Озеро иордан. Город на реке Иордан. Где находится река Иордан? Место крещения Иисуса Христа. Законы, связанные с посещением мест совершения чудес


Одной из наиболее известных рек на планете считается Иордан (Jordan River). Она несколько раз упоминалась в Ветхом и в Новом Завете как место, где происходят чудеса. Сюда с удовольствием приезжают христианские паломники, которые желают окунуться в ее воды и получить исцеление тела и души.

Географическое положение

Если вас интересует вопрос о том, где и в какой стране находится река Иордан, то посмотрите на карту мира. На ней вы увидите, что она протекает по территории 2-х государств: и Израиля. Река является их естественной границей, которую условно обозначает натянутая по центру веревка с желтыми поплавками.

Туристам, находящимся по разные стороны границы, общаться между собой не рекомендуют, а переплывать черту строго запрещено. За этим тщательно следят вооруженные пограничники, при этом стоит учитывать, что местность здесь может быть заминирована.


Для тех паломников, которые интересуется, куда впадает река Иордан, следует сказать, что ее устье заканчивается в , а свой исток она берет в месте слияния 3-х водоемов: Лиддани (Дан), Баниаси (Хермон) и Аль-Хасбани (Хацбани Снир), протекающих по склонам горы Хермон. Общая протяженность реки составляет 251 км.


Чем знаменита река Иордан?

Если вы читали Библию, то знаете, что здесь неоднократно происходили чудеса:

  • река расступилась перед Иисусом Навином, который повел израильтян в путь;
  • ее переходили посуху пророки Елисей и Илия;
  • в ней часто происходили исцеления больных паломников.

Согласно преданию, в реке Иордан произошло и крещение Иисуса Христа. В это время разверзлись небеса, и к людям снизошел Святой Дух, принявший облик голубя и таким образом засвидетельствовавший мессианскую миссию Спасителя.


Достопримечательности реки Иордан

В 1996 году в Иордании провели археологические раскопки, в результате которых на правом берегу реки Иордан обнаружили . До этого открытия ученые считали, что данное событие произошло на стороне Израиля. Историческое место расположено в долине Бетани, в населенном пункте Вади-аль-Харар. Оно выглядит очень просто и сейчас представляет собой деревянный помост с небольшой лестницей.

К слову, в своих исследованиях археологи использовали мозаичную карту, созданную в Палестине и датируемую VI веком. Ее обнаружили в , в Мадабе. Сегодня об этом событии нам напоминает основа греческой колонны квадратной формы и ступени, которые ведут к воде. Именно эти объекты упоминались в записях византийских паломников.

Туристам, желающим сделать уникальные фото реки Иордан, следует посетить руины византийских храмов и огромную купель, которая напоминает бассейн. Они находятся на побережье, недалеко от места крещения.


Описание достопримечательности

Река Иордан имеет сильное течение, которое несет ил и размывает глину, поэтому вода здесь коричневая и мутная. Если же вы наберете ее в бутылку и дадите немного постоять, то примеси осядут, и жидкость станет прозрачной.

Площадь бассейна равняется 18 тыс. кв. км, а расход воды составляет 16 куб. м. в сек. Глубина реки Иордан небольшая, в центре она не превышает и 1,5 м. Своим внешним видом водоем скорее напоминает широкий ручей. Со стороны Иордании он практически полностью доступен туристам.

В реке Иордан водится 20 разновидностей рыбы. Самая известная из них названа в честь Святого Петра. Когда-то ее готовили для Спасителя, а сегодня подают в местных ресторанах.

Особенности посещения

Во время к реке Иордан каждый желающий может совершить омовение. Для этого вам нужно будет переодеться в специальную белую длиннополую рубаху (под нее лучше надеть купальник или шорты с майкой). Окунуться в воду необходимо полностью 7 раз. Плату за это здесь не берут.

Искупаться можно в любой день, но стоит учитывать, что на Пасху и Крещение сюда приезжает огромное количество людей. Если вы верите в целебную силу реки Иордан, то не забудьте взять с собой бутылки. По своим священным свойствам вода идентична той, что продают в церкви.


Как добраться?

Из до реки можно доехать по трассе Jordan Valley Hwy/Дорога № 65 или Damascus Hwy. На этих трассах имеются частные дороги, которые характеризуются ограниченным движением. Расстояние составляет 165 км.


В нижнем течении представляет собой естественную границу между Израилем и Иорданией .

Иордан многократно упоминается в Библии . Согласно Ветхому Завету , Иисус Навин посуху перевёл еврейский народ между чудом расступившихся вод Иордана, тем самым завершив сорокалетнее скитание евреев по пустыне. Позднее, согласно Евангелию, в водах реки принял крещение Иисус Христос.

Происхождение названия

До сих пор у учёных не сформировалось единого мнения по поводу происхождения названия реки Иордан.

Предлагаются различные варианты этимологии из семитских языков: «канава», «шуметь» и т. п. В соответствии с наиболее распространённой точкой зрения, еврейское название реки «Йарден» происходит от слова «йеред» («спускается», «падает») и названия источника Дан.

Гидрография

Длина Иордана - 252 км. Площадь бассейна составляет около 18 000 км². Средний уклон - 1,85 м/км, на участке от до Галилейского моря - 17,6 м/км. Река несудоходна.

Иордан берёт начало в 14 км севернее озера Хула, недалеко от киббуца Сде-Нехемия. Его исток представляет собой слияние трёх рек - (или Хацбани), (или Хермона) и , текущих со склонов горы Хермон. Далее река течёт в направлении с севера на юг до самого устья.

Ниже по течению Сде-Нехемии Иордан разделяется на два канала, которые через несколько километров снова соединяются. Каналы были прорыты между 1950 и 1958 гг. в рамках проекта по осушению долины Хулы. От места их соединения идёт канал до моста Бнот-Яаков (ивр. ‎ мост дочерей Иакова).

Отсюда Иордан течёт в своём естественном русле, проложенном по дну базальтового ущелья, до впадения в Галилейское море. На иврите этот участок реки называется Ярден ха-Харари (дословно - Горный Иордан). Здесь река имеет наибольший уклон - 17,6 м/км. По ходу ущелья есть несколько порогов, что привлекает туристов-водников.

После выхода из ущелья, Иордан впадает в Галилейское море - самое большое естественное водохранилище Израиля. Площадь озера - 167 км², объём - около 4 млрд м³. Вода Галилейского моря солоновата из-за большого количества минеральных источников по его берегам, тем не менее, она пригодна для питья.

На севере в Галилейское море погружена труба всеизраильского водопровода - по нему вода из озера поступает в густонаселённую центральную и безводную южную части страны.

Галилейское море является наиболее низко расположенным пресным озером в мире (213 м ниже уровня моря).

Елисей чудесным образом исцелил Неемана, повелев ему омыться в реке ( .5:8-14), а кроме того сделал так, чтобы топор одного из «сынов пророков» всплыл, бросив кусок дерева в воду ( .6:1-7). переходили посуху пророки Илия (

Иордан в Новом Завете

Согласно Новому Завету, Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна Крестителя.

Иордан – одна из основных водных артерий на Ближнем Востоке.
Река Иордан берет свое начало у подножия горы Хермон, в 14 км севернее озера Хула. Его исток представляет собой слияние трёх рек - Снир, Хермон и Дан, текущих со склонов горы Хермон. На горе выпадает большое количество осадков, как в качестве дождя, так и в качестве снега. Его талые воды проходят сквозь трещины в известняковой породе горы Хермон, и выходят наружу массой родников. Самый большой из родников - Дан. Количество воды, выдаваемое этим источником, около 30.000 кубических литров в час!
Весь свой путь река Иордан проходит по сирийско-африканскому разлому. Сначала по долине озера Хула, далее начинается горный Иордан, затем впадает в озеро Кинерет, далее продолжает по иорданской долине вплоть до Мертвого моря, где и заканчивается 251 километр пути Иордана. На всем протяжении реки в нее сезонно или постоянно вливаются воды еще нескольких более мелких ручьев. Река Иордан очень извилиста. Почвы, через которые она протекает, очень мягкие и как только река подмывает какой-то из берегов, он опадает и перекрывает русло. Река тут же начинает искать новое русло. Она, как вьющаяся змея, медленно ползет к Мертвому морю. Ширина реки Иордан, как и ее глубина, разниться на всем ее пути. Есть места, где ширина реки 5 метров, а есть места, в которых Иордан разливается и на 40 метров. Глубина реки Иордан так же изменчива. В ее северной части есть места, где глубина доходит до 2 метров, но чаще всего она чуть более 1 метра глубины. Когда река Иордан вытекает из озера Кинерет и течет на юг, она становится государственной границей между Израилем и Иорданией. Не доходя до Мертвого моря часть ее протекает по территории, которую сегодня называют территорией Палестинской автономии. Почти две тысячи лет люди приходят к берегам библейской реки, с надеждой после омовения получить исцеление души и тела. За это время неоднократно изменялись русло реки и границы государств, по которым текут ее воды. Неизменными остались человеческая вера в Божию помощь и возможность чуда для каждого. Раз в год, 19 января, в день Крещения Господнего, воды реки поворачивают вспять и текут в обратном направлении. Так очевидно и неоспоримо Господь являет людям Свою силу и Божественную благодать. Событие, произошедшее в этих водах, имеет важнейшее значение для христиан всего мира, поэтому людям было необходимо обрести символическое место крещения Христа. Согласно ранней версии, принято было считать, что место крещения расположено на западном берегу реки Иордан, на территории Израиля, в окрестностях Каср-эль-Яхуд, на территории Палестинской автономии. Но с 1967 года, после войны, этот участок был закрыт. Наиболее посещаемым в Израиле туристами и паломниками является центр крещения Ярденит, расположенный в месте, где Иордан вытекает из Тивериадского озера. В 1981 году правительством Израиля Ярденит был избран в качестве символического места крещения Иисуса Христа. Со стороны Иордании к месту крещения и омовения можно попасть в любое время. Но со стороны Израиля есть ограничения - в зависимости от военного положения, так как это палестинская территория. На Крещение и Пасху Иордания открывает границу для Израиля, чтобы паломники могли поклониться святыням. От израильского берега до берега Иордании около 10 метров. Граница проходит по реке и ничем не обозначена. Вода в реке Иордан коричневая и очень мутная из-за быстрого течения, которое размывает глину и несет ил. Но если набрать воду в бутылку и дать немного постоять, примеси оседают, и вода становится прозрачной. Прежде Иисуса, история которого изложена в новом завете, был ветхий завет. В нем описана история иудейского народа с самых древних времен, и в ней есть отрывки, в том числе связанные с рекой Иордан.

Фотографии:
























Река Иордан - восточная граница Святой Земли - не раз упомянутая в тонах и других еврейских источниках.

Именно переход через Иордан и чудеса, явленные Б-гом во время этого перехода, послужили отправной точкой, началом завоевания еврейским народом земли Израиля.

В дальнейшем река Иордан стала границей между коленами Гада , Реувена и половиной колена Меньше, попросившими себе надел на восточном берегу Иордана, и остальными коленами.

Интересно, что согласно предписанию Торы, 3 из 6-ти городов-убежищ , созданных евреями, Моше-Рабейну выделил по ту сторону Иордана, хотя население и территория, занимаемая там израильтянами, была значительно меньше (Бемидбар 35:9-15) . И поясняет Раши : это потому, что « … в Гилад много убийц» (Гилад - область в Заиорданье). Так как речь здесь идет про убийства непреднамеренные, случайные, то это можно интерпретировать так: случайных убийц больше там, чем в Земле Израиля. Очевидно, это связано с духовными различиями земель, лежащих на по разные стороны реки Иордан.

И еще говорят наши мудрецы: причина, по которой первыми в плен были угнаны те колена - в том, что они выбрали жить за Иорданом.

Так или иначе, из этих примеров мы видим, что река Иордан служила своеобразным духовным «водоразделом» между землей Израиля и соседствующими с ней землями.

Рассмотрим основные события еврейской истории, связанные с Иорданом.

Рассечение вод Иордана

Дважды в истории Б-г разделял воды ради еврейского народа.

Второй раз это произошло, когда Иеошуа бин Нун вел евреев в Эрец Исраэль через Иордан. Как сказано в одном из псалмов: «Море увидело и побежало, Иордан обратился вспять» (Теилим 114:3 ).

Однако между этими двумя событиями есть существенная разница. Когда вышедшие из Египта евреи добрались до Красного моря, они увидели себя в безвыходном положении. Сзади их настигала египетская армия, а путь вперед преграждала морская пучина. Бежать было некуда. Оставалось лишь надеяться на чудо. И чудо произошло: море расступилось, и евреи были спасены.

Когда же возглавляемая Иеошуа еврейская армия подошла к реке Иордан, за ней никто не гнался. Наоборот, евреи должны были вступить на территорию, контролируемую вражескими силами. Ширина Иордана составляла всего около тридцати метров, и для переправы можно было использовать мост или лодку. Зачем же тогда Всевышнему потребовалось рассечь воды Иордана?

У этого чуда была двойная цель. Во-первых, оно должно было напомнить евреям, как Моше провел их через Красное море, и, таким образом возвысить в их глазах Иеошуа бин Нуна, показав его достойным преемником Моше и бесспорным руководителем нации.

И, во-вторых, Ашем хотел внушить страх ханаанским народам и вывести их из равновесия. Обе цели были достигнуты.

Переход через Иордан совершился во вторник 10-го Нисана 1270 г. до н. э.

«В тот день Ашем возвеличил Иеошуа перед глазами всего Израиля; и стали они бояться его так же, как боялись Моше…» (Иеошуа 4:14 ). «И было: как услышали… все цари ханаанские, … что иссушил Ашем воды Иордана, … оробело сердце их» (там же 5:1 ).

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им. Теперь они точно знали, что успех обеспечен, Эрец Исраэль будет покорена.

Чтобы усилить это впечатление и придать Своей Воле большую убедительность, Ашем повелел им при переходе через Иордан изменить порядок построения двенадцати колен. Во время странствования по пустыне Ковчег Завета несли левиты, следовавшие за коленами Иеуды и Реувена , которые возглавляли колонну. Теперь левиты передали Ковчег коэнам , вставшим впереди всей процессии.

Когда коэны вошли в реку, воды немедленно расступились. Было видно издалека, как к небу взметнулись две гигантские водяные стены, открывшие путь еврейскому народу для триумфального вступления на свою землю.

Мальбим приводит следующее образное сравнение: когда войско готовится к покорению чужих земель, царь становится во главе его. Всеми своими действиями он хочет показать, что является главнокомандующим своей армии и будущим повелителем страны, которую предстоит покорить. Подобно тому, как боевые колонны воинов почтительно расходятся, открывая путь царю, стража распахивает перед ним ворота, точно так же разошлись воды Иордана, чтобы позволить посланникам Царя Царей войти в Святую Землю.

Вопреки законам природы

Рассечение вод Иордана было первым из серии чудес, совершенных Всевышним для своего народа в Эрец Исраэль. Кроме этого чуда, были и другие.

Солнце и луна целые сутки стояли неподвижно над аялонской долиной, чтобы позволить армии Иеошуа завершить разгром аморитов (эморейцев) (Иеошуа 10:12-15 ).

Во время боя в Бет Хороне на головы врагов прямо с неба падали огромные валуны (там же 10:11 ).

При царе Хизкияу 185-тысячная армия Санхерива, готовившаяся к осаде Иерусалима, за одну ночь вымерла целиком (II Цари 19 ). В книгах пророков и в Устной традиции можно найти множество такого рода историй, когда Б-г чудесным образом вмешивался в ход событий на стороне своего народа.

Чудо происходит в тех случаях, когда Всевышний желает изменить раз и навсегда установленный, естественный порядок вещей. Какую бы цель ни преследовал Ашем - спасти одного человека или целый народ, или проявить Свое могущество - совершенное Им чудо доказывает Его полную и безраздельную власть над человеком и природой. Хотя Б-г вездесущ, мы особенно наглядно убеждаемся в Его Присутствии, когда совершается что-то «невозможное», например, рассечение моря или избавление малого народа от власти другого народа, более сильного и многочисленного.

В Эрец Исраэль Его власть ощущается гораздо сильнее, чем где бы то ни было. «Это земля, о которой Ашем, Б-г твой, печется, - глаза Ашема, Б-га твоего, непрестанно на ней» (Дварим 11:12 ). В связи с этим давайте же вспомним законы, установленные в память о свершившихся чудесах.

Законы, связанные с посещением мест совершения чудес

При посещении мест, где Б-г совершал чудеса ради еврейского народа, следует произнести следующее благословение:

«Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудеса ради наших отцов в этом месте» .

Это благословение произносится только, если человек не посещал это место в течение тридцати дней (без учета нынешнего дня и дня последнего посещения).

Если, проходя мимо памятного места в пределах упомянутого 30-дневного периода, Вы не прочли благословение или не знали о святости этого места, все равно нельзя произносить благословение, пока не пройдет еще 30 дней.

Многие исторические объекты в Израиле связаны с покорением страны армией Иеошуа; среди них - место, где расступились воды Иордана («и народ переходил против Иерихо» - Иеошуа 3:16 ).

А также - место, где валуны падали с неба на головы хананейцев (рядом с Бет Хороном); и, конечно же, остатки провалившихся в землю древних стен Иерихо (Иерихон).

Однако, если вы не знаете точного расположения места совершения чуда, благословение читать нельзя. Вместо этого при виде, например, какого-то участка реки Иордан можно прочесть хвалебную песнь.

Песнь Иордана

Живший в XIV веке рабби Иштори Апархи сочинил стихотворение, которое читают при виде реки Иордан.

На берегу Иордана буду я благословлять, восхвалять, превозносить и благодарить Имя Твое,

Для народа Своего рассек Ты его, как море Красное…

И для Элияу разделил Ты его… (прежде, чем он вознесся к небу на колеснице); и так же для Элиши (его ученика), который не спешил, когда Иордан расступился перед ним .

Обнажена была Твоя святая десница (Ты проявил господство над законами природы), о, несущий спасение смиренному на роду .

Поступай, как считаешь нужным, О, спаситель Циона .

Обрезание у Гильгаля

На следующий день после вступления в Израиль Иеошуа обрезал всех мужчин, родившихся в пустыне.

Левиты и отдельные праведники выполняли эту мицву (заповедь) даже во время сорокалетнего странствования по пустыне. Остальной народ на законных основаниях воздерживался от этого священного обряда, чтобы не подвергать опасности жизнь детей. Б-г вел евреев по пустыне, и никто не знал, что случится с ними на следующий день. Если столб дыма стоял неподвижно над Мишканом , они не двигались с места. Если же столб поднимался, они складывали вещи и отправлялись в путь, следуя за Облаком Славы. В таких условиях было опасно делать обрезание новорожденному младенцу, так как легко было занести инфекцию. Лихорадочные сборы и тяготы похода тоже могли поставить под угрозу жизнь ребенка. За все время их скитаний по пустыне целительный северный ветерок не подул ни разу, чтобы не сместить Облако Славы. Поскольку Санхедрин не мог гарантировать безопасность детей, он решил не заставлять народ выполнять заповедь обрезания.

Но теперь, расположившись у Гильгаля и не опасаясь нападения хананейских племен, временно парализованных ужасом при виде сверхъестественных явлений природы, которые сопровождали переход евреев через Иордан, народ почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы исполнить эту драгоценнейшую заповедь.