощью почти 700 тросов. Грузоподъемность каждого домкрата – 650 тонн, так что, несмотря на вес арки в 6000 тонн, строители обеспечили 40-процентный запас по подъемным механизмам.

Днем начнется подъем арки на проектную высоту со средней скоростью 5 метров в час. К моменту завершения этой операции максимально допустимые отклонения конструкции вдоль оси моста не превысят 60 мм, поперек оси моста – 30 мм. Затем арку раскрепят ветровыми связями к ригелям фарватерных опор.

В общей сложности установка железнодорожной арки на фарватере не превысит 72 часов. На это время судоходство в Керчь-Еникальском канале ограничивается. Как только строители подтвердят надежность закрепления арочного пролета на проектной высоте, плавание судов по фарватеру возобновится в стандартном режиме.

Окончательный монтаж железнодорожной арки на фарватерные опоры потребует еще около месяца. Строительно-монтажные работы будут вестись с рабочих площадок, установленных на фарватерных опорах, и не повлияют на судоходство в Керчь-Еникальском канале.

Второй этап морской операции – установка автодорожной арки Крымского моста – запланирован на сентябрь.


Справка

Длина судоходного пролета Крымского моста – 227 метров, общий вес конструкций обеих арок – около 11 тысяч тонн. Подмостовой габарит шириной 185 метров и высотой 35 метров обеспечивает беспрепятственный пропуск всех судов, курсирующих через Керчь-Еникальский канал.

Железнодорожная арка представляет собой комбинацию из пролетного строения со сквозными главными фермами и аркой. Движение поездов идет по элементам фермы, при этом арка в условиях такого протяженного пролета выполняет поддерживающую функцию. Элементы фермы и арки соединены подвесками.

Плавучая система–это плавучие опоры с погруженным и закрепленным на них арочным пролетом. В ее основе – понтоны, объединенные по типу катамарана и снабженные специализированным палубным оборудованием.

Переправа через пролив уже поражает своими габаритами. Особенно это касается арочных автомобильной и железнодорожной конструкций. Для того, чтобы была установлена та или иная арка крымского моста, размеры которой очень большие, использовались специальные механизмы – переправы, подъемные краны, морские суда.

Габариты арок крымского моста – одинаковые, отличаются они по весу и ширине. В остальном, конструкции идентичны, что полностью соответствует проектной документации.

Размеры арки Керченского моста: особенности

Переправа через пролив состоит из железнодорожного и автомобильного пролетов, что позволит пустить по мосту два вида транспорта. Ширина автомобильной арки Керченского моста на 10 метров больше, чем железнодорожной, но имеет меньший вес. Среди технических параметров обоих конструкций стоит отметить такие, как:

  • Вес автомобильной арки Керченского моста равен 5,5 тысячам тонн, а железнодорожной – 5,8 тыс. т;
  • Длина арки керченского моста – 227 метров;
  • Высота арки керченского моста от воды в самой верхней точке равно 45 м;
  • Железнодорожная арка собрана из сотен элементов – подвесок, арочных сводов, блоков, раскосов;
  • Пролет железнодорожного моста сделан, как комбинация пролетного строения со сквозными фермами и арками. Поезда будут двигаться по фермам, которые соединены с аркой подвесками;
  • Ширина арки керченского моста по осям равна 20 метрам (по затяжке), и пяти метрам в самой верхней точке;
  • Железнодорожная арка имеет специальные водоотводы, системы для кабелей, судовой сигнализации, мониторинга инженерных коммуникаций, аэронавигации, а также защиту от молний, заземление. Дополнительно установлена архитектурная подсветка, система блокировки, освещения. Из-за этого вес железнодорожной арки керченского моста больше, чем автомобильной;
  • Движение по автомобильной арке будет осуществляться по жёсткой затяжке снизу.

Сколько весит арка крымского моста: материалы

Для того, чтобы поднять одну и вторую арки на нужную высоту, применялась специальная техника. Вес арки керченского моста требовал поэтапного установления конструкций на плавательные опоры, а потом постепенное поднятие домкратами.

Немаловажное значение на вес данных частей мостовой переправы оказывали ширина, материалы, которые применялись для изготовления пролета, длина арки крымского моста. Собраны пролеты из металлоконструкций, которые изготавливались на заводах Белоруссии и России. Окончательная сборка происходила уже на смотровой площадке.

Высота арки Керченского моста в подмостовой части достигает 35 м. Такие размеры гигантской конструкции потребовало применения специальной системы канатов, сделанные из металлической проволоки.

Учитывая то, что вес арки крымского моста очень большой, то пришлось сооружать специальные плавательные опоры, на борту которых стояли дизель-гидравлические станции. Она подавала электричество на балластные насосы, чтобы наполнялись балластные отсеки.

Больше всего сложностей вызвало поднятие железнодорожной арки. Такой вес железнодорожной арки крымского моста требовал использования специальных судов, катеров, техники и привлечения большого количества специалистов в разных сферах.

Cтроители подняли одну из двух самых габаритных конструкций моста через Керченский пролив на фарватерные опоры, на высоту 35 метров от уровня моря. Это железнодорожный арочный пролет весом в 6 тыс. тонн. Весь процесс занял около 12 часов, на это время было ограничено судоходство по Керчь-Еникальскому каналу.

В интернете появилось видео, на котором запечатлено, как мостостроители подняли железнодорожный арочный пролет Крымского моста на фарватерные опоры - на высоту 35 метров от уровня моря. Об этом сообщает информационный центр проекта «Крымский мост».

Процесс подъема арки весом более 6 тыс. тонн на проектную высоту занял около 12 часов. В течение дня конструкцию будут закреплять.

«Подъем прошел в штатном режиме. До отметки 10 метров шли медленнее, делали много контрольных испытаний, вели геодезический контроль за состоянием конструкции. Далее начался основной подъем. Арку подняли немного выше проектной высоты для последующего опускания на опорные части. В течение наступивших суток конструкция будет оснащена ветровыми связями - это устройства, которые закрепляют арку», - рассказал замдиректора по производству «Мостоотряда-1» Михаил Пиксаев .

Для монтажа габаритной конструкции по обоим краям арочного пролета были закреплены «пряди» высокопрочных тросов, протянутые к арке от 16 домкратов, установленных наверху фарватерных опор. Арку подняли на 700 тросах мощными домкратами, закрепленными на опорах. Грузоподъемность каждого домкрата - 650 тонн, так что, несмотря на вес арки в 6 тыс. тонн, строители обеспечили 40-процентный запас по подъемным механизмам», - рассказали в ИЦ «Крымский мост». Домкраты нагружались постепенно. Первоначальная нагрузка в 5 тонн была доведена до 100 тонн. Конструкция поднималась без отклонений, в пределах створа между двумя опорами.

После «отрыва» арки от плавсистемы на один метр ее в течение часа удерживали на весу. За это время специалисты еще раз проверили надежность всех механизмов и только после этого продолжили подъем.

Плавучие опоры, с помощью которых арку отбуксировали, вернулись к керченскому берегу. Их перепроверят и переоборудуют, после чего в той же последовательности будет перевезено и смонтировано второе арочное пролетное строение - автодорожное. В итоге над фарватером поднимутся два арочных пролета, под которыми беспрепятственно будут проходить суда. Ближайший месяц строители смонтируют концевые элементы арки, а также проведут ее раскружаливание - опустят на специальные опорные части.

Установка арок Крымского моста в проектное положение - уникальная технологическая операция.

Впервые в истории отечественного мостостроения проводится транспортировка, позиционирование в морских условиях и установка с воды на опоры габаритного судоходного пролета.

Морская операция проводится в условиях ограниченного судоходства с временным «окном» на 72 часа. В целом операция объединила сотни специалистов - это моряки, профильные инженеры, сотрудники научно-исследовательских институтов и рядовые мостостроители.

На время операции было ограничено судоходство по Керчь-Еникальскому каналу. Запрет не касался кораблей и судов ВМФ, а также федеральных органов безопасности. Движение судов возобновится в стандартном режиме. Окончательный монтаж арки на фарватерные опоры займет еще около месяца.

Арочный пролет железнодорожной части Крымского моста - это комбинация из пролетного строения со сквозными главными фермами и аркой. Движение поездов идет по элементам фермы, при этом арка в условиях такого протяженного пролета выполняет поддерживающую функцию. Элементы фермы и арки соединены подвесками. Длина пролета - 227 м. Высота в высшей точке - 45 м. Ширина по осям арок - 20 м по затяжке, 5 м в замке (верхняя точка). Движение поездов предусмотрено по двум путям. Конструкция предусматривает смотровые ходы, кабеленесущие системы, водоотводные лотки, молниезащиту и заземление, систему мониторинга инженерных конструкций, аэронавигационную и судовую сигнализации, систему централизации и блокировки (СЦБ), связь и опоры освещения, архитектурную подсветку.

Общая стоимость Керченского моста составит 227,92 млрд рублей в ценах соответствующих лет. Мост станет самым протяженным в России, он соединит Крымский полуостров с материковой частью РФ автомобильной и железной дорогами.

Пропускная способность четырехполосной автотрассы составит 40 тыс. машин в сутки, железная дорога будет включать два пути с пропускной способностью 47 пар поездов в сутки. Движение машин по мосту должно открыться в декабре 2018 года, поездов - 1 декабря 2019 года. Ежесуточно на объекте задействовано более 200 основных единиц техники, более 20 единиц плавсредств и более 5 тыс. человек.

Керченский мост - один из крупнейших мостов в России. Его протяженность - 19 км. Трасса начинается на Таманском полуострове, проходит по существующей пятикилометровой дамбе и острову Тузла. Затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег.

Ранее Киев выразил недовольство строительством Россией моста через Керченский пролив, поскольку, по словам главы министерства инфраструктуры Украины Юрия Лавренюка, это приведет к сокращению количества заходов судов в порты Мариуполя и Бердянска. Это обстоятельство, в свою очередь, повлечет снижение прибыли торговых операторов и администрации морских портов Украины.

29 августа 2017 года железнодорожный арочный пролет моста в Крым достиг расчетной высоты в 35 метров. Мостостроители сообщили об окончании данного этапа операции в 9 часов 30 минут утра.

Официальный сайт строительства «Крымский мост» сообщает подробности подъема арки.

«Подъем прошёл в штатном режиме»

Конструкцию весом более 6 тысяч тонн поднимали с помощью грузоподъемного оборудования под контролем ведущих инженеров проекта. Процесс подъема арки на проектную высоту — занял около 12 часов.

«Подъем прошёл в штатном режиме. До отметки 10 метров шли медленнее, делали много контрольных испытаний, вели геодезический контроль за состоянием конструкции. Далее начался основной подъем. Арку подняли немного выше проектной высоты для последующего опускания на опорные части. В течение наступивших суток конструкция будет оснащена ветровыми связями — это устройства, которые закрепляют арку», — приводит «Крымский мост» слова замдиректора по производству «Мостоотряда-1» Михаила Пиксаева.

Арку подняли на 700 тросах мощными домкратами, закрепленными на опорах. Для монтажа габаритной конструкции понадобилось 16 устройств, грузоподъёмностью 650 тонн каждое. Это позволило повысить запас прочности по подъемным механизмам на 40%.

Домкраты нагружались постепенно. Первоначальная нагрузка в 5 тонн была доведена до 100 тонн. Конструкция поднималась без отклонений, в пределах створа между двумя опорами.

То, чем мы можем гордиться

Операция началась примерно в 19:00 28 августа. Отрыв арочного пролетного строения от плавопоры произошел в 21 час. На каждом этапе подъема специалисты отслеживали состояние системы, и лишь потом давали «добро» на продолжение работ.

После закрепления арки будет дано разрешение на возобновление прохода судов через Керченский пролив. Но отныне и навсегда они будут это делать под грандиозным мостом, ведущим в Крым.

Есть вещи, которыми мы имеем право гордиться. Нынешняя операция уникальная — впервые в истории отечественного мостостроения проводится транспортировка, позиционирование в морских условиях и установка с воды на опоры габаритного судоходного пролета. Осуществить подобное в мире могут лишь немногие страны.

Работы с арочным пролетом будут продолжаться: в ближайший месяц строители смонтируют концевые элементы арки, а также проведут ее раскружаливание — опустят на специальные опорные части.

До пешей прогулки в Крым осталось недолго

Что касается плавучих опор, то они вернутся к технологической площадке у керченского берега. Там начнется их проверка и подготовка к доставке на фарватер арочного пролета автомобильного моста. Эта операция запланирована на сентябрь, а точные сроки ее проведения будут зависеть от готовности техники и, самое главное, погодных условий.

Установка арочных пролетов на фарватерные опоры моста — своеобразный символический рубеж в строительстве. После окончания этой операции по строящемуся мосту из Тамани в Крым и обратно можно будет де-факто совершить пешую прогулку, что ранее и обещали журналистам российские официальные лица.

Согласно проекту, запуск автомобильной части моста должен состояться в декабре 2018 года, железнодорожной части — в декабре 2019 года.

Мост в Крым, один из самых амбициозных российских проектов постсоветского периода, является частью создаваемой кольцевой дороги вокруг Чёрного моря для нужд черноморских государств, на 450 км сокращая дорогу без необходимости объезда через Ростов-на-Дону.