Что такое гражданская авиация. Авиация гражданская. Устройство мирового рынка гражданской авиации

Не так давно пассажирооборот воздушного транспорта в нашей стране превысил показатели транспорта железнодорожного. О том, как появились первые поезда, мы уже рассказывали, теперь «Дилетант» вместе с «Ростехом» вспомнят историю гражданской авиации.

Первый пассажир

«Флайер-1» братьев Райт

Братья Райт подняли сконструированный своими руками «Флайер-1» в воздух на 59 секунд. Тогда, в 1903 году, им удалось пролететь 260 метров. В 1908 году, спустя пять лет, братья взяли на борт самолета первого пассажира и по совместительству своего хорошего друга — Чарли Фёрноса. В этом же году погиб Томас Селфридж, став первым человеком, разбившемся в авиакатастрофе. Несмотря на это, Администрация США заключила с братьями контракт на поставку одного самолёта, который обошёлся казне в 25 тысяч долларов. Однако в правительстве перестраховались, добавив в контракт графу о том, что самолет «должен пролететь расстояние в 160 километров, не упав на землю».

Братья Райт подняли «Флайер-1» в воздух на 59 секунд


Первый чартерный рейс


Лайнер Olympic стал пунктом назначения первого чартерного рейса

Он получился совсем необычным. Один из уважаемых пассажиров лайнера Olympic забыл свои очки и вспомнил об этом только тогда, когда судно уже вышло из гавани Нью-Йорка. Компания-перевозчик Wanamaker настолько любила своих клиентов, что они специально наняли британского авиатора Тома Сопвича. Том захватил очки, поднялся в воздух на своём самолёте, догнал лайнер и скинул очки на палубу.

Первая авиакомпания



Самолет компании St. Petersburg Tampa Airboat

В 1914 году, через 10 лет после полёта братьев Райт, появилась первая авиакомпания, самолёты которой летали по расписанию. В первом расписании полётов значились два города: Санкт-Петербург и Тампа. На самом деле, конечно, полёт из России в Америку на тот момент не был возможен. Санкт-Петербург, или Сент-Питерсбург, — город в штате Флорида, на западном побережье. На восточном как раз находится город Тампа. Поэтому первые клиенты первой авиакомпании St. Petersburg Tampa Airboat Line могли позволить себе только небольшой получасовой перелёт с одной части полуострова на другую.

В 1914 появилась компания, самолёты которой летали по расписанию

Милионный пассажир и рейс на автопилоте



Первая авиакомпания, которая перевезла больше миллиона пассажиров

Символичной отметки в миллион перевезённых пассажиров уже в 1934 году достигла старейшая из существующих ныне авиакомпаний — DeutscheLufthansa, открытая в 1926. Через два года после её образования в Великобритании создали первый аппарат, который мог без помощи пилота какое-то время управлять самолётом.

Старейшая из существующих ныне авиакомпаний — DeutscheLufthansa


Первая стюардесса


Элин Чёрч — медсестра и первая стюардесса

Американская медсестра Эллин Чёрч в 1930 раз и навсегда решила связать свою жизнь с авиацией. Но поскольку ей не суждено было стать пилотом, она начала обслуживать пассажиров на борту. В первом её рейсе таких было 11.

Компании UnitedAirlines так понравилась эта идея, что через два месяца они начали набирать стюардесс для всех своих рейсов. В то время, к слову, работы у них было довольно много — горячий обед на борту самолёта включал в себя обычно фруктовый коктейль, жареного цыпленка, печенье и горячий кофе.

Тем временем в России


Во время полёта пассажиры «Ильи Муромца» могли пройтись по прогулочной палубе

Верится с трудом, но именно в нашей стране был спроектирован первый в мире пассажирский самолёт. Пока полёты были ещё делом экспериментальным, инженеры Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского уже в 1913 году сконструировали биплан «Илья Муромец». На следующий год провели показательный полёт: на борту находилось 16 человек и одна собака, за штурвал сел главный инженер аппарата — Сикорский. В разных модификациях самолёт Сикорского взял несколько мировых рекордов по длине перелётов, по высоте и времени полёта.

Именно в России был спроектирован первый в мире пассажирский самолёт


Вообще «Илья Муромец» — большой прорыв для авиации. Сикорский предложил несколько нововведений, которые до сих пор используются в авиастроении. Так, например, он первым разделил салон и кабину пилота, впервые на «Илье Муромце» появился туалет и спальные комнаты. Салон обогревался газовым отоплением, освещался электричеством. Такого комфорта на борту в то время никто даже не мог представить.

Ситуация сегодня


Модель авиалайнера МС-21

Российские инженеры продолжают заниматься новаторством в сфере авиастроения и сегодня. Один из самых амбициозных проектов — Магистральный самолёт XXI века, или просто МС-21. Первые полёты аппарата запланированы уже на 2016 год, серийное производство — на 2017. Уникальность МС-21 в том, что он должен стать первым в России «электрическим самолётом». Большая часть боровых устройств будет переведена на электрические механизмы, при этом в МС-21 будут задействованы вспомогательные источники энергии, которые обеспечат работу двигателей в случае их остановки в воздухе. Для электрификации самолета предприятия «Ростеха» уже изготовили ряд техники, которая проходит тестовые испытания.


МИ-38 будет строить на Казанском вертолётном заводе

Большое распространение в гражданской авиации получили не только самолеты, но и вертолеты. Поскольку они не рассчитаны на массовые пассажирские перевозки, их используют в самых разных сферах. Так, например, легкий вертолёт «Ансат» холдинга «Вертолёты России» используется в санитарной авиации: медицинская версия этого самолёта доставляет больных в лечебные учреждения, также позволяет реанимировать пострадавшего прямо на борту. А МИ-38, производить который стали в 2015 году, вообще из гражданского вертолёта может превращаться в военный.

Гражданская авиация России прошла большой и славный путь. Зародившись в начале 20-х годов прошлого века, в процессе своего развития она стала неотъемлемой частью мировой транспортной системы. Многие предприятия, входящие сегодня в состав Госкорпорации Ростех, принимали активное участие в становлении российской авиации.

Об этом нанему корреспонденту сообщили в пресс-службе Ростеха.

Днем рождения гражданской авиации России считают 9 февраля 1923 года. Именно в этот день в нашей стране официально появился гражданский воздушный флот.

А в марте того же года в СССР было создано первое авиатранспортное предприятие - «Добролет» и открыта первая внутренняя авиалиния - Москва-Нижний Новгород. Весь путь от Москвы до Нижнего Новгорода в 420 км преодолевался за три с половиной часа.

Для сравнения, сегодня на это требуется 50 минут. Пилот управлял самолетом без всякой связи с землей, ориентировался по речкам и по железной дороге. Разумеется, полеты выполнялись только в хорошую погоду и днем.



Самолет авиатранспортного предприятия - «Добролет» на первой внутренней авиалинии - Москва-Нижний Новгород

Партийный лозунг того времени «Трудовой народ, строй свой воздушный флот!» оказал свое действие. Всего за 5 лет, к 1928 году, на собранные народом средства было построено 400 самолетов. Уже к середине 30-х в России были свои авиационные заводы, НИИ, конструкторские бюро и учебные заведения, где выпускали авиационных специалистов.

В Советском Союзе был создан первый специализированный завод по производству полуфабрикатов из алюминиевых и магниевых сплавов для самолетов и авиационных моторов, впоследствии на мощностях которого вырос современный титановый гигант - Корпорация «ВСМПО-АВИСМА».

А конструкторские коллективы по самолетостроению, возглавляемые Андреем Туполевым, Николаем Поликарповым и другими выдающимися отечественными учеными, спроектировали и построили первые советские самолеты.

В предвоенные годы отечественные экипажи гражданской авиации совершили целый ряд рекордных достижений и выдающихся дальних перелетов, которые принесли мировую славу и отечественному самолетостроению, и нашим летчикам.

Так, в 1925 году был совершен перелет через пустыню Гоби, в 1926 году - облет столиц Западной Европы, а уже в 1927-м установлен рекорд дальности того времени - перелет Москва - Токио - Москва.



Уже в 1929 году советские пилоты установили новый рекорд - летчик Шестаков на самолете «Страна Советов» (АНТ-4) пролетел путь в 21 242 км из Москвы в Нью-Йорк

В период с 1930 по 1939 год был построен ряд тяжелых многомоторных самолетов. Наиболее ярким из них стал восьмимоторный гигант АНТ-20 «Максим Горький», который брал на борт 80 пассажиров, имел максимальную скорость 280 км в час и дальность полета 2000 км. В то время он был самым большим самолетом в мире.

Советский Союз успешно развивал гражданскую авиацию, росли авиаперевозки, но началась Великая Отечественная война, и все резко изменилось - гражданская авиация пришла на помощь военной. Большинство гражданских самолетов были переданы воинским частям, а пилоты отправились на фронт. В структуре самой гражданской авиации появилось что-то новое - была создана Первая авиатранспортная дивизия Гражданского воздушного флота.

Она принимала активное участие в эвакуации жителей из осажденного Ленинграда и доставляла в город грузы. Гражданские пилоты совершили более 46 тысяч вылетов во время Сталинградской битвы, летали в осажденный Севастополь, участвовали в боях за Украину и Прибалтику. Кроме этого, во время войны они много раз летали в города Европы, в Африку и Америку, обеспечивая нашей стране связь с союзными государствами.

Акт капитуляции фашистской Германии 9 мая 1945 года был доставлен в Москву самолетом Ли-2, созданным уже в годы войны конструктором Лисуновым на базе гражданского пассажирского самолета. Воздушное сообщение, нарушенное войной, после ее окончания стало быстро восстанавливаться.

Аэропорты стали переоснащать: вместо Ли-2 появились Ил-12 и Ил-14, и к 1948 году объем пассажирских и грузовых перевозок вырос во много раз. Стали развиваться и международные авиалинии: всего за 10 лет, прошедших после окончания войны, количество международных связей СССР выросло втрое, а в 1959 году открылся первый международный аэропорт страны - знаменитый Шереметьево.



Ил-18 на постаменте

В конце 40-х годов в СССР появились первые реактивные самолеты и уже в 1956 году мир увидел советский Ту-104, который всех очень удивил. Подобные американские, английские и французские самолеты появились на несколько лет позже.

Российские реактивные самолеты имели большой успех, но появились и проблемы - реактивным двигателям требовалось много топлива. Наши конструкторы сработали оперативно и 1957 году появились самолеты с турбореактивными двигателями, которые позволяли существенно экономить горючее.

Первым таким самолетом стал Ил-18, и он сразу стал использоваться для дальних перелетов, причем не только на Северный полюс, но и в Антарктиду. Ил-18 длительное время был основным пассажирским само-летом Аэрофлота, его производство продолжалось до 1969 году.



Ил-18 в полете

Для более дальних перевозок больших грузов, для межконтинен-тальных полетов с большим числом пассажиров потребовались самолеты еще большей грузоподъемности. Поэтому А. Н. Туполев остано-вил свой выбор на турбовинтовом двигателе. Таким сверхдальним самолетом стал созданный в 1957 году пассажирский самолет Ту-114.

В то время Ту-114 был самым большим самолетом в мире. В обычном варианте при взлетной массе 175 тонн и дальности полета 7000 км он мог брать на борт 170 пассажиров, а при работе на менее протяженных линиях до 220 человек.

На самолете был установлен двигатель НК-12М, разработчиком которого является самарское предприятие «Кузнецов». До настоящего времени он считается самым мощным в мире турбовинтовым двигателем.



Самолет Ту-114 впервые прилетел в США

Ту-114 вплоть до 1967 года являлся флагманом Аэрофлота, на нем было установлено 32 мировых рекорда. Даже Никита Хрущев впервые пересек Атлантический океан, чтобы прибыть с визитом в США именно на этом самолете.

Руководителю страны нужно было чем-то обязательно поразить американцев, и с помощью межконтинентального Ту-114, который создавался в глубокой тайне, Хрущеву это удалось. Потом был Ту-144 - первый и один из двух в мире сверхзвуковых авиалайнеров, который тоже удивил мир.



Самолет Ту-144

Но самым массовым самолетом отечественного производства, самолетом-долгожителем, стал Ту-154. С того момента, как 9 октября 1968 года летчик-испытатель Ю.В.Сухов впервые поднял в воздух Ту-154, эта машина открыла целую эпоху в истории отечественной авиации. И только в конце 1980 - начале 1990-х годов для замены на авиалиниях Ту-154 в ОКБ Туполева был разработан среднемагистральный пассажирский самолет Ту-204.

Ту-204 должен был стать таким же массовым, как и его предшественник Ту-154. Однако с распадом СССР финансирование авиапрома резко сократилось, и Ту-204 был вытеснен подержанными машинами западного производства.

С начала 2000-х годов в конструкцию Ту-204/214 был внесен ряд изменений. Самолеты начали оснащаться улучшенными пассажирскими креслами и бытовым оборудованием. Также была обновлена авионика. На новых самолетах установлены двигатели ПС-90А, производства «Пермского моторного завода», входящего в ОДК. Эти же двигатели эксплуатируются также на современных самолетах Ил-96.



На начало 2014 года самолеты семейства Ту-204/214 составляют основу самолетного парка правительственного авиаотряда — в СЛО «Россия» эксплуатируется 13 самолетов Ту-204 и Ту-214 различных модификаций.

Глубокая модернизация Ту-204 - самолет Ту-204СМ - вполне может составить реальную конкуренцию Airbus A320 и Boeing 737. Был увеличен максимальный взлетный вес, обновлено бортовое радиоэлектронное оборудование, что позволило сократить экипаж до двух человек. Большая часть новых систем и агрегатов произведены на предприятиях Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), входящего в Ростех.

Сегодня государство продолжает активно развивать гражданский авиапром. В частности, в целях вернуть централизованный контроль над отраслью были объединены авиаактивы в ОАК (Объединенная Авиастроительная Корпорация), введены запретительные пошлины на импорт иностранной авиатехники, а также вложены средства в создание первого гражданского самолета со времен СССР - Sukhoi SuperJet-100.

НПО «Сатурн», входящее в состав Ростеха, совместно с французской аэрокосмической корпорации Snecma принимает участие в разработке и производстве двигателей для нового лайнера.



Самолет Sukhoi SuperJet-100

На подходе вторая разработка отечественного авиапрома - это среднемагистральный самолет будущего поколения МС-21. На авиационном заводе корпорации «Иркут» приступили к монтажу первых станций линии автоматической сборки этого самолета.

Многие предприятия Ростеха работают над проектом создания перспективного самолета: предприятия КРЭТ создают авионику, «Авиадвигатель», являющийся дочерней компанией ОДК, разработал двигатель ПД-14 для самолета.

Производством двигателя занимаются Пермский моторный завод и рыбинское предприятие «Сатурн». На предприятии холдинга «РТ-Химкомпозит» организовано производство крупногабаритных стрингерных панелей кессонов киля для МС-21.



Среднемагистральный самолет будущего поколения МС-21

Становление отечественной гражданской авиации является наглядным воплощением достижений науки, техники и технологии. Огромная заслуга в этом принадлежит нашим знаменитым авиаконструкторам. Туполев, Поликарпов, Ильюшин, Антонов, Микулин - имена, которые известны всему миру.

Самолеты, сконструированные и построенные ими, открыли новую воздушную эпоху. Сегодня Россия возрождает традиции отечественной авиации.

Значение гражданской авиации для страны площадью в 17 млн квадратных километров трудно переоценить. Значительная часть территории РФ — это труднодоступные районы, где нет автомобильных и железных дорог. Единственный способ коммуникации — это авиасообщение, без которого невозможно ни жизнеобеспечение граждан, ни нормальное экономическое развитие регионов.

Колоссальные природные богатства находятся в Арктике и Сибири, и эти районы слабо заселены. Хозяйственное освоение отдалённых регионов требует создания транспортной инфраструктуры. Наиболее простой способ — запуск регулярных рейсов вертолётов и самолётов, способных приземляться на грунт в любых погодных условиях.

  • Reuters

Строить дороги в вечной мерзлоте — невероятно трудоёмкое и дорогостоящее мероприятие. Оптимальный выход заключается в налаживании постоянного воздушного сообщения. В связи с этим России необходима развитая малая, средне- и дальнемагистральная пассажирская авиация, надёжные транспортные самолёты и вертолёты различного класса.

Необходимость возрождения

Стоит признать, что ситуация в отрасли сложилась непростая. Гражданский авиационный парк значительно сократился за минувшие 25 лет, кризис 1990-х годов нанёс мощный удар по авиапрому, а в 2000-е годы перевозчики закупал преимущественно зарубежные машины.

«Не считая вертолётных площадок, в СССР было 1,4 тыс. аэродромов, включая грунтовые, сейчас — 159. Отток населения, которое жило в труднодоступной местности, вблизи заброшенных ныне аэродромов, составил 3 млн человек», — рассказал RT бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, президент фонда «Партнёр гражданской авиации» Олег Смирнов.

По его словам, в 1990-е годы на балансе Министерства гражданской авиации СССР числилось 13,5 тыс. летательных аппаратов, а в год производилось более сотни самолётов.

«Сегодня 96% пассажироперевозок осуществляется судами иностранного производства. Россияне быстро привыкли к Boeing и Airbus, но нельзя забывать, что раньше мы ни в чём не зависели от Запада», — продолжил он.

Собеседник RT полагает, что руководство РФ прекрасно осознаёт необходимость возрождения гражданской авиации. «Да, многое было утрачено. Но это не повод опускать руки. Глупо отрицать, что у России нет потенциала для обеспечения внутренних потребностей. Это дело небыстрое. Может, пройдёт 10-15 лет, но западные самолёты непременно лишатся доминирующего положения на нашем рынке», — уверен Смирнов.

Первые плоды

Резкое ухудшение финансирования авиапрома и ликвидация Министерства гражданской авиации в 1991 году привели к отставанию прежде всего в материаловедении и двигателестроении. Именно в этих сферах сейчас идёт наиболее активная работа отечественных учёных и инженеров, и она приносит свои плоды.

Вице-премьер России Дмитрий Рогозин неоднократно возмущался из-за засилья зарубежной авиационной техники. В числе наиболее приоритетных гражданских самолётов он выделил три модели: Ил-114, МС-21, Ил-96.

Широко разрекламированный Sukhoi Superjet 100 тоже займёт свою нишу на внутреннем рынке, однако его производство нуждается в серьёзных изменениях. Лайнер примерно наполовину состоит из иностранных компонентов. На SSJ 100 установлена авионика французской компании Thales, двигатель SaM146 — французской PowerJet, а кислородная система, двери и внутреннее убранство — продукт американской B/E Aerospace.

В конце января 2017 года Рогозин заявил, что в марте состоится первый полёт среднемагистрального МС-21 — детища корпорации «Иркут» и ОКБ Яковлева. Машина должна заменить отечественный Ту-204 и стать конкурентом американского Boeing 737 и франко-немецкого Airbus A320.

Планируется осуществлять выпуск моделей двух типов. Первый — МС-21-200 — будет более компактным и сможет вмещать в зависимости от компоновки от 132 до 153 пассажиров. Второй — МС-21-300 — окажется длиннее младшего брата на восемь метров и сможет брать на борт от 163 до 181 пассажира.

Инженер-технолог одного из высокотехнологичных предприятий сообщил RT, что МС-21 — это без сомнения прорывная разработка, пусть и не во всём превосходящая западные аналоги.

«Это абсолютно новый конкурентноспособный самолёт. В нём заложен инновационный фюзеляж, который имеет расширенный проход, — пояснил эксперт. — Крылья МС-21 выполнены по технологии вакуумной инфузии, которая запатентована российскими инженерами. Крыло полностью выполнено из композитных материалов — это так называемое «чёрное крыло». Суть в том, что в качестве наполнителя для него используется углеродное волокно. Конструкция легче алюминия, но прочнее любого металла, из которого обычно изготавливают самолёты».

По его словам, уменьшение массы лайнера позволило снизить расход топлива и увеличить грузоподъёмность. Специалист утверждает, что никто в мире не использовал столько композитных материалов в конструкции крыльев. В этом, как он полагает, состоит главный успех отечественных конструкторов.

Положительная динамика

Двухмоторный турбовинтовой Ил-114, о котором упоминал Рогозин, разрабатывался в 1980-х годах в качестве замены устаревшему Ан-24. Это ближнемагистральный самолёт (64 пассажира), предназначенный для перевозки людей на несколько сотен километров.

Особенность Ил-114 в том, что машина может приземляться на грунтовые аэродромы. В связи с этим эксперты солидарны во мнении, что появление на рынке этого самолёта станет долгожданным толчком к развитию малой авиации.

До 2012 года Ил-114 выпускался на авиационном заводе в Ташкенте. В 2014 году президент РФ Владимир Путин поручил развернуть серийное производство в России. В итоге было принято решение модернизировать ташкентский вариант Ил-114 и наладить выпуск на площадках РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах и на нижегородском заводе «Сокол». Первые Ил-114 должны покинуть цеха в 2019 году.

Также власти РФ нашли замену дальнемагистральным A330, A340, A380, Boeing 777 и Boeing 787. Выбор пал на Ил-96 — лайнер, на котором летает президент РФ. В зависимости от количества кресел машина будет выпускаться в двух вариантах: Ил-96-300 и Ил-96-400. Производство развёрнуто на Воронежском авиационном заводе. Ожидается, что через два года машины уже смогут подняться в воздух.

  • Boeing 787
  • РИА Новости

Конкретных планов по количеству выпускаемых новых самолётов сейчас нет, из уст чиновников можно услышать разные цифры. Эксперты полагают, что российским предприятиям под силу ежегодно выпускать по два-три Ил-96, 12 Ил-114 и несколько десятков МС-21. Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) намерена производить по 60 МС-21.

Главный редактор портала Аviaru.net Роман Гусаров предполагает, что на внутреннем рынке будет спрос на такой объём выпуска. По мнению эксперта, самые большие шансы на коммерческий успех у МС-21, который он назвал «последним словом техники»:

«Эти самолёты найдут покупателей и будут продаваться. Если всё получится и МС-21 подтвердит хорошие технические характеристики, обещанную надёжность, а также получит хорошую систему техподдержки и финансирования продаж, то сможет вытащить всю нашу гражданскую авиацию и наш авиапром. Дело в том, что две трети самолётов российского парка относятся к классу МС-21».

В то же время эксперт призвал не питать иллюзий относительно способности российской промышленности обходиться без иностранных комплектующих. «Реальность такова, что любой самолёт производится в достаточно широкой международной кооперации. Здесь нет исключений. Однако зависимости от Запада можно избежать в двигателестроении. Сейчас мы это видим на примере SSJ 100, которому должны поставить российский двигатель», — заметил Гусаров.

«В целом в российском авиапроме динамика положительная, хотя результаты пока не очень значительные. Это связано с тем, что период разработки, создания, модернизации производства — это минимум десятилетия. Рано или поздно те капиталовложения, которые сделало государство по вводу новой техники, принесут плоды, и количество перейдёт в качество. Первый шаг — SSJ 100 — сделан, вторым шагом является МС-21», — подчеркнул собеседник RT.

  • Ил-114
  • РИА Новости

Вопрос национальной безопасности

В России сохранились площадки для высокого по нынешним меркам темпа производства самолётов, считает Олег Смирнов. Он напомнил, что Советский Союз экспортировал самолёты в 40 стран мира, и России необходимо стремиться к этой планке, параллельно вытесняя импортную технику на внутреннем рынке.

«В 1970-е годы в СССР была создана передовая гражданская авиация. Не буду лукавить, она в целом уступала по качеству западной. Но мы крепко удерживали второе место, а некоторые модели поражали американцев своей находчивостью и оригинальностью. Из-за громадной территории мы обречены быть великой авиационной и самолётостроительной державой», — заявил RT Смирнов.

Президент фонда «Партнёр гражданской авиации» подчеркнул, что развитие воздушного флота — это, по сути, вопрос национальной безопасности: «Гражданская авиация — важный объединяющий фактор для нашей страны, который обеспечивает каждому гражданину конституционное право на свободное перемещение».

«А теперь представьте, что против нас вводят очередные санкции, которые касаются поставок Airbus и Boeing и запчастей к ним. Что произойдёт с нашей гражданской авиацией? Сколько мы ещё будем летать? Поэтому я категорически против разговоров о том, что нам не нужны собственные самолёты. Пусть они будут немного хуже, но мы будем спокойны за страну», — отметил Смирнов.

По его мнению, в России необходимо создать отдельный полномочный орган, который бы отвечал за ситуацию в гражданской авиации: «Этот институт должен подчиняться правительству РФ, а не Минтрансу, при этом его руководитель должен нести персональную ответственность».

«У отрасли нет хозяина. Функции регулирования и контроля размазаны между Минтрансом, Минпромторгом, Росавиацией, Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК) и Ростехнадзором. Не важно, как будет называться ведомство, о котором я говорю, но важно собрать все функции в кулак, поставить чёткие задачи и отчитываться о их выполнении», — призвал собеседник RT.

Казалось, мы навсегда отстали от Америки и Европы, авиа-гиганты которых захватили мировые рынки. Но у России нашлись силы переломить ситуацию.

В 2012 г. небо увидели уже 22 гражданских самолёта с клеймом «Сделано в России». Последующие годы доказали: перспективы, в том числе и экспортные, есть и у совсем уж региональных «кукурузников», и у широкофюзеляжных гигантов, и даже, как недавно выяснилось, у сверхзвуковых пассажирских лайнеров.

SSJ: мал, да удал

Ближнемагистральный самолёт «Сухой Суперджет 100», он же SSJ, совершил первый полёт 19 мая 2008 г. За 10 лет он получил известность в мире и стал реальным конкурентом по цене и качеству для многих зарубежных производителей и перевозчиков. «Суперджет» вытеснил прочие воздушные судна с авиарейсов в Стокгольм, Базель, Нант, Страсбург, Краков, Ганновер и Болонью. Кроме России он успешно эксплуатируется в Мексике, Индонезии, Ирландии, Таиланде, Лаосе, Армении и Казахстане. Сейчас можно однозначно сказать, что «Сухой Суперджет» состоялся. Произведено и по-ставлено заказчикам не 10, не 20, а полторы сотни машин. У этого успеха две причины: и самолёт сам по себе хорош, и обстановка на международном рынке сложилась благоприятная.

«В нише ближнемагистральных лайнеров в прошлом десятилетии было два основных игрока - канадский «Бомбардье» и бразильский «Эмбраер», - поделился с «АиФ» исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев . - Потом канадцы бросили огромные ресурсы на создание более вместительных машин, а на 70-90-местные у них просто не осталось денег. Китайский и японский проекты аналогичных машин тоже ушли в аутсайдеры. Конкурировать с SSJ остались одни бразильцы, которые, надо отдать им должное, провели серьёзную модернизацию «Эмбраеров» серии Е, поставили на них новые двигатели, крыло, авионику. Значит, самое время задуматься о модернизации «Сухого» - развивать линейку, делать самолёт более вместительным, ставить на него более экономичные двигатели нового поколения, шире применять новые технологии.

В России уже доказали, что могут создавать прекрасное крыло из композиционных материалов. На самолётах вместимостью более 100 кресел оно даёт существенное преимущество перед традиционным алюминиевым. Используя наработки по МС-21 и те, что ещё будут сделаны в российско-китайском проекте широкофюзеляжного самолёта, мы можем создать SSJ второго поколения, который способен обеспечить России и больше чем 15% мирового рынка среднемагистральных самолётов».

Ещё одна фишка гражданской авиации современной России - турбовинтовой Ил-114 для местных авиалиний, призванный заменить старичка Ан-24. Для внутрироссийских линий таких самолётов с каждым годом будет требоваться всё больше. Ил-114 делают на авиазаводе в подмосковных Луховицах. По словам президента ОАК Юрия Слюсаря, «здесь, в том же цехе, где будет производство истребителей МиГ-35, параллельно мы выходим на темп минимум 12 самолётов Ил-114 в год».

МС-21: как отгрызть от «Боинга»?

Перспективный российский среднемагистральный самолёт впервые оторвался от полосы в мае прошлого года. На сегодня МС-21 совершил более 40 полётов, как говорится, встал на крыло. Основные технические характеристики, заявленные в начале проекта, подтверждаются. По расходу топлива - а это едва ли не главный критерий, по которому авиакомпании выбирают себе самолёты - ситуация выглядит весьма оптимистично.

В то же время МС-21 находится в самом массовом сегменте рынка. Здесь почти безраздельно господствуют «Боинг» и «Эрбас», так что конкуренция будет жёсткой. Но, как говорится, чтобы преуспеть, надо ставить перед собой невыполнимые задачи. Вознаграждение того стоит: даже доля в 5% рынка по количеству самолётов всё равно будет больше, чем 15% в более «мелком масш-табе».

«Этот лайнер вполне может прорваться на мировой уровень, - считает О. Пантелеев. - Например, МС-21 будет очень хорош для только что создаваемых авиакомпаний, которые не тащат за собой предысторию многолетнего сотрудничества с «Боингом» и «Эрбасом»: нет неизрасходованного запаса зап-частей, обученного только на этих машинах персонала, нет инерции мышления. Им выгоднее брать новые машины, пусть даже с менее известным брендом. Однако для превращения российских преимуществ в количество продаж нужна активная помощь государства - не в виде заливания разработчиков и производителей деньгами (что в прошлые годы случалось), а в виде осознанной господдержки. Ведь продажа такого дорогого продукта, как авиалайнеры, - во многом большая политика. Она может выглядеть так: при заключении контрактов по военно-техническому сотрудничеству на танки-пушки-корабли делается скидка, но с условием: вы купите у нас также пассажирские самолёты. Естественно, в кредит, в лизинг, под госгарантии».

Президент Путин не раз выступал в качестве бульдозера, расчищавшего отечественной продукции путь на мировой рынок. Он никогда не стеснялся предлагать лидерам иностранных государств российские вооружения, не раз позировал на их фоне, если образцы техники были большими. Если умещались в руках - брал в руки. А чем, спрашивается, российские гражданские самолёты хуже?

Русский с китайцем - братья навек

CR929, более известный у нас под шифром ШФДМС (широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт), - это попытка России и Китая «подвинуть» западных авиастроителей на рынке самолётов с дальностью до 14 тыс. км. Над ним сейчас работают в нашей «Объединённой авиастроительной корпорации» и в китайской компании COMAC. Российско-китайский широкофюзеляжный самолёт нового поколения будут собирать в Шанхае.

Это логично: у КНР имеется огромный внутренний рынок, который способен обеспечить проекту комфортный старт. Если в Китае самолёт будет принят с распростёртыми объятиями, объём продаж позволит окупить стартовые инвестиции. А затем совместный широкофюзеляжник сможет и на другие рынки замахнуться. Например, на те, которые сейчас осваивают «Боинг-787 Дримлайнер» и A350 XWB.

Российские и китайские разработчики утверждают, что по топливной эффективности их детище превзойдёт «американцев» и «европейцев» на 10-15%. Всё-таки мы стартовали на 10 лет позже и, значит, способны сделать самолёт более современным. Конечно, «Боинг» и «Эрбас» без боя не сдадутся. Однако, применив новые методы проектирования и сверхсовременные материалы, победить их можно. Сделать самолёт лучшим по аэродинамике, весу и пр. - в российско-китайских руках и головах. Не зря Дональд Трамп сказал, что вызов США бросают именно Россия и Китай.

Бизнес-авиация дальнего действия

В конце января президент Путин наблюдал на аэродроме Казанского авиационного завода за первым полётом возрождённого стратегического ракетоносца Ту-160. «Надо подумать и над гражданской версией, - заметил он тогда. - А то пока быстрее долететь до Нью-Йорка, чем из Калинин-града до Владивостока». На вопрос журналиста, есть ли у сверхзвуковых пассажирских машин перспектива, выдающийся авиаконст-руктор Генрих Новожилов - «отец» военно-транспортного Ил-76 и пассажирского Ил-96 - ответил: «Конечно есть. По крайней мере, сверхзвуковой бизнес-самолёт обязательно появится. Мне не раз доводилось беседовать с американскими бизнесменами. Они чётко заявляли: «Если бы такой самолёт появился, то, как бы дорого он ни стоил, его бы у вас мгновенно купили». Скорость, высота и дальность - три фактора, которые актуальны всегда».

Создали же у нас в середине 1950-х передовой по тем временам лайнер Ту-104 на базе бомбардировщика Ту-16! В ЦАГИ считают, что на проектирование первого российского сверхзвукового бизнес-джета уйдёт 7-8 лет. Он сможет вместить до 50 человек, общий спрос на внутреннем рынке прогнозируется на уровне 20-30 машин при цене 100-120 млн долларов. По словам Новожилова, мечта любого бизнесмена: утром перелететь через океан, заключить крупную сделку, а вечером вернуться домой. Современные самолёты летают не быстрее 900 км/ч. А сверхзвуковой бизнес-джет будет иметь крейсерскую скорость 1900 км/ч». Иными словами, из Калининграда до Владивостока (7359 км) можно будет долететь за 4 часа.

Оригинал взят у denisgershman в ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ РОССИИ: КРЫЛЬЯ СТРАНЫ СОВЕТОВ


9 февраля 1923 года - 93 года со дня рождения гражданской Авиации нашей страны.
Как это было? Были суровые годы индустриализации. За два десятилетия своего существования отрасль совершила необычайный скачок в развитии.

Для тех кто спешит, краткая история зарождения гражданской авиации в инфографике:

А кто готов узнать подробности, то читайте дальше

Крылья страны Советов

Первый гражданский аэродром СССР находился на Ходынском поле


Отсюда уже совершались регулярные полеты Москва - Смоленск - Ковно(Каунас) - Кенигсберг - Берлин. К 1922 году на этой линии выполнено 100 рейсов и перевезено 338 пассажиров. Самолеты перевозили почту, госслужащих и частных лиц.

9 февраля 1923 года
Совет Труда и Обороны СССР принял постановление принял постановление "Об организации Совета по гражданской авиации" и "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота". Эту дату принято считать Днем рождения гражданского воздушного флота России

17 марта 1923 года создается Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота «Добролет» , предшественник "Аэрофлота".

(Примечание denisgrshman: Помимо "Добролета" в СССР были созданы еще две авиакомании "Закавиа"(г.Баку) и "Укрвоздухпуть",(г.Харьков), но так как они теперь относятся к другим государствам, то основнйо упор сделаю на истории "Добролета")

Общество было создано для содействия развития воздушного флота страны. Уставной капитал составил 2 млн руб. золотом. Основной целью ставилась организация воздушных почтово-пассажирских и грузовых линий, решение задач народного хозяйства, связанных с авиацией (например, аэрофотосъёмка местности), а также развитие советской авиационной промышленности. Территориально деятельность этой организации охватывала оссию и Среднюю Азию .


Каждый желающий, мог купить акции "Добролета" и своим собственным рублем поддержать отечественное самолетостроение.

10 июня 1923 г . - собрано более 500 000 рублей золотом на закупку самолетов для «Добролёта» - в Московском представительстве компании «Юнкерс» заказано 14 самолетов « Юнкерс Ф-13 ». Своих авиаспециалистов в «Добролёте» тогда не было, поэтому летчиков, механиков и штурманов выделял Рабоче-Крестьянский Красный воздушный флот (РККВФ - так в 1923 году назывались Военно-воздушные силы РСФСР).


Один из первых самолетов "Добролета" на Ходынском поле

15 июля 1923 г «Добролёт» поступила первая партия из четырех самолетов, названных «ВСНХ» (Всесоюзный Совет Народного Хозяйства), «ОДВФ» (Общество Друзей Воздушного Флота), «Промбанк» и «Червонец». О ткрылась первая внутренняя регулярная пассажирская авиалиния «Москва — Нижний Новгород» протяженностью 420 километров.
Появление пассажирского флота обусловило появление еще нескольких структур.


Афиша, выпущенная к открытию авиалинии, гласила:
"Приняты меры, дабы в случае вынужденного спуска в пути пассажиры смогли следовать на первом отходящем поезде в ту или иную сторону (БЕСПЛАТНО)".

Вылет из Москвы состоялся в 11.00 с Ходынского поля и примерно через четыре часа первый рейсовый самолет «Промбанк», преодолел 408 верст на высоте 200 метров, совершил посадку в Нижнем Новгороде. Перелет выполнил пилот «Добролёта» Яков Моисеев; пассажирами первого рейса стали директор-распорядитель «Добролёта» Александр Краснощекое (персона весьма одиозная в то время), член правления «Добролёта» Игнатий Дзевалтовский и начальник авиалинии Аникин.


Перед первым вылетом

« Юнкерсы» летали со скоростью 140 км/час и преодолевали 500-километровую трассу примерно за 4 часа летного времени, но общее время авиапутешествия было больше: двигатели самолета были ненадежными, поэтому для их проверки выполнялись посадки через каждые полчаса-час полета. Чтобы устранять неисправности, в состав экипажа входил механик. Чтобы не заблудиться, летели только днем и только вдоль железной дороги, телеф он и телеграф которой использовали для связи на линии.

19 октября 1923 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил ориентировочный план развития воздушных линий. Предусматривалось проложить и освоить трассы Москва - Петроград - Западная граница, Нижний Новгород - Казань, Казань - Саратов, Баку - Казах - Тифлис, Ташкент - Алма-Ата, Ташкент - Аулие-Ата, Бухара - Термез - Душанбе. Летчикам и изыскателям будущих воздушных путей приходилось верхом на лошадях преодолевать несчитанные километры дорог, гор и пустынь. Уже к 1929 году “Добролет” эксплуатировал девять всесоюзных линий общей протяженностью 12146 км. Велись изыскания для линии Москва - Владивосток, готовилось открытие линии Хабаровск - Николаевск - Сахалин, Архангельск - Котлас - Сыктывкар.

Один за другим открываются новые воздушные трассы, связывающие города Советского Союза между собой и с городами мира. Среди них особое место занимают перелеты самолетов через высочайшие горы Гиндукуш. Советский Союз оказывал помощь Афганистану в создании национальной авиации


Большое народно-хозяйственное и международное значение имели регулярные полеты в Арктику и другие уголки страны



Интересен следующий момент.
Руководство авиакомпаний тех лет не особенно заботилась о нервной системе пассажиров. В инструкции пассажирам, например, было сказано:

"…После взлета необходимо следить за колесами и, если колесо останется на земле или оторвется в воздухе, нужно поставить в известность об этом летчика…"

"…Категорически запрещается прикасаться руками к тросам, проходящим по потолку багажного отделения, а также заходить в багажное отделение за туалетом (грозит катастрофой!)" .

Одновременно с такими инструкциями руководством обществ (так же как и в других странах) всерьез рассматривался вопрос об обеспечении каждого пассажира парашютом

3 августа 1926 года - открыта первая международная авиалиния Верхнеудинск(ныне Улан-Удэ) - Улан-Батор.
10 Августа 1926 года ее продлевают до Москвы, и с тех пор она является старейшей действующей международной авиалинией "Аэрофлота" - беспрерывно эксплуатируется уже 85 лет!


В 30-е годы Совнарком принял специальное постановление по гражданской авиации. Была поставлена задача: приступить к освоению широкой программы аэрофикации страны. Важную роль в ее решении сыграло патриотическое движение "Трудовой народ, строй свой воздушный флот" .

На собранные трудящимися средства с 1923 по 1928 год было построено около 400 воздушных судов. Вот примеры плакатов того времени:




(примечание от denisgershman: Если хотите увидеть больше плакатов, то отличная подборка )

30 апреля 1928 г. - открыта линия Москва-Баку-Тегеран . В мирное время - это был один из международных маршрутов советской авиакомпании, а во время Великой Отечественной войны, авиатрасса была "дорогой жизни", которой пользовались дипломаты и военные специалисты (до 1946г. включительно)


1 Августа 1928 года - открыта новая линия Москва-Казань-Свердловск-Курган-Омск-Нов осибирск , которую уже к 18 сентября продлил до через Красноярск до Иркутска


Карта маршрутов добролет к 1930 году

В 1930 году в гражданском воздушном флоте начинается эксплуатация первых советских пассажирских самолетов АНТ-9 и К-5



Компоновка 9-местного трехмоторного АНТ-9 и фото салона

8-местный пассажирский самолет К-5 - основной самолет "Аэрофлота" до 1940 года

6 ноября 1931 года на территории "Ходынки" открыт первый в СССР пассажирский аэровокзал - один из самых больших в мире. В здании площадью 4 тысячи кв. м. разместились билетные кассы, таможня, зал ожидания, почтовое отделение и служебная зона. Самолеты подавались под посадку непосредственно к аэровокзалу. В 1936-1937 годах аэродром реконструировали, построили бетонную взлетно-посадочную полосу, а в 38-м к аэропорту подвели линию метро с одноименной станцией «Аэропорт».


Этот аэродром, располагавшийся уже тогда в черте города, являлся базовым для самолетов Гражданского воздушного флота до середины 40-х годов, когда все рейсы перевели в аэропорты «Быково» и «Внуково».

25 февраля 1932 г. Образовано Главное управление Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), а 25 марта учреждено официальное наименование советской гражданской авиации «Аэрофлот» . Для его работников вводятся форменная одежда и знаки различия, появились 12 категорий личного состава - гражданские аналоги воинских званий. Через 15 лет после основания «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией мира и оставался таковой до 1991 года.

1935 год - появились унифицированные бланки авиабилетов, одинковые как для внутренних так и для внешних авиалиний. В таком виде они просуществовали до середины 40х



Билет Геленджик - Туапсе

9 июня 1936 года - издан указ начальника ГУ РФ о повышении качества обслуживания на борту самолетов «Аэрофлота»: отныне в пассажирских салонах запрещалось перевозить грузы, там постелили ковровые дорожки, сиденья укрыли чехлами, оборудовали буфеты.

13 сентября 1936 г. - первый в современном Московском авиаузле аэропорт "Быково" начинает отправление и прием регулярных пассажирских и грузовых рейсов «Аэрофлота». Тогда там не было искусственных покрытий и аэродром был ограниченно годен для эксплуатации самолетов во время дождей и весенней распутицы.
Короткая асфальтобетонная полоса появилась «Быково» лишь в 1960 году. Отсюда самолеты летали в Архангельск, Астрахань, Вологду, Воронеж, Горький (ныне Нижний Новгород), Днепропетровск, Запорожье, Ижевск, Казань, Курск, Махачкалу, Минеральные Воды, Ростов-на-Дону, Саратов, Симферополь, Харьков, Сталинград (ныне Волгоград), Сыктывкар, Ухту, Уфу и Челябинск. А также в города Прибалтики. В разное время в «Быково» базировались: Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ан-24, Л-410, Як-40 и Як-42. Последние две машины выполнили первые пассажирские рейсы именно из этого аэропорта.

19 июня 1937 г. образовано Управление международных воздушных линий ГВФ, одна из главных задач которого - организация международных коммерческих воздушных перевозок между Советским Союзом и иностранными государствами. В 39-41 годах Управление возглавляла легенда советской авиации прославленная лётчица Валентина Гризодубова . На этом посту она проявила себя талантливым организатором,открыв первые регулярные рейсы в Европу.


Самый первый маршрут был Москва-Великие Луки - Стокгольм

5 мая 1939 г. в " Аэрофлоте" появилась первая стюардесса - 20-летняя москвичка Эльза Городецкая
В то время стюардессы были миниатюрными - не тяжелее 52 кг., не выше 162 см. В штатном расписании не было должности бортпроводника, поэтому девушку оформили кладовщицей, но называли буфетчицей слова "бортпроводник" тогда еще не было. Перед вылетом она должна была закупить продукты в ресторане аэропорта, упаковать их вместе с посудой в чемодан и погрузить на борт самолета. Кроме того, до вылета стюардесса проводила уборку на самолете - меняла шторки на иллюминаторах и подголовники на креслах, протирала пыль и т.д. А в полете готовила бутерброды и заваривала чай - кипяток в термосах она тоже получала в аэропорту.
Первый рейс, который обслуживала Эльза Эдуардовна, выполнялся по маршруту Москва-Ашхабад.
Время в пути, с двумя посадками, составляло 13 часов. На этой линии тогда только начал летать новейший самолет ПС-84 , на базе Douglas DC-3, позднее он стал называться Ли-2

1 января 1940 года - Самолет Ли-2 выходит маршрут Москва-Казань-Свердловск-Курган-Омск-Нов осибирск-Красноярск-Иркутск и становится основным самолетом "Аэрофлота до 1947 года

Если говорить обо все отрасли в целом, то количество авиационных специалистов с 1930 по 1939 год возросло с 173 до 3488 человек.


Самолеты конструкции Андрея Николаевича Туполева, Сергея Владимировича Ильюшина, Олега Константиновича Антонова составили эпоху в мировом самолетостроении. Уже в 1933 году 87,5% воздушного флота страны составляли отечественные самолеты.А С 1935 года страна эксплуатировала самолеты только отечественного производства.


Самолет АНТ-14 "Правда" - увеличенная до 36 пассажиров версия АНТ-9


На Авиапараде

8 января 1940 года - "Аэрофлот" открывает ежедневное сообщение по маршруту Москва-Минск-Белосток-Калининград-Гданьс к-Берлин .
Маршрут обслуживался совместно с немецкой «Дёйче Люфтганза». Рейс был стыковочным: советские самолеты летали до Кёнигсберга, где пассажиры ночевали, а немецкие - до Берлина. На линии курсировали «Дугласы ДС-3» время в пути составляло 24 часа с учетом стыковок и ночевки.

Впереди была Великая Отечественная война....

Этот период заслуживает отдельного рассказа в одном из следующих постов.

При подготовке использовались материалы

Материалы данной публикации взяты из открытых источников со ссылками на эти ресурсы, а также из фото и видео автора статьи, созданных в личных целях. Все фото, взятые с внешних ресурсов имеют ссылку на оригинальные страницы, для этого необходимо кликнуть на изображение.

Цитирование записей полностью или частично, возможно только при ссылке на оригинал.