Все о мавзолее в галикарнасе одно из семи чудес света. Мавзолей в Галикарнасе — описание. О царице Артемисии

Галикарнасский мавзолей

Галикарнас – столица Карийского царства – был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов Малой Азии. Местом паломничества был огромный храм бога войны Ареса с величественной статуей из мрамора и золоченого дерева. Женщины стремились к храму Афродиты – богини любви и красоты, – возле которого бил чудесный фонтан, возвращающий любовь покинутым, дарящий счастье любящим и пробуждающий чувства у тех, чье сердце еще не ведало власти Афродиты. Но более всего манила в Галикарнас усыпальница царя Мавсола (умершего в 353 году до н. э.), считавшаяся одним из чудес света. Эта гробница сочетала в себе черты греческого храма и восточной пирамиды.

Царь Мавсол присоединил к Карии ряд близлежащих областей и островов. Все подвластное население было обложено многочисленными налогами, а полученные таким образом средства тратились на возведение великолепной усыпальницы, она одновременно должна была служить храмом, в котором и после смерти чтили бы царя. Для ее строительства Мавсол пригласил в Карию лучших архитекторов и скульпторов того времени: Сатира, Пифея, Скопаса, Лeoxapa, Тимофея и Бриаксида.

Согласно проекту, мавзолей должен был представлять собой прямоугольник 66 метров шириной, 77 метров длиной и 46 метров высотой. По композиции он делился на три части. Прямоугольный постамент в виде ступенчатой пирамиды – собственно усыпальница царя и царицы – должен быть увенчан опоясывавшей его лентой мраморных рельефов. Второй этаж предполагалось выполнить в виде колоннады, окружавшей помещение храма. Крышей ему должна была служить пирамида из 24 ступеней. А на вершине пирамиды собирались разместить мраморную скульптурную квадригу – запряженную четырьмя конями колесницу. В верхнем и нижнем помещении намеревались установить по 15 колонн. В нижнем они должны быть дорийские – более массивные, в верхнем – более легкие, коринфские. Наружную колоннаду должны составлять 36 ионийских колонн. Таким образом, при строительстве мавзолея собирались использовать все три архитектурных ордера.

Возвести мавзолей предполагалось в центре города, на одной из самых широких его улиц, и по замыслу он должен был стать главной достопримечательностью Галикарнаса.

Галикарнасский мавзолей (реконструкция)

Мрамор для строительства мавзолея добывали в каменоломнях. Глыбы вырубали и выпиливали особой пилой и на специальных деревянных тележках спускали вниз. Здесь производилась первичная обработка мрамора, для того чтобы уменьшить его вес при перевозке. Затем на телегах, запряженных волами, глыбы перевозили в каменотесные мастерские. Когда отдельные детали были готовы, а мраморные глыбы отполированы, началось возведение стен постамента и установка колонн на втором этаже. Для того чтобы поднять колонны наверх, были построены деревянные платформы на подпорках и особые наклонные плоскости, тоже из дерева. На колонны был установлен массивный, богато украшенный карниз.

В разгар работ внезапно умер царь Мавсол. Его вдова, царица Артемисия, продолжила начатое мужем дело. Архитектору и скульптору Пифею надлежало изваять из мрамора огромную статую царя. Статуя царицы, по всей видимости, была создана знаменитым скульптором Скопасом, хотя ряд ученых подвергает сомнению его авторство. Им же, вероятно, была выполнена и часть рельефного фриза, украсившая западную стену гробницы. На этом фризе запечатлен очень популярный мифологический сюжет амазономахии: битвы греческих героев с женщинами-воительницами.

Царь Мавсол. Мраморная статуя из Галикарнасского мавзолея (высота 3 м)

Внизу : Битва греков с амазонками. Фриз Галикарнасского мавзолея

Фризы южной и восточной сторон были созданы скульпторами Бриаксидом, Тимофеем и Лeoxaром и изображали битву лапифов с кентаврами. И хотя строительство еще не было завершено, в Галикарнас стали стекаться толпы любопытных путешественников.

Царица Артемисия не дожила до окончания строительства. Работы продолжились при их с Мавсолом сыне (ставшем правителем Галикарнаса), а закончились при внуке. Усыпальница вызывала восхищение и почиталась как чудо света.

После разгрома персов войском Александра Македонского Галикарнас был разграблен и разрушен македонскими воинами. Но мавзолей, как ни странно, не тронули. Он простоял в опустевшем городе 1800 лет, до XV века, и, несмотря на частые землетрясения, остался невредимым. В XV веке побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые разобрали мавзолей и построили на развалинах Галикарнаса опорную крепость – замок Святого Петра. Творения великих мастеров древности использовали для сооружения стен крепости. После того как крестоносцы были изгнаны из Малой Азии турками, на месте древнего Галикарнаса появилась турецкая крепость Будрун.

В середине XIX века путешественники обратили внимание на то, что в стенах турецкой крепости встречаются плиты с античными барельефами, изображающими битву героев с амазонками. Всего насчитали 12 таких плит. Английский посол в Османской империи добился разрешения выломать их из стены и отправить на экспертизу в Британский музей. Ученые узнали знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший стены одного из прославленных чудес света – усыпальницы царя Мавсола.

В Будрун отправился известный ученый-археолог, хранитель Британского музея Чарльз Ньютон. После того как он обнаружил в стенах крепости две мраморные статуи львов, когда-то стоявших у подножия мавзолея, у него исчезли последние сомнения.

В течение девяти месяцев, пока решался вопрос с разрешением на выемку фрагментов усыпальницы из стен крепости, Ньютон искал место, на котором когда-то стояла гробница. За это время из толщи ила и строительного мусора были извлечены фрагменты мраморной колесницы, обломки статуй людей, лошадей и львов. В результате настойчивой и кропотливой работы была почти целиком восстановлена статуя царя Мавсола, достигавшая 3 метров в высоту, а также статуя Артемисии – высотой более 2,5 метра.

После того как мавзолей был найден, началось тщательное изучение его остатков. Были собраны все упоминания древних авторов о мавзолее. На основе этого материала ученые совместно с архитекторами попытались восстановить внешний облик усыпальницы царя Карии. И тут не обошлось без разногласий.

По одному варианту мавзолей представлял собой храм с крышей в виде ступенчатой пирамиды, на вершине которой возвышалась квадрига в виде колесницы и четверки лошадей, в которой находились огромные статуи Мавсола и Артемисии. Сам храм, по мнению этих исследователей, стоял на высоком постаменте, в зале которого и помещались саркофаги царя и царицы. А вокруг постамента, являвшегося первым этажом, находились статуи львов и всадников. Но такой вариант встретил серьезные возражения авторитетных ученых, тщательно изучивших все письменные источники и археологические материалы по данной проблеме и осуществивших математические расчеты.

Они предложили свой вариант, согласно которому мавзолей состоял из двух пирамид (верхней и нижней) и храма с колоннадой. Нижняя пирамида служила основанием храма, а верхняя являлась крышей всего сооружения. Сверху она была увенчана квадригой, но статуй царя и царицы в ней не было. Это, по мнению ученых, вполне соответствует греческой традиции, согласно которой было принято ставить на погребальных сооружениях пустую колесницу, которая символизировала смерть хозяина.

Но главным аргументом в пользу того, что статуи были помещены не на колесницу, а стояли на невысоком постаменте, является манера их исполнения. Особенно это бросается в глаза при сравнении их с фигурой лошади из квадриги. Лошадь выполнена с учетом того, что на нее будут смотреть снизу с большого расстояния. А статуи царской четы созданы в обычном ракурсе, без учета особенностей местоположения. После того как по фрагментам колесницы были вычислены ее размеры, стало ясно, что для нее статуи слишком тяжелы и массивны. Кроме того, у статуй тщательно разработаны черты лица, детали одежды и даже обувь, что было бы совершенно ненужным, если бы они размещались в квадриге на большой высоте. А отделывать нижнюю часть статуй тогда вообще не имело бы смысла, так как борта колесницы скрывали бы ее до линии бедер.

Все это свидетельствует о том, что статуи царя и царицы помещались не в колеснице, а стояли на пьедестале где-то на нижней площадке, среди множества других статуй, обломки которых были обнаружены в толще ила и строительного мусора, скрывшей то место, на котором когда-то возвышалось одно из величайших чудес Древнего мира. Данная точка зрения признается на сегодняшний день наиболее верной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Тайны античного мира автора Можейко Игорь

ГДЕ БЫЛ МАВЗОЛЕЙ? ЧУДО В ГАЛИКАРНАСЕ Четвертый век до нашей эры – сложное и бурное время в истории Греции и соседних с ней государств. И главным конфликтом того времени было соперничество между Грецией, состоявшей из множества городов-государств и областей, и Персией,

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Чудо четвертое. Галикарнасский мавзолей Мавзолей в Галикарнасе был современником второго храма Артемиды. Более того, одни и те же мастера принимали участие в строительстве и украшении их. Лучшие мастера того времени.Формально говоря, этот мавзолей также памятник любви,

автора

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Ленин. Книга 2 автора Волкогонов Дмитрий Антонович

Глава 4 Мавзолей ленинизма Ленинизм - есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью. Николай

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Галикарнасский мавзолей Галикарнас – столица Карийского царства – был одним из знаменитейших городов Греции. Здесь родился и провел молодость Геродот, автор знаменитой «Истории». Путешественников привлекала древняя слава и архитектура одного из красивейших городов

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Галикарнасский мавзолей В то время как ряд храмов, расположенных вдоль нижнего течения Нила, отражает последний блистательный расцвет чисто национального искусства, массивная постройка, возведенная Артемисией в Галикарнасе в честь своего брата-мужа, является

Из книги Ленин жив! Культ Ленина в Советской России автора Тумаркин Нина

Деревянный мавзолей Через неделю с небольшим после похорон Ленина Леонид Красин выступил в «Известиях» со статьей, озаглавленной «Архитектурное увековечение Ленина». Эта статья положила начало оживленной дискуссии по поводу будущего Мавзолея. Красин подчеркивал, что

Из книги Преемники: от царей до президентов автора Романов Петр Валентинович

Мавзолей ельцинской "загогулины" Провести четкую границу между Россией старой и Россией новой, рождение которой принято связывать с ельцинской эпохой, на самом деле совсем не просто, хотя на первый взгляд это кажется совершенно очевидным: там остались КПСС и социализм,

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Галикарнаский мавзолей Следующим чудом света была великолепная гробница царя Мавсола (377–376 - 353 года до н. э.) в Галикарнасе (Турция), сооружение которой относится к IV веку до н. э. В это время и родилось слово мавзолей. Строили его лучшие архитекторы, а украшали лучшие

автора Брунов Николай Иванович

Мавзолей Августа Уже при Августе архитектура привлекается на службу самодержавию, и перед ней ставится задача прославления монарха. Август строит в 28 году до н. э., по примеру знаменитого Галикарнасского мавзолея (рис. 88), себе и своей жене роскошный мавзолей в Риме

Из книги Очерки по истории архитектуры Т.2 автора Брунов Николай Иванович

Мавзолей Адриана Адриан построил себе гигантский мавзолей, который значительно превосходит по своей величине мавзолей Августа и который даже теперь, полуразрушенный и совершенно искаженный (он был перестроен в Средние века в крепость, а в эпоху Ренессанса обращен в

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Галикарнасский мавзолей Еще одно чудо Древнего мира располагалось на территории нынешней Турции, в городе Бодрули. Когда-то здесь был город Галикарнас – столица Карийского государства, удобный торговый порт. Именно в этом, сейчас уже несуществующем государстве, в IV в.

Великолепный памятник греческой архитектуры, признан одним из семи чудес света Древнего Мира.

Мавзолей в Галикарнасе — древнее чудо света

При упоминании слова «мавзолей», сразу вспоминается Мавзолей Ленина на Красной Площади. Мы привыкли, что мавзолей - это грандиозная усыпальница. Но откуда взялось это название?

В IV веке до н.э. в столице Карии городе Галикарнас (юго-восток Малой Азии) была построена великолепная усыпальница для карийского правителя Мавсола и его жены Артемисии II. Это сооружение впоследствии и стали называть по имени Мавсола (греч. Mausoleion) мавзолеем. Строительство началось еще при жизни Мавсола, но до окончания строительства он не дожил. По некоторым данным строительством руководила Артемисия, очень любившая своего мужа и мечтавшая таким образом увековечить его память. Именно поэтому Мавзолей в Галикарнасе считают памятником любви и одним из 7 чудес света, наряду с и .


был задуман как храм и усыпальница, его строили греческие архитекторы Пифей и Сатир, так же были приглашены знаменитые скульпторы того времени Скопас (его работы украшали второй Храм Артемиды в Эфесе), Леохар, Брикасид и Тимофей.

Мавзолей в Галикарнасе: архитектура

В архитектурном плане здесь наблюдалось смешение стилей, что делало мавзолей уникальным сооружением, т.к. в то время аналогов ему не существовало.

Мавзолей в Галикарнасе — великолепная гробница, которая была очень необычной формы для того времени и просто гигантских размеров. Основание мавзолея представляло собой пятиярусный прямоугольник (почти квадрат), облицованный плитами белого мрамора. Сверху его украшал скульптурный фриз - мраморные рельефы длиной 117 м с изображениями сражений греческих воинов с амазонками.

Усыпальница была расположена в периптере, помещенном на основании. Его окружали 39 одиннацатиметровых колонн, которые поддерживали крышу в форме ступенчатой пирамиды из 24 ступеней. На крыше возвышалась мраморная квадрига - античная колесница, запряженная четверкой лошадей. В колеснице стояли огромные скульптуры Мавсола и его жены Артемисии. Внутри усыпальницы стояли мраморные саркофаги царя и его жены. У подножия мавзолея расположились мраморные львы и статуи всадников.


Гробница была так не похожа на все усыпальницы, существовавшие ранее, что была названа по имени ее создателя «мавзолеем».

Мавзолей в Галикарнасе простоял почти 1800 лет но был разрушен во время сильного землетрясения. В 15 веке на его развалинах крестоносцы возвели замок Святого Петра. Для строительства использовали сохранившиеся мраморные блоки. После изгнания крестоносцев, на этом месте турки построили крепость Бодрум.

Недалеко от турецкого городка Бодрум расположено одно из семи чудес света - Галикарнасский мавзолей. Оно возникло в этом месте неслучайно, ведь в древности здесь находилась столица персидской сатрапии Кария, известная как Галикарнас.

История

Город Галикарнас был основан греками во 2-м тыс. до н. э. В середине 1-го тысячелетия он оказался под властью Галикарнасский мавзолей был построен в 4 в. до н.э. как усыпальница для карийского сатрапа Мавсола (377г.—353 г. до н. э.) и его жены Артемисии II. Благодаря Мавсолу это сооружение начали называть мавзолеем (греч. Mausoleion). Возведение усыпальницы началось ещё при жизни Мавсола, правда, до финала строительства он не дожил. Согласно преданию, сооружением мавзолея руководила Артемисия, которая очень любила своего мужа и мечтала увековечить его память. Поэтому Галикарнасский мавзолей часто называют памятником любви. Он привлекает тысячи туристов.

Галикарнасский мавзолей поражал воображение путешественников на протяжении 1800 лет, но в 13 веке он был разрушен сильным землетрясением. В 15 веке на развалинах мавзолея крестоносцы соорудили замок Святого Петра. Для возведения этого здания были использованы мраморные блоки бывшей гробницы. Когда крестоносцы были изгнаны, этот замок превратился в турецкую крепость Бодрум. К 19-му веку от мавзолея остался фундамент и несколько скульптур. стоит в Бодруме до сих пор, и камни мавзолея видны в его структуре. На территории самой усыпальницы можно увидеть развалины и небольшой музей истории Галикарнаса.

Архитектура

Мавзолей в Галикарнасе одновременно играл роль храма и усыпальницы. Его строительством занимались архитекторы из Греции Сатир и Пифей. Не меньшую роль в создании мавзолея играли такие как Скопас, Брикасид, Леохар и Тимофей.

Что касается архитектуры, то в этом здании наблюдалось смешение стилей. Кроме того, усыпальница Мавсола отличалась необычной формой и гигантскими размерами. Площадь Галикарнасского мавзолея составляла 5000 м², а высота - 20 м. Основание являло собой 5-ярусный прямоугольник, который был облицован плитами из белого мрамора. Здание было украшено скульптурным фризом - мраморными рельефами с изображением сражения греков с амазонками. Длина описанного фриза была равна 117 м. Сейчас некоторые из рельефов усыпальницы находятся в

Гробница располагалась в периптере, который был помещен на основании. Он, в свою очередь, был окружен 39-ю 11-метровыми колоннами. Они служили опорой для крыши. Последнюю оформили в виде состоявшей из 24 ступеней. На вершине крыши архитекторы расположили мраморную квадригу. Она являла собой античную колесницу, запряженную четверкой лошадей. В ней находились скульптуры Мавсола и Артемисии. Внутри гробницы были помещены мраморные саркофаги царской четы. Прекрасным дополнением здания служили статуи всадников и мраморные львы, расположенные у подножия мавзолея. Галикарнасский мавзолей не был похож на все усыпальницы, которые существовали до него, поэтому вполне справедливо считался чудом света.

Мавзолей в Галикарнасе — одно из 7 чудес древнего мира, которое, увы, не сохранилось. Читайте интересные факты и историю создания мавзолея.

Где находится мавзолей в Галикарнасе

Располагался мавзолей на территории современной Турции, недалеко от курорта Бодрум.

Эти земли принадлежали государству Кария, которым правил Мавсол. Еще при жизни он захотел построить усыпальницу для себя и своей жены, которая должна была служить также и храмом, а по красоте не уступать самым красивым зданиям того времени.

Мавзолей в Галикарнасе: история, интересные факты

Мавсол решил возводить свою гробницу еще при жизни. Этот способ он заимствовал у египетских фараонов, которые всю жизнь строили свои пирамиды, чтобы потом вечно лежать в них. Для этого он пригласил выдающихся архитекторов Греции: Пифия, Сатира, а также Скопаса, Тимофея и других. Это стало причиной того, что мавзолей не был выдержан в одном стиле, а был их соединением. Однако Мавсол умер, а строительство не было завершено. Мавзолей в Галикарнасе закончили стараниями царицы Артемисии — его супруги в 350 году до н. э., спустя 9 лет после начала грандиозной стройки.

Мавзолей в Галикарнасе: краткое описание строения

Галикарнасский мавзолей представлял собой здание, украшенное 36-ю колоннами, высотой в 11 метров. Между колоннами располагались статуи героев мифов, а крыша напоминала пирамиду с 24-мя ступенями. Высота здания была весьма внушительна для того времени — 46 метров. Здание разделялось на 3 уровня. По периметру основание занимало 66*77 метров.

Венчала мавзолей мраморная колесница с 4 лошадьми. Возницами были Мавсол и Артемисия. Общая высота скульптуры составляла 6 метров. Колесницу создал скульптор Пифий. Вокруг располагались всадники и львы.

Внутри мавзолея был широкий внутренний двор. Все это позволило включить в семь чудес света мавзолей в Галикарнасе . К сожалению из них сейчас сохранились только Великие пирамиды в Гизе. Вход в гробницу был замурован после смерти обоих правителей.

Галикарнасский мавзолей сегодня

Здание было построено прочно и простояло 19 столетий. В XV веке его частично разрушило землетрясение.

Окончательно разрушили его крестоносцы, построившие из его камней замок Святого Петра прямо на месте усыпальницы. Вскоре замок разрушили, а камни послужили материалом для крепости Бодрума.

», первая ассоциация, которая возникает у наших соотечественников в голове, когда они слышат это слово, — на Красной площади Москвы.

— это памятник-усыпальница или погребальное сооружение, где хранятся останки известных и знаменитых людей. Но как появилось само название «мавзолей»? Оказывается, слово «мавзолей» произошло от имени карийского царя Мавсола.

Мавсол — царь Карии

Давным-давно на юго-западном побережье полуострова Малая Азия существовало государство Кария . Правил этим государством с 377 года по 353 год в эпоху до нашей эры царь Мавсол со своей сестрой Артемисией, которая к тому же являлась и его супругой. Современники называли Мавсола жестоким и жадным тираном, однако рассказывали о большом увлечении царя высоким искусством. Желая увековечить свое имя в истории, карийский царь еще при жизни решил построить для себя огромную гробницу в городе Галикарнас (современный Бодрум ). По задумке Мавсола погребальный монумент должен был стать уникальным сооружением в самом центре города. Строительством усыпальницы руководила жена Мавсола — Артемисия. Для сооружения погребального монумента царица пригласила знаменитых греческих архитекторов Пифея и Сатира, а также наиболее прославленных скульпторов того времени — Леохара, Бриаксида, Тимофеоса и знаменитого Скопаса, украсившего своими барельефами еще одно чудо света — . Усыпальница получилась настолько красивой и величественной, что ее вскоре стали называть чудом света.


Многие последующие правители пытались построить для себя такую же гробницу, поэтому для подобных построек придумали название «мавзолей» по имени Мавсола.

Проспер Мериме так рассказывал о карийском царе:

"Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог... Он ввел налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света."

Одно из семи чудес света — Галикарнасский мавзолей

Галикарнасский мавзолей сильно отличался от построек своей эпохи . Классические эллинские храмы имели прямоугольное основание, а высота здания не превышала длины фасада. Мавзолей в Галикарнасе имел почти квадратное основание, а высота строения значительно превосходила длину фасада. Трехъярусный мавзолей служил не только гробницей царя, но и являлся династическим памятником и святилищем.


Первый ярус мавзолея представлял собой массивный цоколь из кирпича с мраморной облицовкой. Второй ярус выглядел как обычный греческий храм с гигантскими колоннами: 36 колонн по периметру подпирали крышу в виде пирамиды. Крыша-пирамида состояла из 24 ступеней. На вершине пирамиды располагались огромные статуи царской пары в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Общая высота постройки составляла примерно 46 метров.

Останки царской четы хранились в мраморных саркофагах в усыпальнице, находившейся в основании мавзолея. Прах царя и царицы сторожили каменные львы. Изнутри здание было декорировано барельефами, на которых были запечатлены сцены из легенд и мифов древней Греции. Снаружи стены мавзолея украшали скульптуры богов и представителей греческого эпоса. По углам сооружения несли свою службу гигантские каменные изваяния стражей-воинов. Галикарнасский мавзолей, как , завораживал своим величием и красотой.


Мавсол не дожил до окончания строительства своей усыпальницы. После смерти царя Артемисия, безумно любившая своего мужа, бросила все силы и средства на возведение мавзолея, который стал памятником их любви. Однако и сама царица погибла до завершения строительства.


Плиний Старший так описывал Галикарнасский мавзолей:

"С юга и севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже общее протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера — Бриаксид, с юга — Тимофеос, с запада — Леохар. Еще до того, как они закончили работу, царица умерла. Над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней все сооружение достигает в высоту 140 футов."


Храм бога войны Ареса и святилище Афродиты и Гермеса, располагавшиеся в Галикарнасе рядом с мавзолеем, казались неказистыми постройками на фоне гробницы Мавсола.


Почти два тысячелетия люди любовались и восхищались Галикарнасским мавзолеем. В XIII веке легендарная гробница разрушилась после сильного землетрясения. В XV веке руины мавзолея были разобраны рыцарями-иоаннитами для строительства крепости Святого Петра (Замок Бодрум ).

Галикарнасский мавзолей в наши дни

К величайшему сожалению, теперь от легендарного мавзолея осталась лишь горстка камней.


В наши дни на месте, где когда-то возвышался Галикарнасский мавзолей, находится музей, где можно лишь представить, насколько красивым и величественным было это чудо света. В музее под открытым небом можно осмотреть фрагменты стен и барельефов, а также вообразить, как выглядел мавзолей, изучив представленные здесь макеты.


Часть объектов, которые были найдены в ходе археологических раскопок на территории Галикарнасского мавзолея, хранятся в Британском и в Стамбульском музеях.

Руины и Музей Галикарнасского мавзолея на карте Турции

Сегодня в разных уголках нашей планеты можно обнаружить здания, в облике которых угадываются черты легендарного Мавзолея, что говорит о гениальности античных архитекторов.