Италия наследие юнеско. Всемирное культурное наследие италия общие замечания. Пещеры ущелья Фрасасси

Италия – одна из немногих стран, обладающих огромным культурным наследием. Богатая история повлияла на развитие искусства. Уже само слово «Италия», по-видимому, обладает особой магией и завораживает нас с самого детства, еще со школьной скамьи. И как только мы узнаем о существовании Италии, история и культура которой самым тесным образом переплетаются с наследием всего мира, то возникает желание хотя бы один раз в жизни увидеть эту прекрасную, удивительную и единственную в своем очаровании страну, сумевшую вдохновить на творчество бесчисленную вереницу поколений человечества.
О первом переселении людей в Италию никаких сведений не сохранилось. Однако достоверно известно, что ее территория была заселена в эпоху палеолита. Наиболее древними племенами, населявшими Италию, были лигуры, этруски, венеты и япиги. В частности, области Лигурия и Венето получили свое название именно от этих племен. Позже других Италию в долине реки По заселили кельты (галлы). Постепенно на большей части полуострова распространилась италийские племена, пришедшие на полуостров с севера. Среди них наиболее высоким уровнем развития отличались латины.
В ранний период существования Рима в нем правили цари. Но в 509 году до н.э. последний царь Тарквиний Гордый был изгнан, и была основана республика. Власть была вручена консулам (консул по-латыни – товарищ), избиравшимся парами сроком на один год. К середине III века до н.э. Рим подчинил себе всю территорию Италии и превратился в крупное государство, добивавшееся гегемонии в Средиземноморье, что привело к столкновению с другой морской державой – Карфагеном. После трех Пунических войн (в том числе и со знаменитым Ганнибалом) в 146 году до н.э. Рим добился окончательной победы, и Карфаген был стерт с лица земли. Однако период II-I веков до н.э. ознаменовался и другими социальными потрясениями и гражданскими войнами. Так, в 45 году до н.э. в борьбе с Помпеем победу одержал Гай Юлий Цезарь, который через год был убит заговорщиками во главе с Брутом и Кассием. Новый период гражданских войн был завершен победой приемного сына Цезаря – Октавиана, в 27 году до н.э. получившего от Сената титул Августа («Священного»). С этого момента Рим стал империей.
В 395 году н.э. император Теодор разделил Рим на Западную и Восточную империи. В 476 году н.э. последний император Западной Римской империи малолетний Ромул Август был низложен вождем германских наемников Одоакром. В Италии возникло первое варварское королевство. Восточная же Римская империя (Византия) просуществовала еще около тысячи лет.
В дальнейшем в течение почти 400 лет Италия подвергалась многочисленным нашествиям варваров, Византии, лангобардов и франков. В 756 году была образована Папская область, ознаменовав окончательный раздел светской и духовной ветвей власти. В 774 году государство лангобардов было завоевано Карлом Великим, а чуть позже – в 781 году – было образовано итальянское королевство, которое с 962 года было включено германским королем Оттоном I в состав Священной Римской империи.
В Средневековье Италия была предметом многочисленных конфликтов между европейскими династиями и римскими папами и находилась под их влиянием. Италия оставалась раздробленной. После Итальянских войн 1494 – 1559 годов на значительной ее части закрепилось господство Испании, а после войны за Испанское наследство (1701 – 1714 годов) – господство Австрии. Страна находилась в состоянии глубокого политического и экономического кризиса. Прекращение во второй половине XVIII века военных действий привело к некоторому оживлению и возникновению движения за освобождение, национальную независимость и объединение Италии, так называемого «Рисорджименто». При этом надежды возлагались на помощь революционной Франции. После итальянского похода Наполеона в 1796 – 1797 годах в Италии были образованы республики, которые после 1804 года были превращены в королевства. В это время в стране были проведены политические и экономические реформы. В войне 1812 года Италия выступала на стороне Франции, направив в Россию 27 тысяч солдат, из которых на родину вернулось всего 333 человека. В период меду 1821 и 1848 годами в Италии было сделано несколько неудачных попыток восстания против австрийцев. Однако уже в 1859 году при поддержке Наполеона III итальянский полководец Кавур одержал победу над австрийцами в области Ломбардия, в результате чего она отошла к Савойскому королевству, уже включавшему в себя такие области, как Пьемонт, Лигурия и Сардиния. В следующем году поход знаменитой Гарибальдийской тысячи привел к освобождению всей Южной Италии. В 1861 году королем Италии был коронован Виктор Эммануил II. Вследствие присоединения в 1866 году области Венето и взятия в 1870 году Рима, который вновь стал столицей Итальянского государства, вся Италия была объединена.
В 1900-1914 годах развитие Италии шло ускоренными темпами, возникла крупная промышленность. В 1912 году в результате войны Италия захватила Ливию. Социальное напряжение в Италии было высоким. К участию в I мировой войне Италия была не готова и объявила о своем нейтралитете, но под нажимом Антанты в 1915 году объявила войну Австро-Венгрии, а в 1916 году – Германии.
В 1919 году во время экономического кризиса оформилось фашистское движение, которое возглавил Муссолини. В 1922 году он стал премьер-министром. В 1936 году Муссолини объявил о превращении Италии в империю. Во II мировую войну Италия вступила 10 мая 1940 года. 8 сентября 1943 года большая часть Италии была оккупирована немецкими войсками. В июне 1944 года англо-американские войска вошли в Рим, в апреле 1945 года в ходе восстания была освобождена Северная Италия. К 1948 году, используя средства, полученные по плану Маршалла, Италия достигла довоенного уровня развития. В 1949 году Италия вступила в НАТО, а в 1957 году – в ЕЭС.
На территории Италии трудились многие великие мастера: художники, скульпторы, ученые, поэты и писатели, композиторы и архитекторы и многие другие. Среди них есть и наши соотечественники. Многие великие русские люди жили и трудились в Италии.
В конце XVII века все чаще в Италию приезжают русские мастера для изучения судоходного дела и строительства судов. Например, в 1696 году с этой целью Петром было послано «50 спальников и стольников», а в мае следующего года в Италию прибыло несколько десятков дворян для изучения «разных наук». Начиная с XIX века в Италии повсеместно можно было встретить представителей русской аристократии.
Русские сезоны в Сан-Ремо открыла императрица Мария Александровна, супруга Александра II. Она провела здесь зиму 1874-1875 годов и в знак благодарности подарила городу пальмы для нового бульвара. В честь русской императрицы и был назван этот бульвар. Городские власти назвали его «Бульвар Императрицы». Тогда же при дворе императрицы провел свою последнюю зиму в жизни известный русский писатель А.К. Толстой.
Вслед за императрицей на зимние сезоны стала съезжаться и русская знать, включая и членов дома Романовых. Так, в 1895 году здесь безуспешно лечился и умер от туберкулеза другой великий князь Алексей Михайлович.
Многие аристократы имели здесь зимние дачи. Некоторые туберкулезные больные избрали Сан-Ремо местом своего постоянного жительства. В городе начали появляться русская баня, аптека, пекарня. А в 1913 году, благодаря помощи императора Николая II была построена русская церковь.
Но не только курорт Сан-Ремо связан с русскими. Целая эпоха городов Тосканы связана с именем потомков уральских горнозаводчиков Демидовых. Имя «Демидофф» сохранилось во многих местах Флоренции и Тосканы – в названии гостиниц, баров, гаражей, улиц. Князь Павел Демидов купил в Пратолино, недалеко от Флоренции, имении великого герцога Тосканского Фердинанда III, сохранил и отреставрировал ренессансные постройки времен Марии Медичи. Вместе с тем усадьба заметно обрусела.
В центре парка князь установил прекрасный памятник своему отцу, меценату Николая Демидову. В интерьерах появились многочисленные работы русских мастеров. Сегодня здесь существует улица, которая так и названа «виа делла Вилла Демидофф».
Князь Павел, скончавшийся в 1885 году, был погребен здесь же, в усадебной церкви. Позднее его прах был перевезен в Россию, но у стен церкви в 1955 году легла его дочь, княгиня Мария. Щедрая княгиня оказывала поддержку многим организациям: «Русскому собранию», «Русскому Красному Кресту», «Русской колонии в Тоскане».
В 20-х годах прошлого столетия русская колония в Италии, первоначально одна из самых процветающих, стала быстро терять свое значение. Сильно изменился ее состав – вместо аристократов и состоятельных курортников сюда стали приезжать неустроенные эмигранты, бежавшие из России после Октябрьской революции. С зарождением в России во второй половине XVII века новой культуры, расцвет которой приходится на XVIII столетие – эпоху Петра I и Екатерины II, российско-итальянские отношения приобретают более широкий характер.
Строительство Санкт-Петербурга и царских дворцов около него ведется при участии нескольких поколений итальянских архитекторов, среди которых были такие мастера, как Растрелли, Росси, Трезини. Россия осваивает уже не только итальянскую литературу и зодчество, но и живопись, скульптуру, декоративное искусство, музыку. Петр I очень часто приобретал произведения итальянских художников и скульпторов как современных, так и мастеров прошлого. Эти покупки осуществлялись при посредничестве российского агента в Венеции Павла Беклемишева и специально посланных в Италию для приобретения ценностей Ю. Кологривова и С. Рагузинского. Именно ими, наряду с другими произведениями искусства, была куплена в Риме знаменитая статуя Венер. Уже при Петре I начинают направлять в Италию для обучения и совершенствования молодых художников, скульпторов и архитекторов – так, в 1716 году был послан в Италию с целью завершения профессионального образования И.Н. Никитин, в будущем крупный портретист.
Во второй половине XVIII века, после создания в Петербурге Академии художеств, лучших ее выпускников на несколько лет направляли в качестве пенсионеров Академии за границу, обычно во Францию, но чаще всего в Италию.
В молодости побывал в Италии великий русский архитектор В.И. Баженов. В возрасте 28 лет он вернулся оттуда со званием профессора Римской академии и академика Флорентийской и Болонской академий. Получив право на поездку за границу, несколько лет прожил в Париже и в Риме Ф.И. Шубин, один из крупнейших скульпторов XVIII века.
Для русской культуры XIX - начала XX века в целом и для русской литературы и поэзии было характерно духовное тяготение к Италии. Великие русские писатели, поэты, художники подолгу жили здесь, создавая свои лучшие произведения.
О.А. Кипренский, крупный портретист первой трети XIX века, в молодости семь лет изучал в Италии классическое искусство и в Италии же провел последние несколько лет своей жизни. Долгие годы жил в Неаполе и в Риме замечательный пейзажист С.Ф. Щедрин. Много лет провел в Италии К.П. Брюллов, создатель крупного исторического полотна «Последний день Помпеи». С Италией были тесно связаны жизнь и творчество А.А. Иванова, картина которого «Явление Христа народу» явилась важным этапом в развитии русской живописи. Италия всегда привлекала художников. Художники разных поколений приезжают сюда изучать итальянскую культуру и работать. Здесь были В. Поленов, В. Серов, К. Коровин. Почти одновременно познакомились с Италией три великих русских художника – В. Васнецов, В. Суриков и М. Врубель.
Н.В. Гоголь в Риме писал свои знаменитые «Мертвые души», Ф.М. Достоевский во Флоренции – «Идиота», И.С. Тургенев начал писать в Италии «Дворянское гнездо». Завершив дипломатическую карьеру, приезжает в Италию и Ф.И. Тютчев. Весной 1912 года русские поэты Н.С. Гумилев и А.А. Ахматова совершают «головокружительную» поездку по Италии, под впечатлением которой Гумилев создает цикл «итальянских» стихов.
А.А. Блок несколько лет живет в маленьком местечке Сеттиньяно, недалеко от Флоренции. Большой цикл лирических стихов стихотворений он посвящает этой стране.
Большой период жизни провел в Италии М. Горький. Его имя связано с островом Капри. Здесь, на острове, состоящем из скал, синего-синего моря, жгучего солнца и пальм, Горький организовывает партийную школу.
Италия предоставила убежище многим деятелям культуры, вынужденным покинуть отечество. Здесь режиссер Андрей Тарковский снимал фильм «Ностальгия». Здесь же опальный поэт И. Бродский написал «Римские сонеты» и «Венецианские строфы».
Чем же манила всех этих великих людей Италия? Ответ на этот вопрос дает сама страна: если Вы хоть раз побывали в Италии, то непременно посетите ее еще раз. Одна из причин популярности Италии среди туристов это ее богатейшая история, состоящая из множества этапов, пронизанных интригами, закулисными историями и предательствами, богатых архитектурными постройками, произведениями искусства и литературы, отличающимися своей развитостью во всех сферах жизни общества. Безусловно, история Италии повлияла на развитие культуры и искусства этой страны. Трудно поверить, но более 50% мирового культурного наследия сконцентрировано именно в Италии. Перед посещением страны в это верят единицы, но если Вам хватит терпения объехать все культурные центры страны, Вы в этом убедитесь. Рим с античными памятниками, Флоренция с галереей Уфицци, Пиза с площадью Чудес, Милан с великолепным собором – вот лишь начало того огромного списка, а ведь нельзя забывать и о других городах, менее значимых, но тоже имеющих свои памятники архитектуры.
Искусство Италии занимает одно из ведущих мест в мировой культуре. Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад, оно прошло путь заимствования и освоения культур соседних государств, достигло в своем развитии исключительных высот, умирало и возрождалось, достигая высот еще более невиданных, и оказало на мировое искусство самое значительное влияние среди всех стран мира.
Искусство Италии делится на несколько разделов. Осветить каждый из них очень глубоко не представляется возможным, так про каждый из них написаны книги. Попытаемся кратко охарактеризовать их и связать данные характеристики с вкладом каждого отдельного раздела и всех в совокупности в развитие туризма в Италии.

Искусство этрусков

Начиная со II тысячелетия до Р. Х., Италия становится местом встречи народов. На ее территории совместно процветали этрусская, греческая и латинская цивилизации.
В середине I тысячелетия до Р. Х. На территории Центральной Италии мощное и утонченное искусство этрусков достигло своего расцвета. Являясь искусством примитива, оно приобрело свою индивидуальность под воздействием Востока – прежде всего Греции – и в XVIII веке, когда было открыто, считалось греческим. Этруски были талантливыми художниками и великолепными ремесленниками: украшали храмы декоративной скульптурой, расписывали погребальные камеры и керамические изделия, изготавливали ювелирные украшения из золота, превосходно копировали греческие изделия.

Искусство Древнего Рима

Древнеримское искусство формируется в III – IV веках. Наибольшее влияние на него оказала культура этрусков. Это влияние обнаруживается в сохранившейся живописи и предметах прикладного искусства. В этот период зарождается музыкальная культура Древнего Рима: из ритуальных обрядов выделяются свадебные и триумфальные песни. В III веке до Р. Х. возникает народная импровизационная комедия – ателлана, положившая начало театральному искусству Рима.
В III-II веках до Р. Х. через Южную Италию в Рим проникают памятники греческой философии. Благодаря греческому влиянию в Риме развивается литература. Вместе с римской литературой развивается и театр. С развитием театральных представлений постепенно начала развиваться и музыка. Музыка была важной частью жизни римлян.
В это же время ведется интенсивное градостроительство. Для этого периода характерна постройка города между двух магистралей. Появляются дома с атриумом, типичным внутренним двориком, характерным только для Древнего Рима. Параллельно с урбанизацией ведется и строительство загородных поместий и вилл. В эти времена сложились основные типы римских сооружений: базилики, термы, зрелищные сооружения, арочные постройки.
В изобразительном искусстве преобладают портретные статуи и бюсты. В I веке до Р. Х. широко распространилось копирования греческих статуй, развивалось искусство мозаики и глиптики.
В период расцвета Римской Империи архитектура Рима также переживает новый подъем. Массивные постройки приобретают монументальную пластичность, доминирующей становится роль арки и ее производных, свода и купола. Главным типом официальной архитектуры является триумфальная арка. В этот же период были возведены самые знаменитые и древние здания Рима – Колизей и Пантеон.
В период упадка империи растет масштабность зданий и роскошь отделки, но центры строительства переезжают в провинцию. Примером того может служить комплекс в Баальбеке.

Романское искусство (Высокое Средневековье)

Варвары, расселившиеся на территории Италии после падения Римской Империи, унаследовали от римлян язык, письменность и право. Их предводители обосновывались в виллах римской знати и, оказывались в ее культурно-бытовой среде. В V – VI веках повсеместно распространяется полихромный стиль, шлифования изделий из драгоценных камней. В мозаике развиваются христианские сюжеты, церковь оказывает здесь свое влияние. Средневековая литература также была тесно связана с религией. Это были христианские гимны, легенды, хроники на латинском языке.
Разрушенные варварами города довольно быстро возрождались. В средневековом итальянском городе формируется два центра: рыночная площадь с собором и площадь перед дворцом городского самоуправления. Изменился также и стиль самих зданий. Центрами новых стилей стали Ломбардия и Тоскана.

Готика и проторенессанс

С середины XIII века Италия в культурном развитии стала опережать всю Европу. В конце века появляется философская поэзия, в жанре которой творит молодой Данте Алигьери, ставший создателем итальянского литературного языка.
В живописи Пьетро Каваллини впервые отошел от византийских канонов и на основе позднеантичной живописи применил светотеневую моделировку формы. Главным реформатором средневекового искусства стал Джотто ди Бондоне, который порвал с византийскими канонами и заложил основы ренессансной живописи.

XVII век, барокко

С 1590 года Рим становится европейским художественным центром. На рубеже XVI – XVII века в церковной архитектуре складываются принципы барокко. В отличие от мастеров Возрождения, мастера барокко искали в постройках не четкую логику, а яркую выразительность. Примерами барочной архитектуры являются церкви Иль – Джеза и Санта – Сусанна. Также к барочной архитектуре принадлежат загородные резиденции знати – виллы.
В скульптуре барокко доминирует экспрессия. По замыслу мастеров барокко, застывшее движение должно исчерпывающе выражать и саму ситуацию, и психологическое состояние героя. В скульптуре барокко первенствовал великий итальянец Лоренцо Бернини. Стиль барокко также породил такие архитектурные произведения, как фонтаны. Лучшие из них принадлежат Бернини.
В живописи Италии XVI и XVII веков существует два направления, академизм, и противостоящее ему течение, возглавлял которое Караваджо. Появлялись новые жанры в живописи: натюрморт, пейзаж, религиозные и бытовые картины. Центры барочной живописи были города Рим, Болонья, Неаполь.
В это же время возникают новые виды вокально-инструментальной музыки – опера, оратория, канцона.

Эпоха Возрождения (Ренессанс)

Этот период был очень важен для развития европейской культуры. Родиной Возрождения является Италия. Здесь возникли первые ренессансные идеи и здесь же они впервые были претворены в жизнь.
В Италии эпоха Возрождения длилась дольше, чем в других странах, более трех столетий. В это время произошло множество великих событий: Великие географические открытия, начало книгопечатания, становление естествознания, как науки.
Развитие философии так же оказало свое влияние. Николо Макиавелли сформулировал главный побудительный мотив человека, а великий Леонардо да Винчи сделал ряд очень важных открытий, которые впоследствии стали прототипами нужных человеку предметов. Сильно продвинулась вперед наука. Галилео Галилей и Джордано Бруно – это лишь основные ученые этого времени.
Искусство в эпоху Возрождения в Италии занимало важное место в общественной жизни. Художественное творчество было необходимой потребностью ренессансного человека. При этом очагами ренессансной культуры были всего несколько городов, главным из которых была Флоренция, столица Тосканы. Обычно эпоху Возрождения разделяют на три этапа.
Менее чем за триста лет итальянские мастера создали огромное количество высокохудожественных произведений в самых разнообразных областях творчества. Не было ни одной области художественной жизни, не пережившей подъема в те столетия. Небывалый расцвет литературы и изобразительного искусства в Италии эпохи Возрождения выдвигает итальянскую культуру как третью классическую культуру для других стран наряду греческой и римской.
В каждую эпоху развития итальянской культуры происходили изменения в лучшую сторону. И сейчас культурное наследие, сохранившееся в стране, представляется наиболее богатым в мире. И, конечно, зная это, многие люди выбирают Италию именно из-за этого.
Вследствие того, что на территории Италии находятся более половины мирового культурного наследия, огромное количество памятников сохранилось в прекрасном состоянии, исторические центры многих городов полностью сохранили средневековый облик, именно культурный фактор имеет первостепенное значение для развития туризма в Италии. Италия является одной из самых привлекательных для туризма страной.
Огромное значение итальянцы придают охране и реставрации памятников архитектуры, искусства, живописи. Каждого итальянца, еще с детства, учат любить, чтить и уважать своих предков и их культуру. Многие люди стремятся попасть в Италию, чтобы своими глазами увидеть все то, о чем они слышали на школьных уроках по истории, литературе, физике и МХК. Увидеть все это воочию – предел мечтаний каждого. Чтобы увидеть все памятники в Италии требуются годы. Безусловно, что даже за несколько туристических поездок невозможно увидеть все. И это справедливо, так как в Италии есть неисчерпаемый запас «культурных ископаемых», представляющих разные эпохи, разных мастеров, разные стили.

Безусловно, культурный фактор играет одну из главных ролей в развитии и становлении Италии как туристической державы.

Эмблема проекта Всемирное наследие

Не был обойден вниманием и Ватикан : в 1984-м году он был внесен в Список Всемирного Наследия целиком – и внушительные стены, и фрески Сикстинской Капеллы, и микеланджелевский купол базилики Сан-Пьетро и сама базилика со всем ее архитектурно-художественным содержимым, созданным великими итальянскими мастерами – от Браманте до Бернини.

Пещерный храм Мария-дельи-Анджели, Матера

Античность

Среди дохристианских памятников первые позиции занимают древнеримские города Помпеи и Геркуланум , однако не менее ценны раскопки в Агридженто , нураги в сардском Барумини , римская Аквилея , древнеримская мозаичная Вилла-дель-Казале на Сицилии и Вилла Адриана в Тиволи , некрополи этрусков в Тарквинии и Черветери , а также сицилийская Панталика . Инициатива ЮНЕСКО позволила в прямом смысле спасти некоторые объекты, чьи упадок и окончательное разрушение были уже не за горами. Один из ярчайших примеров – это Сасси – уникальный высеченный в скалах исторический центр города Матеры, расположенного в регионе Базиликата. Переход этого потрясающего памятника древней архитектуры из категории "Национальная Стыдобища" прямиком в почетный юнесковский список принес всему отстающему в плане туризма южному региону не только известность и бесконечные потоки посетителей, но и средства на восстановление достопримечательности и приведение ее в божеский вид.

Семь объектов были внесены в 2011-м году в итальянский Список под общим одним общим названием: Владения лангобардов в Италии . Это Лангобардский Храм во Чивидале-дель-Фриули (Удине), комплекс Сан-Сальваторе в Санта-Джулии (Брешия), замок Кастельсеприо (Варезе), еще один Храм в Клитунно-а-Кампелло (Перуджа), базилика Сан-Сальваторе в Сполето (Перуджа), церковь Санта-София (Беневенто) и Санктуарий Сан-Микеле (Фоджа).

Креспи-д-Адда

Современность

Отдельно следует отметить внесение в Перечень Всемирного Наследия более-менее современных объектов. Так, в 1995-м году удостоился такой чести живописный рабочий поселок XIX века в Пятиземелье (Cinque Terre) неподалеку от Сицилии, а также долина реки Орча (Val d"Orcia) в Тоскане, известная своими панорамными видами – все они были внесены в список Всемирного наследия в период с 1997-го по 2004-й годы.

Не были обойдены стороной и горные массивы: в 2009-м году значок "vii", которым маркируются природные феномены исключительной красоты и эстетической важности, был присвоен Доломитовым Альпам . Годом позже итальянская половина горы Сан-Джорджо "догнала" свою швейцарскую половину, внесенную во Всемирное Наследие еще 2003-м, а в 2011-м году дождался своей очереди и действующий вулкан Этна , расположенный на Сицилии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Надо сказать, что история на этом не кончается. Любая страна мира каждые пять лет может подавать на рассмотрение список достопримечательностей, расположенных на ее территории и достойных, по ее мнению, на включение в Список Всемирного Наследия. Так, за последнюю пятилетку количество итальянских достопримечательностей в списке увеличилось на семь позиций и имеется длинный список объектов, которые Италия собирается выставить на рассмотрение Международного Комитета Конвенции по Культуре.

В Списке всемирного наследия ЮНЕСКО в Италии значится 47 наименований (на 2012 г.) Это составляет 5, 2 % от общего числа (936 на 2011 год). 44 объекта включены в список по культурным критериям, причём 23 из них признаны шедеврами человеческого гения Ещё 3 объекта включены по природным критериям, один из которых признан природным феном исключительной красоты и эстетической важности Кроме этого, по состоянию на 2013 год, более 30 объектов на территории Италии находятся в числе кандидатов на включение в список Всемирного наследия Первый объект, находящиеся на территории Италии, был занесен в список в 1979 г. По состоянию на 2013 г. на территории Италии находится больше объектов всемирного наследия ЮНЕСКО чем в какой-либо другой стране.

Список объектов культурного наследия в Италии Наскальная живопись в Валь-Камонике (1979) Исторический центр Рима и владения Ватикана, пользующиеся правами экстерриториальности, включая церковь Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура (1980, 1990) Церковь и доминиканский монастырь Санта-Марияделла-Грацие c фреской Леонардо да Винчи (1980) Исторический центр Флоренции (1982) Венеция и ее лагуна (1987) Соборный комплекс в городе Пиза (1987) Исторический центр города Сан-Джиминьяно (1990) «И-Сасси-ди-Матера» – старые районы города Матера (1993) Город Виченца и вилла архитектора Палладио в области Венето (1994, 1996) Город эпохи Возрождения Феррара и дельта реки По (1995, 1999)

Исторический центр города Сиена (1995) Исторический центр Неаполя (1995) Фабричный поселок Креспи-д`Адда (1995) «Трулли» – традиционные жилища в городе Альберобелло (1996) Замок Кастель-дель-Монте (1996) Исторический центр города Пьенца (1996) Раннехристианские памятники в городе Равенна (1996) «Су-Нуракси» – древние укрепления в Барумини (остров Сардиния) (1997) Археологические зоны – Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата (1997) Археологические памятники в городе Агридженто (1997) Ботанический сад (Орто Ботанико) в городе Падуя (1997) Город Портовенере, культурный ландшафт Чинкве. Терре, острова Пальмария, Тино и Тинетто (1997) Древнеримская вилла Дель-Казале (остров Сицилия) (1997)

Кафедральный собор, башня Торре-Чивика и площадь Пьяцца-Гранде в городе Модена (1997) Королевский дворец XVIII в. с парком в Казерте, акведук Ванвителли и фабричный поселок Сан-Леучо (1997) Костьера-Амальфиана – Амальфийское побережье (1997) Резиденции королевского Савойского дома (Турин и окрестности) (1997) Археологические памятники и патриаршая базилика в Аквилее (1998) Исторический центр города Урбино (1998) Культурный ландшафт района Чиленто, национальный парк Валло-ди-Диано, археологические памятники Пестума и Веллы, монастырь Чертоза-ди-Падула (1998) Вилла Адриана в Тиволи (1999) Базилика Св. Франциска и другие францисканские памятники в городе Ассизи (2000)

Город Верона (2000) Эоловые (Липарские) острова (2000) Вилла д`Эсте в Тиволи (2001) Города позднего барокко в районе Валь-ди-Ното, юго-восток острова Сицилия (2002) Ансамбли Сакри-Монти (Святые горы) в Пьемонте и Ломбардии (2003) Гора Сан Джиорджио (2003, 2010) Культурный ландшафт Валь-д`Орча (область Тоскана) (2004) Этрусские некрополи близ Черветери и Тарквинии (2004) Древний город Сиракузы и скальный некрополь Панталика (2005) Улица Ле-Страде-Нуове и комплекс дворцов Палацци-деи. Ролли в Генуе (2006) Мантуя и Саббионета (2008) Ретийская железная дорога в культурном ландшафте Альбулы и Бернины (2008) Доломитовые Альпы (2009) Лангобарды в Италии (2011) Доисторические свайные жилища в окрестностях альп (2011)

Памятники, относящиеся к античному периоду Исторический центр Рима и владения Ватикана, включая церковь Сан-Паоло-фуори -ле-Мура, VIII век до н. э. , 1980 г. критерии i, ii, iii, iv, vi Археологические зоны - Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата, I в. , 1997 г. , критерии iii, iv, v Вилла Адриана в Тиволи, II в. , 1999 г. , критерии i, iii Этрусские некрополи в Черветери и Тарквинии, IX-I в. до н. э. , 2004 г. , критерии i, iii, iv

Культурный ландшафт района Чиленто, национальный парк Валло-ди-Диано, археологические памятники Пестума и Элеи, монастырь Чертоза-ди-Падула, 1998 г. , критерии iii, iv Археологические памятники в городе Агридженто, Сицилия, VI в. до н. э. , 1997 г. , критерии i, iii, iv Вилла Дель-Казале, Сицилия, IVв. , 1998 г. , критерии i, iii Античные Сиракузы и скальный некрополь Панталика, Сицилия XIII-VII в. до н. э. 2005 г. , критерии ii, iv, vi.

Памятники древнеримской культуры на территории других стран Франция, Испания, Германия, Болгария, Румыния и др. всего более 70 -ти: Древнеримские памятники в Арле (Франция), Римский акведук Пон-дю-Гар (Франция), Античный театр и триумфальная арка в Оранже (Франция). Археологический ансамбль Мериды (Испания), Римский акведук в Сеговии (Сеговия), Исторический ансамбль Сплита с дворцом Диоклетиана (Хорватии), Памятники Трира (Германия), Вал Адриана (Великобритания),

Три территориальные группы объектов 1) сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры 2) другие памятники античности на территории современной Италии (Юг Италии, Сицилия и др.) 3) довольно многочисленные архитектурноисторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи.

1) Рим: Античные памятники Рима (Римский форум) Вилла Адриана в Тиволи, близ Рима

Ранние сооружения (царский Рим, ранняя республика до I в. до н. э.) Руины крепостной стены, сооруженной из квадратных глыб вулканического камня царем Рима Сервием Туллием (11 км.). Комплекс Римского Форума (Forum Romanum), место проведения важнейших событий политической и экономической жизни (народные собрания, судебные разбирательства, церемонии религиозных обрядов). Окончательный облик сформировался к концу республиканского периода Форум включал общественные здания, храмы, арки, колоннады, статуи, священную дорогу (Via Sacra), торговые ряды. Храм Весты (круглый) Руины аркад Табулариума (архивы республики).

Рим эпохи республики (династия Юлиев - Клавдиев и Флавиев, I в. до н. э. - I в. н. э.) Императорские форумы: форум с храмом Венеры и храмом бога Марса, форум Августа, форум Веспасиана Флавия. Мраморная Триумфальная арка Тита на форуме (сын Веспасиана) в честь удачного похода римлян на Иерусалим Аркады акведука Клавдия, одного из десятка подходивших к городу водов, «сработанные еще рабами Рима» . Амфитеатр Флавиев, или Колизей. Строительство начато императором Веспасианом (75 г. н. э.), а закончено Титом (80 г. н. э.) Размеры 180 на 156 м, высота 50 м. , вмещал 50 тыс. зрителей. Предназначен для гладиаторских боев и других массовых зрелищ (Марк Твен назвал его царем всех европейских развалин).

Рим эпохи республики (династия Антонинов (I - II в. н. э.) Колонна Траяна и часть базилики в честь побед императора. Размеры колонны – 38 м. , колонна обвита (24 витка) спиральным рельефом-фризом длиной 300 м, увековечивший покорение Траяном Дакии. Сцены из жизни даков, подвиги римских легионеров и самого императора, который фигурирует на рельефе более 80 раз. Пантеон (построен императором Адрианом). Круглый храм, имеющий одинаковые (43, 5 м) диаметр и высоту. Стены толщиной 6 м. Огромный купол, послуживший прообразом куполов собора Св. Петра в Риме и церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Мавзолей Адриана на правом берегу Тибра для самого императора и членов его семьи. Первоначальные функции он выполнял недолго. В средние века служил убежищем для римских пап (Замок Св. Ангела - по украсившей его статуе ангела с мечом). Бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия - единственная уцелевшая в средние века древнеримская конная статуя. Считают, что от уничтожения христианами ее спасла ошибка: статую приняли за изображение христианского императора Константина, а не «язычника» Марка Аврелия.

Эпоха поздней Римской империи, династия Северов III - IV вв. Руины терм и триумфальные арки Термы Каракаллы (территория 340 х 330 м. Высота 30 м.) Комплекс терм включал большой зал с бассейном, роскошно декорированный главный зал с холодной, теплой и горячей банями, под полом которого находилась сложная система водоснабжения, отопления и канализации. По фасаду главного здания располагались комнаты для отдыха. Также были размещены две палестры, библиотечные залы и залы для занятий музыкой, раздевальни. Термы Каракаллы могли вмещали одновременно более 2000 человек. Арка Септимия Севера (20 м. высотой) в честь и его побед над варварами.

Комплекс Римского форума 1. Храм Согласия. 2. Храм Веспасиана. 3. Храм Сатурна. 4. Форум Романум. 5. Базилика Юлия. 6. Храм Януса. 7. Храм Цезаря. 8. Арка Авгycтa. 9. Храм Кастора и Поллукса. 10. Храм Весты. 11. Храм Антонина Пия и Фаустины. 12. Базилика Максенция. 13. Арка Тита.

Тиволи – небольшой город в 24 км юго-восточнее Рима Вилла была построена между 118 – 134 гг. Площадь – 300 га В состав виллы входило около тридцати зданий, разбросанных по площади в один квадратный километр. Сегодня сохранилась1/5 часть построек Известно, что император дал им названия в честь тех городов империи, в которых он побывал. Отсюда происходят некоторые из наиболее знаменитых античных статуй: Дискобол, Диана Версальская, Антиной Капитолийский и т. д. Немало мраморных колонн было вывезено с виллы по приказу Ипполито д´Эсте для строительства его собственной виллы в Тиволи

Семья Адриана и его преемники продолжали пользоваться виллой в качестве летней резиденции, но впоследствии практически забыли о ней. В конце III века император Диоклетиан отреставрировал виллу Позднее, согласно некоторым источникам, Константин I Великий вывез оттуда множество художественных произведений для украшения Константинополя. В VI в. была разрушена готами и византийцами Во время первых археологических раскопок в XVI веке были найдены около 300 шедевров, находящихся сейчас в музеях всего мира

Сооружения в составе виллы Адриана Печиле – центральная площадь Ченто камерелле - маленькие помещения для рабов («сто комнатушек»), Большие и малые термы Канопа (водоем) Музей канопы в здании бывшей таберны (лавки и трактиры) Претория – здание для служебных нужд Золотая площадь Рыбный пруд с портиком Нимфей (стадион) Триклиний (столовая) Две библиотеки Храм Аполлона Греческий театр

Помпеи и Геркуланум - два римских города, расположенные в юго-западной части Средней Италии, в области Кампания (буквально - «страна полей»), Город Помпеи основан в VIII в. до н. э. , сначала принадлежал этрускам, грекам, самнитам, а затем перешел к римлянам. Торговый и курортный центр. Геркуланум, названный в честь Геракла, основан в VI в. до н. э. Был завоеван самнитами. Известен как римский патрицианский город, место отдыха знати. В августе 79 г. н. э. погибли во время извержения Везувия. Раскопки ведутся с XVII вв. Помпеи внесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Помпеи Помпеи имели четкую планировку. В городе были две главные улицы с севера на юг и с запада на восток. Улицы были вымощены каменными плитами Город делился на 9 районов-кварталов. Центр городской жизни -прямоугольная площадь – форум В комплекс форума входили: храмы, базилики, городская курия, архив-табуларий, рынок. В южной части города находился большой театр (на 5000 зрителей). В юго-восточной части города был амфитеатр, где происходили бои гладиаторов. У ворот в городской стене размещались гостиницы, трактиры, лавки, конюшни, термы. Основной тип жилища – «домус»

В комплекс «домуса» как типового жилого сооружения входили Главная комната - атрий - с бассейном (имплювием) в центре, куда через отверстие в крыше попадала дождевая вода. Рядом с атрием - кабинет (таблиний) Внутренний сад (перистиль) К атрию и перистилю примыкали столовая (триклиний) с ложами для трапезы, спальни (кубикулы), библиотека. Баня с холодной и горячей водой. Дома отличаются правильной внутренней планировкой и декоративным убранством: скульптурой, яркими фресками, изображавшими людей, животных, мифических богов, цветы, орнаменты.

Жилые дома и виллы Помпей Дом Трагического поэта Дом Хирурга Дом Фавна Дом Веттиев Дом Позолоченных Амуров Дом Менандра Дом Лорея Тибуртина Дом Моралиста Дом Пинария Цериале Дом Юлии Феликс Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера) Вилла Диомеда Вилла Мистерий

Геркуланум Правильная планировка Город поделен прямыми улицами на восемь кварталов. В городе были театр, термы, палестра. Основной тип жилища – вилла (более богатое убранство), украшенные настенными росписями и напольными мозаиками.

Этрусские некрополи Черветери и Тарквинии, IX – I вв. до н. э. , 2004 г. Черветери (Цере) - древнее этрусское поселение. Черветери (Cerveteri) расположен примерно в 55 км от Рима Население Цере в период расцвета составляло 25 тысяч человек Около Черветери находится один из самых больших этрусских некрополей (500 -600 гг. до н. э.) Здесь же найдены огромные круглые гробницы знати (VII и VI вв. до н. э.) В 1836 году близ Черветери была найдена гробница богатой этрусской женщины

Составляющие культуры этрусков Город Искусство Архитектура Гробницы Религия Научные знания и медицина Астрология и гадания Письменность, язык

Общие замечания Этруски - древние племена, населявшие в I-м тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова - область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана). Этруски - создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на неё значительное влияние. Происхождение этрусков остаётся неясным (процесс формирования этрусков завершился к 8 в. до н. э.) Влияние этрусков в 6 в. до н. э. распространилось почти на всю Италию. Период могущества этрусков не был длительным: с VII – VI вв. до н. э. (около 509 г. до н. э. - изгнание Тарквиниев из Рима). Причина ослабления этрусского государства – отсутствие военного и политического единства (к 282 г. до н. э. в зависимости от Рима оказалась вся Этрурия).

Политическое устройство этрусков В конце VII в. до н. э. у этрусков возникла конфедерация двенадцати городовгосударств: Вейи, Цере, Вольсинии, Клузий, Волатерра, Перузий и др. Позже города этрусков превратились в города -государства (по типу греческих полисов). Город возглавлялся ежегодно избираемым высшим магистром и жрецом.

Особенности градостроительства этрусков наличие крепостных зубчатых стен наличие водопроводов и канализации единый план градостроительства: город имел две улицы, одна из которых идет с севера на юг, а другая с запада на восток, пересекаясь под прямым углом, делили город на четыре квартала центр города («регий») выполнял административнорелигиозные функции в центре города – храм в центре «регия» - сакральный камень («мундус»), символизировавший пересечение миров и отождествлявшийся с верховной властью

Искусство этрусков. Виды искусства: Расцвет и наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к VI - началу V в. до н. э. Виды этрусского искусства: Роспись (применялась на внутреннем и наружном убранстве зданий, гробницах, вазах). Архитектура (городская и храмовая) Скульптура (портрет, монументальная скульптура) Работа по металлу (литье, чеканка, гравировка) Гончарное искусство, керамика Изделия из бронзы (чаши, зеркала)

Особенности этрусского искусства Стремление к реализму, внимание концентрируется не на деталях, а на наиболее существенных чертах изображаемого. Росписи основаны на плоскостности изображения, силуэтный характер фигур, условность изображаемого (влияние Египта). Использование теплых ярких тонов - желтые, коричневые, красные, зеленые и голубые цвета. Значительный декоративный эффект, орнаментальность. Близость к греческим статуям эпохи архаики (условность постановки фигуры и пластическая моделировка, архаическая улыбка). Высокий уровень художественного исполнения.

Архитектура Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света Тип города-крепости, обнесённого массивными стенами. Степень сохранности архитектурных памятников этрусков – невысокая из-за непрочности материалов: гробницы, храмы, стены городов (остатки городских стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии), мощенные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ Марцаботто, инженерные сооружения.

Этрусский храм Храм помещался на высоком основании (подиуме); Храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком (псевдопериптер). С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение - целла - делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам – Тин, Уни, Менрва). Внутри храм богато декорирован скульптурой и живописью в технике яркой полихромии.

Гробницы. Типы гробниц: курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков (тумулус), разновидность тумулуса, но сложенные не из отдельных камней, а целиком высеченные в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, гробница Нарисованных львов, Гробница Леопардов - 7 в. до н. э.), подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых, гробницы многокамерные, укрытые под большим курганом, иногда обнесенным стеной.

Внутреннее убранство гробниц: Использование фресковой живописи в убранстве Изображение охоты, пиров, игр, В IV в. до н. э. тематика меняется - преобладание мрачных, пугающих мотивов (фантастические призраки, эсхатологические видения и страданий в загробном царстве), Греческие мотивы (из греческой мифологии и эпической поэзии - образы Ахилла и Одиссея, Аида и Персефоны), Растительные и животные орнаменты, Портретные изображения усопших - Изображение располагалось поясами - Расписные гробницы в Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи, Орвьето (ок. VI в. до н. э.)

Фрески из этрусских гробниц Музыканты из гробницы Триклиния. Тарквиния, 470 год до н. э. Сцена пира. Гробница Леопардов в Тарквиниях. V в. до н. э. Национальный музей этрусского искусства, Рим

Этрусские саркофаги Характерным видом этрусской скульптуры являются монументальные терракотовые саркофаги с фигурами умерших. Ложе (длиной 1, 73 м) на фигурных ножках, на котором возлежит один человек или супружеская чета. Композиция отличается торжественной монументальностью, фигурам присуща большая образная и пластическая выразительность. В лицах, несмотря на сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка), присутствует индивидуальное своеобразие.

Этрусский «Саркофаг супругов» из Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э. , музей Виллы Джулиа, Рим

Бытовая архитектура Архитектура этрусских жилых домов выяснена еще недостаточно Характерно строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. В крыше дома имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Дом имел мужскую и женскую половину

Религия этрусков Верховный бог – громовержец - Тин Троица высших небесных божеств: Тин (Юпитер), Уни (Юнона), Менрва (Минерва). Троица подземных божеств подземных: Мант – (Либер-Вакх), Мания (Прозерпина), и третья богиня, имени которой мы не знаем, но которую в Риме чтили как Цереру.

Пантеон этрусков Бог Сетланс, бог-кузнец, бог извержения вулканов (Вулкан), Бог Марис, бог войны (Марс), Бог Сатре, бог «золотого века» (Сатурн). Богиня Туран «подательница» всего живого (Венера). Бог Аплу, охраняющий людей, их стада и посевы (Аполлон) Бог Турмс, божество преисподней, проводник душ умерших (Меркурий) Бог Нефунс, покровитель морей и мореплавания (Нептун). Бог Фуфлунс, бог вина и виноградарства (Вакх) Бог Вольтумн, бог растительности (Вертумн). Бога Селванс, бог лесов (Сильван). Аита и Ферсифай - владыки подземного царства (Аид и Персефона).

Гадания этрусков Священные книги этрусков: Книга гаданий по внутренностям жертвенных животных гаруспика, (Libri haruspicini) Книга гаданий по молниям – «Теория молний» (Libri fulgurales), в которых содержались рациональные сведения о небе и небесных телах. Книги о закладке города, строительстве храмов, управлении государством, организации племен, курий, армии и суда (Libri rituales) Книги о мертвых, рассказывающие о смерти и посмертной жизни (Libri acheruntici) Книги о предзнаменованиях и судьбах (Libri fatales). Книги – «собрания чудес» (Ostentario) Гадания проводили особые жрецы: гаруспики и авгуры

Куда бы любознательный турист ни отправился в путешествие по Италии, будь то Рим или Венеция, Милан или Верона, Флоренция или Генуя, повсюду царит атмосфера величественного прошлого этих земель.

Культурно-историческое наследие Италии

Трехтысячелетняя история Италии сохранила на своей территории несметное количество памятников, среди которых можно встретить образцы античности, Средневековья, эпохи Возрождения, барокко и классицизма. Куда бы любознательный турист ни отправился в путешествие по Италии , будь то Рим или Венеция, Милан или Верона, Флоренция или Генуя, повсюду царит атмосфера величественного прошлого этих земель.

Италию называют страной-музеем, бережно хранящим следы некогда могучей Римской империи, а также памятники иных цивилизаций и эпох, в которых оживают события прошлого. Роскошная архитектура зданий сохранила традиции формирования большинства известных европейских стилей. Здесь можно встретить оригинальные византийские мозаики, древнеримские скульптуры, склепы в стиле барокко и древние амфитеатры.

Римский Форум

Находясь в Италии, создается впечатление, что время здесь непостижимым образом остановилось. Созерцая пышные строения Ватикана, глядя на печально известный гладиаторскими боями, разрушенный, но по-прежнему остающийся величественным, Колизей, путешествуя по улицам-каналам Венеции, или любуясь другими достопримечательностями Италии, исчезает ощущение бренности мира, и суетного ритма жизни.

Путешествие по Италии - это знакомство с городами изумительной красоты, незабываемые экскурсии на Сицилию и, конечно же, посещение вечного Рима. «Все дороги ведут в Рим» - фраза, которая стала крылатой во всем мире. Действительно, Рим - один из древнейших городов планеты, где сосредоточены наиболее знаменитые достопримечательности страны. Сердце Рима - это его развалины - немые свидетели былых цивилизаций. Наиболее узнаваемые среди них - Колизей, Римский Форум и Пантеон.

Амфитеатр Флавиев, который чаще называют Колизеем, - символ былой силы, величия и могущества Рима. Туристический журнал по искусству и культуре утверждает, что это один из наиболее знаменитых памятников древности. Построенный еще в I веке (по замыслу неизвестного архитектора) для проведения разного рода праздников, амфитеатр был доступен для всех желающих. На его арене проходили турниры рыцарей, «морские бои» и разного рода зрелища. Увы, особенно популярными среди них были жестокие гладиаторские бои и так называемые «игры» - травля зверей.

Большую площадь в самом центре древнего города и прилегающие к ней здания римляне называли Форумом. Первоначально, это была обычная торговая площадь, но чуть позже она стала центром общественной жизни города. Разрастаясь, Форум приобрел настолько большие размеры, что стал средоточием деловой, религиозной и культурной жизни горожан. В период заката Римской империи, разрушительные нашествия варваров коснулись и этой знаменитой площади, которую лишь в начале XX столетия удалось восстановить для потомков.

В каком уголке страны не пришлось бы остановиться туристу, отправившемуся в путешествие по солнечной Италии, перед его взором встают все новые и новые открытия. Венеция - самый загадочный и удивительный город на воде, который вплоть до сегодняшнего дня сумел сохранить свой средневековый облик. Казанова, серенады гондольеров, известные всем путешественникам голуби с площади Сан-Марко - все это сердце и душа Италии - несравненная Венеция.

Извилистые улицы-каналы, скользящие по ним разукрашенные гондолы, романтичные ажурные мосты, дворцы и храмы, а еще карнавалы, наполненные музыкой и яркими красками масок. Трудно представить Венецию без ее Большого Канала, на берегах которого расположились более 100 удивительных и прекраснейших дворцов.

Путешествие по Италии не должно закончиться без посещения Сицилии, называемой «островом оживших мифов». На его южном побережье и сейчас можно встретить каменные глыбы, которые по легенде бросал циклоп Полифем на корабли Одиссея. По-прежнему, стоят на страже берегов Мессинского пролива два чудовища - Харибда и Сцилла, погубившие жизни многих мореходов. Все известные достопримечательности Италии интересны и уникальны. А сама она уже много веков в глазах миллионов туристов предстает местом древней истории и великой культуры, давно ставшей мировым наследием.

Множество исторических, культурных, архитектурных и религиозных памятников находится в этой стране. Итальянская культура обогатила наш мир за счет своей удивительной самобытности и неповторимости. Так, в знаменитом городе Венеция на севере Страны нет отдельных архитектурных достопримечательностей, он сам является уникальным памятником градостроению. Расположенный на ста восемнадцати островах, один из красивейших городов мира имеет давнюю историю. Он существует с V века. Венецианцы искали спасения от варваров и наши его на островах. Затем последовали века развития и становления Венеции. Сегодня она являет собой центр культуры и ежегодно привлекает десятки тысяч туристов.

В список ЮНЕСКО в Италии входит также исторический центр Рима и знаменитый Ватикан. Это отдельное государство внутри итальянской столицы - не только средоточие католического мира, но и место, где сосредоточены удивительные исторические и архитектурные памятники. Это и красивейшие сады, и соборы. Среди них стоит отметить собор Святого Петра, в создании которого принимали участие Микеланджело, Рафаэль и другие мастера итальянской живописи. Что касается итальянской столицы, то Рим, конечно, известен благодаря древнейшим памятникам архитектуры. Это и Колизей, и Пантеон, и Испанская лестница, и другие объекты.

К памятникам архитектуры, охраняемым ЮНЕСКО в Италии, относится и монастырь Санта-Мария-делла-Грацие в Милане. Внешне это ничем не примечательная обитель, но если заглянуть внутрь, то можно обнаружить там фреску«Тайная Вечеря» великого Леонардо да Винчи. Её заказал живописцу герцог Лодовико Сфорца. На создание полотна ушло несколько лет. Из-за используемой методики нанесения краски на сухую стену, фреска начала сыпаться еще при жизни Леонардо. Далее последовали войны, бомбардировки во время последнего мирового конфликта, что не лучшим образом сказалось на сохранности шедевра. Но в итоге его удалось отреставрировать. Сегодня и церковь XV века, и фреска включены во Всемирное наследие.