Гегард армения. Скальный монастырь гегард и языческий храм гарни. Что посмотреть в Гарни. Храм Митры

Гегард (Гехард), он же Айриванк (пещерный монастырь) - монастырь, вырубленный в скале. И, в отличие от Петры, вырубленный не в мягком иорданском песчанике, а в весьма конкретных кавказских скалах. Именно Гегард произвел на меня самое сильное впечатление среди всех осмотренных достопримечательностей.

Расположен примерно в 40 км к востоку от Еревана и в 7 км от села Гарни, на высоте около 1700 м над уровнем моря в ущелье, где протекает речка Гохт. Считается, что монастырь Айриванк был основан на этом месте в начале IV века - естественные пещеры позволяли очень удобно обустроить быт монастыря. Однако в 923 году монастырь был полностью разорен и сожжен арабами. Нынешние строения были построены в XII-XIII веках на их месте. Но возраст тоже заслуживает уважения. Монастырь и ущелье включены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Поддерживаю обоими руками.

Название Гегард означает "копье". Монастырь копья. По преданию именно здесь было спрятано от арабов и прочих турков копье Лонгина , принесенное в Армению апостолом Фаддеем (одно из четырех - то, которое сейчас хранится в Эчмиадзине).

К сожалению, не было возможности забраться высоко, чтоб снять общую картину, поэтому помещу одну чужую фотографию с видом сверху. Заметьте две башенки, торчащие из скал - на следующих снимках можно будет посмотреть на них снизу.

При подъезде к монастырю на отвесном утесе напротив бросается в глаза белый крест. Маленький, думаете?

На самом деле до него добрый километр и пара сотен метров вверх.

На северной стороне ущелья - огромная естественная арка в скалах.

А это вид на главную церковь монастыря от автостоянки.По-моему, не менее эффектно, чем Петра.

Уже забравшись на уровень монастыря можно оглянуться на запад - это единственная дорога сюда. Не очень-то широкая и не очень прямая.

Входим во двор монастыря. Монастырь своего рода комбинированный - в нем три основные церкви, две из которых выдолблены в скалах, а одна - пристроена к ним. Вот это - вид на пристроенную церковь Катогике (построена в 1215 году) и притвор к ней. С нее обычно начинается экскурсия.

Тяжелые резные двери церкви - характерная черта армянских храмов.

Классический для армянской церкви зал в форме креста из естественного камня - никаких фресок или штукатурки. Часть снимков специально снимал без вспышки, чтобы передать атмосферу.

В полутьме икона выглядит особенно величественно.

Через проход в стене переходим сначала в небольшой и полностью темный зал, освещаемый только свечами - в этом зале размещалась усыпальница рода Прошьян (нынешним языком говоря, они спонсировали создание монастыря).

Вот такие артефакты уложены там вдоль стен.

Входим в первую скальную церковь Авазан (водная церковь) - прямо в зале этой церкви бьет родник. Собственно и построили ее в 1240 году на месте старой пещеры с родником. Купол тоже вырезан в скале. А наверху этого круглого окна - помните башенки на втором снимке? - одна из этих башенок.

К несчастью, свечек здесь было очень мало, поэтому пришлось включать вспышку, а угол с родником и вовсе в полной темноте - снять не удалось.

В зале есть окна на "второй этаж" - это другой уровень монастыря. Там расположена третья скальная церковь монастыря - Аствацацин (Богоматери).

Вход на второй уровень монастыря.

Взгляд назад.

А это типичная келья в скале с окном-душником над дверью.

С противоположной стороны церкви Катогике в скале вырублена часовенка и еще кельи.

Церковь Катогике со стороны реки.

По дну ущелья протекает речка Гохт. Русло усыпано упавшими принесенными весенними потоками и подмытыми с краев ущелья камнями. Местами под камнями просто не видно воды.

А местами камни образуют небольшой водопад. Хотя здесь явно поработали местные коммерсанты - запруда явно сделана руками (рядом находятся палатки местного кафе и вид от столиков на водопад, думаю, способствует приятному времяпрепровождению).

На противоположном берегу речки - еще не освоенная пещера.

Ну и хачкары. Часть из них вырезана прямо в скалах.

Вот такой монастырь Гегард. Боюсь, правда, что фото не передают ощущений в полной мере, это все же надо видеть глазами.

Գեղարդավանք , ), дословно - «монастырь копья». Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина , которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте , и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина .

Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары - традиционные армянские каменные памятные стелы с крестами. Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк (арм. Այրիվանք ), что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель .

    Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами . Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям средневековых армянских историков, монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.

    Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов , военачальников грузинской царицы Тамары , отвоевавшей бо́льшую часть Армении у сельджуков . (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен ранее в 1225 году, а церкви, высеченные в скалах, - в середине XIII века. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбакянов . За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу - вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошянов - орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары.

    Некоторое время монастырь не был действующим, а главная церковь зимой использовалась как убежище от карапапахских кочевников до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи . До наших дней действующие церкви монастыря являются объектом паломничества и одной из главных достопримечательностей Армении.

    Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них - копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа , распятого на кресте, как считается, привезённое апостолом Фаддеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день - Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 году. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII веке. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци . Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами. В 1687 году для копья, хранящегося сейчас в сокровищнице Эчмиадзина, был изготовлен специальный оклад из серебра, позолоченный снаружи, который является характерным для Армении XVII века изделием ручной работы.

    Летал я туда по делам всего на 4 дня. Невзирая на то, что дел этих было выше головы, и нас там чуть не смыло (дождь лил все это время) – удалось немного поездить, показать жене и дочке Армению. Побывали в Грани, Гегарде, Хор Вирапе. Насколько позволили низвергающиеся с небес потоки воды побродили по Еревану. К величайшему сожалению не удалось показать озеро Севан, но, надеюсь что это не был наш последний визит в Армению.

    Гегард:

    Хор Вирап:

    А теперь по порядку.

    Гарни.
    Языческий храм Гарни (I в н. э), расположен в 28-ми км. от Еревана в долине реки Азат.
    Храм является единственным сохранившимся на территории Армении образцом древнегреческой архитектуры.
    Храм вместе с крепостными стенами был разрушен во время землетрясения в 1679 г. Основное здание храма - Храм Митры - было восстановлено в Советское время (начало реставрации в 1949 г.).
    Храм был воздвигнут в честь популярного в Малой Азии бога Митры, культ которого проник в дальнейшем в Грецию и Рим. Слово "Митра" является синонимом греческого слова "Гелиос",что означает солнце, бог Солнца.

    Камень даты основания. Этот камень с надписью на греческом языке и большим крестом, выбитом в его верхней части, указывает на дату постройки храма и дворца в I веке н. э.
    Надпись, в частности, гласит: "Эллины! Царь Армении Трдат Великий в одиннадцатом году своего правления построил этот замок для царицы и эту крепость неприступную..."

    Храм Митры:

    Развалины Церкви Св. Сиона и Часовни Маштоца

    Внутри Храма Митры:

    Римские бани:

    Ущелье реки Азат:

    Гегард.
    Монастырский комплекс, расположенный примерно в 40 км. от Еревана в долине реки Азат.
    Слово "гегард" (или, ближе по произношению, "гехард") переводится с армянского языка как "копье".
    Точная дата основания монастыря неизвестна, но одна из версий гласит, что монастырь был основан в IV веке, в первые годы установления в Армении христианства как государственной религии. Полагают, что основателем монастыря был Св. Григор Лусаворич (Григорий Просветитель) - первый Католикос (епископ) Армении.
    Некоторые храмы монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал.
    Монастырь Гегард внесен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

    Хачкары на стене храма, вырубленного в скале:

    Хор Вирап
    (надо признаться, что, к своему стыду, раньше я здесь на разу не был…)
    Монастырь Хор Вирап и древний город Арташат расположены на самой государственной границе с Турцией, на левом берегу реки Аракс. Хор Вирап находится неподалеку от языческого храма Анаит. Именно отсюда царь Арташес I, построив столицу в 189-188 гг. до н. э. начал воссоединение армянских земель.
    Монастырь знаменит тем, что в нем находится яма-темница, в которой, кишащей скорпионами и змеями, томился 13 лет Св. Григор Лусаворич (Григорий Просветитель), духовный наставник и предводитель первых Христиан Армении, первый Католикос Армении.

    Стена монастыря с башнями:

    Хачкар (крест-камень):

    Церковь Св. Богородицы:

    Покои настоятеля монастыря:

    Церковь Св. Григора Лусаворича (Св. Григория Просветителя):

    Лестница ведущая в каменную темницу (яму Св. Вирапа), в которой 13 лет томился Св. Григор Лусаворич:

    Вид на монастырь Хор Вирап с соседнего холма:

    Это и есть граница. Слева - Армения, справа - Турция. Вдали видна пограничная вышка.

    Вид из монастыря на Арарат, который наконец-то решил чуть-чуть показаться нам из-за туч:

    Ереван

    Вид на Ереван со смотровой площадки у памятника 50-ти лет сов. власти:

    Кафе на ул. Абовяна:

    Северный проспект - "вставная челюсть" Еревана. Никогда еще не видел ничего столь диссонирующего с окружающим:

    Поющие фонтаны на Площади Республики:

    В день отлета погода нас снова порадовала – на несколько часов прекратился дождь и я немного пофотоохотился из окна кафе в аэропорту Звартноц на самолет «авиакомпании», услугами которой не воспользуюсь никогда в жизни . Если интересно почему – спрашивайте, расскажу.

    Пещерный монастырь Гегард является одной из самых посещаемых достопримечательностей Армении. Он, как и скальные утесы вокруг святыни, внесен в Список мирового наследия ЮНЕСКО.

    Армянские турфирмы активно возят сюда туристов. Но намного дешевле приехать в Гегард самостоятельно. Так вы сможете провести в монастыре столько времени, сколько захотите.

    И потом, у вас есть возможность задержаться здесь и осмотреть прекрасное ущелье реки Гохт, притока Азат. Рядом находится ресторан с отменной кухней и демократическими ценами. А чуть ниже по течению реки Азат разместилось уникальное плато Гарни.

    Но как добраться до дикого ущелья Гегард и его монастыря? На этот вопрос мы ответим в данной статье. Мы также расскажем, как с пользой провести день, выбравшись на самостоятельную однодневную экскурсию к одной из самых знаменитых святынь Армении.

    Почему монастырь так называется

    Полное имя обители - Гегардаванк. С армянского языка это переводится как «монастырь копья». Но не стоит думать, что обитель была населена воинственными иноками-рыцарями наподобие тамплиеров. Название свое монастырь Гегард получил из-за копья римского легионера Лонгина, которым тот проткнул тело распятого Иисуса Христа на Голгофе.

    Орудие Страстей Господних почитается в как реликвия. Копье Лонгина (по преданию) привез из Иерусалима сам Долгое время реликвия хранилась вдали от мирской суеты.

    Но если вы - ревностный верующий и выбираетесь в Гегардаванк только для того, чтобы поклониться копью Лонгина, мы вынуждены вас разочаровать. Данный предмет (был ли он орудием Страстей или нет - не доказано) сейчас хранится в музее где находится также престол Верховного Католикоса армян. Расположена эта обитель в городе Вагаршалате.

    История монастыря Гегард

    Как гласит легенда, это место было освоено отшельниками еще на заре христианства в Армении по инициативе Святого Григория Просветителя. Но историки датируют основание обители четвертым веком.

    В одной из пещер берет начало источник. Труднодоступные скалы и наличие пресной воды под рукой привлекало в ущелье монахов, спасавшихся от суеты мирской в скитах.

    Первые отшельники вырыли кельи прямо в мягкой горной породе. Поэтому и скит сначала назывался Айриванк, то есть «пещерный монастырь». Позже появились и наземные строения. Это были храмы и хозяйственные сооружения.

    Но в IX и Х веках монастырь серьезно пострадал от арабских набегов. Особенно разрушительным был захват обители вице-регентом арабского халифа Насром в 923 году. Также монастырь страдал от частых землетрясений.

    Огромный вклад в возрождение этой обители внесли военачальники царицы Грузии Тамары, Иване и Закаре Закоряны, которые в начале XIII столетия освободили край от сельджуков. Их потомки (Хахбакяны и Прошяны) продолжали покровительствовать скальной святыне. Поэтому она и стала их родовой усыпальницей.

    Где расположен монастырь Гегард. Как добраться из Еревана до этой достопримечательности

    Обитель находится всего в 40 километрах к востоку от столицы Армении. Если вы планируете однодневную самостоятельную экскурсию, то Гегард можно посмотреть в комплексе с не менее знаменитым храмом Гарни. Тем более, что маршрутки из Еревана едут только до этого городка.

    Но сначала нужно добраться до автостанции. От центрального проспекта Маштоца туда идет городская маршрутка № 51. Проезд до городка Гарни стоит 250 драм. Маршрутки отправляются каждый час.

    Через 30 минут вы уже на месте. Из Гарни до монастыря Гегард идти около восьми километров. Половину пути можно проделать на автобусе № 284, следующем до деревни Гохт.

    Дорога очень красивая, пологая, проложенная по ущелью серпантином. Для тех пешеходов, которые хотят сократить себе путь, есть тропки.

    Сбиться с дороги трудно. Ориентироваться следует на большую скульптуру львицы, виднеющуюся издалека. А сразу же за ней открывается чудесная панорама Гегардаванка.

    Что посмотреть в Гарни. Храм Митры

    Прибыв в горный городок, не стоит сразу же спешить в монастырь Гегард. В Армении сохранился один-единственный языческий храм, и находится он в Гарни. Это - как кусочек античной Греции посреди Кавказских гор: колонны, портик, высокие ступени…

    Храм, посвященный Митре, был построен в первом веке нашей эры. Его удаленность послужила ему хорошей защитой, ведь с евангелизацией Армении все языческие постройки были разрушены.

    Храм - единственное, что осталось от некогда грозной твердыни, которую на неприступном плато Гарни возвел царь Урарту Трдат Первый - тот самый, который основал город Эребуни, современный Ереван. Рядом с капищем Митры можно увидеть руины античных крепостных стен, терм, дворца.

    Храм очень искусно украшен резьбой. Стоит также спуститься вниз по ущелью к реке Азат, чтобы увидеть «музыкальный орган», образованный природой из лавовых стоков. Поэтому плато Гарни еще называют «симфонией камней».

    Церковь Маштоц Айрапет

    Храм Митры не единственная достопримечательность городка. Почтите посещением и христианскую святыню Гарни. Церковь была возведена на месте языческого хачкара - испещренного петроглифами камня.

    В IX веке здесь был похоронен христианский подвижник патриарх Маштоц, а тремя столетиями спустя над его могилой построили храм. Его купол и фасад, так же, как и интерьер усыпальницы, украшает искусная резьба, подобная той, которую можно увидеть в скальном монастыре Гегард.

    Посещение музея Гарни платное - 1200 драм с человека. Но если вы прибудете туда в последнюю субботу месяца, вход будет свободный. Но за экскурсию на иностранном языке все равно придется заплатить две с половиной тысячи драм.

    Что посмотреть в Гегардаванке. Часовня Григория Просветителя

    Если вы стеснены во времени, можно не останавливаться в Гарни, а сразу же взять такси. Поездка на машине по маршруту Ереван - монастырь Гегард - Ереван обойдется вам в десять тысяч драм (1270 рублей по курсу), что совсем недорого, если вы загрузитесь туда вчетвером. Первым делом нужно остановиться у скульптуры львицы на крутом повороте дороги, чтобы сделать панорамный снимок всей обители.

    Самое древнее сооружение монастыря стоит отдельно от него и довольно высоко над дорогой. Это - часовня Григория Просветителя. Она была построена около 1175 года. Вокруг нее высятся могильные хачкары, украшенные резьбой.

    В самой часовне сохранились фрагменты средневековых фресок. Осмотрев их, спускаемся к воротам монастыря. Обратите внимание на крепостные валы. Несмотря на труднодоступность обители, монахи в помощь обрывистому рельефу, возвели еще стрех сторон высокую стену.

    Катогике

    Гегардаванк состоит как из пещерных сооружений, прорубленных в скале, так и из наземных построек. К последним относится Катогике. Это - главная церковь монастыря Гегард.

    Несмотря на то что копье Лонгина уже там не хранится, храм все равно очень почитаем. В основе планировки постройки лежит равноплечий крест. По углам церкви примостились двухэтажные часовенки. Некоторые из них соединены с пещерами крытыми переходами, что делает храм как бы сердцем всего монастырского комплекса.

    Следует обратить внимание на ворота, расположенные на южном фасаде. Тимпан украшают каменные гроздья винограда, плоды граната, человеческие лица, голуби. Над воротами виднеется барельеф, изображающий льва, нападающего на быка. Эта высеченная в камне сцена символизирует мощь князя.

    Внутри церковь украшена аскетично, но впечатляюще. Везде виднеются хачкары - дарственные или погребальные камни, испещренные искусной резьбой. В Катогике проводятся богослужения, горят свечи и лампады.

    Гавит

    Долгое время монастырь Гегард был центром просвещения в Армении. Сюда направлялись люди, желающие не только удалиться от суеты мира, но и познать Бога. Для их обучения с западной стороны церкви Катогике в начале XIII века была построена примыкающая к скале ризница.

    Там послушники проходили религиозное образование. Интересно естественное освещение этого помещения. Окон в этой ризнице нет, только посредине в потолке имеется круглое отверстие. Каменный свод поддерживают четыре колонны, разделяющие помещение на приделы.

    Центр ризницы венчает купол со «сталактитами» - это лучший в Армении пример подобной архитектурной техники. Интерьер гавита впечатляет не меньше, чем церковь. Там также все испещрено резьбой, горят свечи. Суровая, аскетичная, но возвышенная красота этого места настраивает душу на особый лад.

    Церковь Авазан

    Не забываем, что Гегард - монастырь в скале, а потому не обойдем вниманием и пещерные постройки. Ведь первые кельи отшельники прорывали в горной породе. Считается, что монастырь на этом месте возник не случайно.

    Еще в языческие времена люди приходили сюда, чтобы поклониться нимфе чудодейственного источника.Вода не иссякла и по сей день. Теперь она провозглашена чудодейственной христианской Церковью. И если вы верите в это, запаситесь какой-то емкостью и отправляйтесь в пещерную церковь Авазан.

    Ее название переводится как «водоем». Это первый храм обители, который был полностью высечен в скале в 1240 годах прямо над источником. Чтобы набрать воды, нужно отстоять длинную очередь.

    Из Авазана можно попасть в усыпальницу (Жаматун) рода Прошьянов, а также вторую пещерную церковь, посвященную Богоматери - Аствацацин. Эти постройки были высечены во второй половине XIII столетия. В последнем храме сохранились фрески, изображающие ангелов.

    На территории монастырского комплекса имеются отдельно вырытые жаматуны, в которых покоятся представители княжеских родов (Григора и Мерика, Рузакана и Папака). Также интересно будет пройтись по анфиладе пещерных келий, которые спускаются к церкви высокими, высеченными прямо в скале лестницами.

    Арарат плыл справа от дороги белоснежным кораблём — и был хорош с любым пейзажем, будь то всхолмлённое плоскогорье, угнездившееся в складках земли горное озеро — или скалы, окаймлённые глубокими синими тенями. Розовая пена цветущих абрикосов укрывала обочины. Так, глазея в окна, мы и не заметили, как доехали до Гарни.

    Застывшая музыка Гарни

    Гарни является одним из древнейших поселений Армении. Находится в 28 км восточнее Еревана на живописном треугольном плато у подножия Гегамского хребта, на правобережье реки Азат. Наименование крепости произошло от названия страны Гиарниани и населявших её в VIII в. до н.э. племён. Раскопки на территории крепости свидетельствуют о том, что она была заселена начиная с последней четверти IV тысячелетия до н.э. и до Позднего Средневековья. Подвергавшееся в течение XIII-XVII вв. постоянным набегам завоевателей поселение окончательно разрушилось во время землетрясения 1679 года. Лишь спустя полтора столетия, после русско-персидских и русско-турецких войн, в 1830-х гг., покинутое и разрушенное поселение было восстановлено вернувшимися сюда армянскими беженцами из города Маку (Персия) и его окрестностей. Памятник включает в себя крепостную стену, храм бога Митры, дворцовые и светские сооружения, царскую баню, стелу-вишап, фундамент церкви VII в. и другие историко-культурные строения.

    Древний языческий храм, восстановленный в советское время частично из аутентичных, частично из новых камней. Впрочем, «настоящих» камней в Гарни нашли слишком мало, из-за чего его так и не включили в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. При реставрации хотя и были использованы сохранившиеся на месте фрагменты, но большинство недостающих изготовлены заново из базальта.

    Храм был сооружен во второй половине I в., при царе Трдате I. Он посвящён богу солнца Митре. Фигура бога стояла в глубине святилища — наоса. После провозглашения в Армении в 301 году христианства, вероятно, храм использовался как летнее помещение для царей, именуемое в летописи «домом прохлады». По стилю храм, представляющий собой прямоугольное здание с колоннами и фронтоном, аналогично классическим памятникам Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Казалось бы: классический вид — на подиум возведены стена главного помещения и 24 колонны портика, к главному входу ведет широкая лестница. Однако детали здания: базальтовые колонны, карнизы, капители, украшены хорошо сохранившейся резьбой, изображающей виноградные лозы, плоды граната и другие элементы древнеармянского орнамента.

    Нам, кстати, повезло — именно сегодня вход на территорию храма почему-то оказался бесплатным… И, к тому же, мы приехали чуть раньше основного наплыва туристов и смогли спокойно, без толчеи побродить по территории городища. Храм возвышался над глубоким ущельем реки Азат внушительной громадой, величественной и строгой. А вокруг него буйствовала весна. Зелёная трава, белый вишнёвый цвет… И манящие глубины ущелья, зелёные, с пенящейся шустрой речкой на дне. С причудливыми скалами, похожими на гигантский орган.

    «Симфония в камне», «Базальтовый орган» — называют местные это ущелье.

    Мы, как и положено, трижды обошли храм внутри колоннады, заглянули в древние бани, где был открыт мозаичный пол размером 2,9x2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры. Мозаика выложена на известковом растворе из мельчайших камней-самоцветов. На светло-зеленом фоне моря с большим мастерством, с тонкими переходами тонов (использованы камни 15 оттенков) изображены божества, мифологические существа.

    Но в первую очередь нас непреодолимо влекло ущелье — ну не могли мы ограничиться стандартной для всех экскурсантов программой!

    Армина удивилась, услышав о нашей идее спуститься вниз пешком. «Да вы посмотрите на это ущелье!» Она предлагала нам экскурсию вниз на автомобиле местного дядечки за полторы тысячи рубликов. Но нам такая мысль не приглянулась. В нас проснулись оголтелые туристы. И мы, обещав Армине не задерживаться дольше чем на полтора часа, побежали по дороге вниз…

    Это было прекрасное приключение! Как раз то, чего требовала душа! Мы сбежали по мощёному каменными плитами крутому спуску, быстренько дошли по грунтовке до развилки - и ссыпались по щебёнке козьими тропками на дно ущелья.

    Внизу был настоящий рай. Парадиз. На зелёных лужайках стояли столики, журчала, пенясь, речка, ракиты пышными кронами склонялись над водой. Причудливая каменная симфония простиралась над нашими головами, и летал в небесах большой чёрно-белый хищник. Над обрывами нависал ласточкиным гнездом пройденный нами недавно домик, под ним отрицательным углом зиял обрыв, и непонятно было, как люди не боятся жить в таком экстриме…

    Мы немного прошлись по грунтовки вдоль реки к сбегавшим по скалам водопадикам. А потом решили возвращаться назад грунтовкой. И пошли, глазея вокруг и вовсю восторгаясь чудесной природой ущелья. Берега реки постепенно выполаживались. Скалы слева делались выше и круче, слагаясь во всё те же суровые и резкие полосы каменного органа. Пирамидальные тополя стояли у дороги изящными свечками. Река разливалась широкими порогами, блестела под солнцем. Так и тянуло улечься на травке у воды, лениво глядя в небеса…

    Начались чьи-то домики, участки, садики с грядками между плодовых деревьев. С болотца у дороги потянуло характерным запахом, запели на все голоса лягушки… Мы всё шли и шли, дорога упрямо заворачивала вправо, и вскоре показался в какой-то уже совсем неимоверной дали давешний храм Митры высоко над скалами. Становилось очевидным, что эта грунтовка выводить нас наверх не собирается. Меж тем Армина ждала нас, и следовало бы возвращаться. Мы повернули назад. Навстречу нам прошествовала группа молодых людей и девушек, многие из них были в белых покрывалах на головах, а один — и вовсе в белой рясе. Мы решили, что это были паломники, идущие пешком в монастырь Гегард. Вдоль реки до него около пяти километров. Мы бы тоже с удовольствием прогулялись бы пешком, но как-то неудобно заставлять так долго ждать нас нашего водителя. Так что мы поторопились к нашей козьей тропке. И, потея от солнца и крутизны, как могли быстро взобрались по ней к знакомой развилке…

    В уговоренные полтора часа мы ухитрились уложиться — к удивлению и радости Армины мы обернулись всего за час десять. Мы же были в полном восторге от прогулки, подарившей нам столько радостных впечатлений и навеявшей целый фейерверк ассоциаций и воспоминаний. Слегка усталые и изрядно запыхавшиеся, мы отправились в Гегард. Но очень скоро очередной вид за окнами машины покорил нас, и мы снова попросили Армину сделать остановку напротив удивительного ущелья с причудливыми скалами, на которых местами росло что-то, цветущее розовым цветом. По дну ущелья бежала знакомая река. Неподалёку расположился ресторан, весь в белой пене цветущих деревьев. А за поворотом нас уже ждал Гегард…

    Гегард. Монастырь копья

    Всего в семи километрах на северо-восток от Гарни, выше по ущелью реки Азат находится знаменитый монастырь Гегард. Это место по праву славится своей скальной архитектурой и древней историей. Монастырь расположен на склоне почти замкнутого амфитеатра отвесных скал, врезающихся в небо. За очередным поворотом вьющейся над живописным ущельем дороги в поле зрения путника Гегард появляется почти внезапно — не сразу заметный на фоне скал и леса.

    Время основания монастыря точно не установлено, вероятно, в начале IV века здесь была основана обитель. Название «Гегард» церковные легенды связывают с хранившимся здесь некогда копьём Лонгина, по преданию тем самым, которым был пронзен на кресте Христос. Собственно, полное название монастыря — «Гегардаванк» — дословно переводится как «Монастырь копья». Ромбовидная пластина-наконечник этого копья, уложенная в реликварий, в настоящее время хранится в музее Армянской церкви в Эчмиадзине. Существующий ансамбль Гегарда относится к XII-XIII векам. Первой, при князьях Закаре и Иванэ Долгоруких, не позднее 1177 года, была построена часовня святого Григория Просветителя. Она расположена довольно высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. В 1215 году был возведён главный храм — Катохике. К 1240 году относится окончание работ над первой пещерной церковью монастыря — Авазан (Бассейн), она была высечена на месте древней пещеры с родником. Во второй половине XIII века монастырь был куплен князьями Прошянами. Их стараниями тогда же были построены пещерная церковь Аствацацин, усыпальница рода Прошянов. В это же время в скалах, окружающих монастырь, были устроены многочисленные пещеры-кельи, где пребывали в уединении члены монастырской братии.

    Храм в монастыре абсолютно нас покорил. Древние камни, покрытые резьбой, терялись в полумраке, медовый свет лился из отверстия в куполе, мерцали оранжевые огоньки свечей. Удивительные орнаменты, завораживающие и немного жутковатые, украшали стены. Свет странствовал по залам самым причудливым образом, и не всегда было понятно, где отблеск огня, а где — солнца. Матовый голубоватый луч косо расчерчивал пространство храма, выходя из купола и приземляясь на камень пола светящимся ярким пятном, и, проходя мимо него, можно было ощутить тёплое прикосновение.

    Луч был горячим, в нём жило солнце, которому хотелось подставлять лицо — и тогда ослепительный жаркий свет бил сквозь закрытые веки…

    В боковом зале храма из ниши в стене течёт, журча, родник с ледяной водой — очень вкусной и, несомненно, целебной. А если подняться по лестнице со двора храма и пройти через каменный туннель с украшенными хачкарами стенами — можно попасть в верхний храм. Небольшое смотровое отверстие в полу и гулкая акустика объединяет его с нижним... Мы выходили наружу — и снова возвращались назад. Уходить почему-то не хотелось. По залам бегали дети, народ фотографировал, и никто никого не одёргивал. Здесь царили спокойствие и доброжелательность. И атмосфера какого-то умиротворённого покоя…

    Потом мы вышли наконец на солнечный двор. За стеной текла река, бурлящая пеной вокруг камней, над рекой выгибался высокий мостик, а на другом берегу росли на склонах первоцветы, и в небольшом гроте загадочными пирамидками стояли многочисленные каменные туры. Наверное — следствие какого-то ритуала. Кстати, окружающие монастырь утёсы принадлежат ущелью реки Азат, которое как и монастырский комплекс включено в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

    Мы ещё раз прошлись по двору храма, взобрались на лестницу вдоль скал с затейливыми хачкарами, ведущую к монашеским кельям и пекарне с печью в полу — тут нас и нашла Армина, забеспокоившаяся нашим долгим отсутствием.

    Неотъемлемой частью монастырского комплексна является множество (возможно, сотни) монашеских келий, вырубленных в скалах, окружающих монастырь. Многие из них, включая целый ряд около внутрискальной церкви Св. Аствацацин, были разрушены во время землетрясения. К востоку от церкви Катохике наверху каменной лестницы расположены такие же кельи. Они называются «Пещерами Лусаворича», так как предполагается, что в начале IV века в них жил основатель монастыря Св. Григор Лусаворич. Некоторые из келий были обращены в сторону главной церкви (Катохике) и имели вырубленные в стене алтари и рабочие столики. В кельях жили отшельники, которые пришли в эти труднодоступные места для отрешения от мирских желаний. Монастырь был широко известен благодаря своему гостеприимству и своими реликвиями — «Подлинной Пикой» и фрагментом Ноева ковчега.

    Прямо в скалах вблизи келий выше церкви выдолблено множество орнаментированных хачкаров. Некоторые из них относятся к раннему средневековому периоду, но большинство датировано ХI-ХII вв. Будучи самым популярным местом для паломничества в Армении, монастырь получал в дар земли, пожертвования, манускрипты и сокровища от богатых паломников, имена которых зафиксированы на стенах монастыря и многих хачкарах. Цвет хачкаров является результатом нанесения на них красной краски «вордан кармир» — красителем, получаемым из определённого вида кошенилей (червей). Вордан кармир экспортировался за пределы страны и ценился в странах Европы и Ближнего Востока даже выше золота. Долговечность красителя доказана временем — краске на хачкарах более 800 лет.

    Нехотя мы покидали монастырь. По небу плыли облака, местами белые, а местами уже темнеющие, и на фоне неба красиво вырисовывались монастырские стены и розовое цветение абрикосовых деревьев. Пора было в обратный путь. На прощание мы купили на рыночке у монастыря местной фруктовой пастилы. Армина угостила нас купленной тут же гатой — такой большущий и вкуснющий сладкий пирог, который ей всегда заказывают отсюда дети. По дороге назад мы ещё прикупили пастилы, яблок и разных горных трав, которые армяне готовят весной вместо гарнира — так что мы тоже за ужином перешли на траву…

    Арарат к вечеру прикрылся по вершинам тонкими полосками облаков, бросавшими на его белоснежные склоны прозрачные синие тени. Горы под облаками были просто заглядение, и всю обратную дорогу мы любовались открывающимися в окна пейзажами.