Богиня артемида в эфесе. Дом Богини: почему древние считали храм Артемиды чудом света. Где находится храм Артемиды

Храм Артемиды в Эфесе был известен далеко за пределами города по всей территории древней Греции. Он был зачислен в число «Семи чудес света» — список самых прославленных достопримечательностей Древнего Мира. Сегодня остатки знаменитого храма Артемиды находятся в современном городе Турции Сельчуке , недалеко от античного Эфеса (), и посетить его можно, отправившись на .

Артемида почиталась как богиня плодородия, покровительница луны, животных и охоты, позже как покровительница целомудрия и хранительница рожениц. Культ богини Артемиды был очень значим в .

Храм в честь Артемиды строился и перестраивался много раз. Место для храма было выбрано не случайно – в древности на этом месте располагалось святилище карийский богини плодородия. Первоначальные деревянные постройки разрушались от землетрясений, сгорали в пожарах и приходили в ветхость со временем. В середине VI века до н.э. эфесцы решили построить самый большой и самый красивый храм для покровительницы города. Царь Лидии Крез, славившийся своим богатством, сделал крупное пожертвования на строительство храма.

Для того, чтобы храм не был разрушен землетрясениями, архитектор Херсифрон из Кносса решил строить новый храм на болотистом участке рядом с Эфесом. Мягкая почва должна была самортизировать колебания грунта при землетрясениях.

Чтобы защитить храм от проседания в болотистую почву, был вырыт огромный котлован и заполнен многометровой смесью угля и шерсти. Решение было нестандартным, но горожане одобрили проект.

Началось строительство храма. Чтобы доставить колонны к храму, приняли необычное решение: колонны перевозились не на повозках, которые вязли в мягком грунте, а были сами превращены в своеобразные колеса. К стержню в верхней и нижней части колонны пристегивалась упряжка волов, это позволило колоннам послушно катиться на предназначенное им место.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

Известна легенда, по которой каменная балка порога никак не хотела занимать свое место. Архитектор Херсифрон был в отчаянии и готов был покончить с жизнью, но богиня Артемида сама вмешалась в строительство храма и помогла упрямой балке лечь на отведенное ей место.

Однако Херсифрон не успел закончить свое великое творение. При нем было сведено здание храма и установлена колоннада. Строительство храма затянулось на 120 лет. Храм достраивали сперва его сын Метаген, а позже — Пеонит и Деметрий.

При архитекторе Метагене была закончена верхняя часть храма. Но возникла новая трудность – архитрав нужно было положить на верх колонны осторожно, чтобы не повредилась капитель колонны. Проблема была решена опять нестандартным образом – на вершину колонны были положены мешки с песком. На мешки аккуратно укладывали балки, под их тяжестью песок высыпался, и балка постепенно занимала нужное место.

Архитекторы Пеонит и Деметрий закончили строительство храма к 550 году до н.э. Огромный храм Артемиды был длиной 110 метров шириной 55 метров. Два ряда 18-метровых колонн окружали храм. По легенде «127 царей подарили по колонне» прекрасному храму. Крыша была покрыта не черепицей, как это делалось обычно, а мраморными плитами.

Но храм простоял менее 200 лет.

По легенде, в ночь, когда в столице Македонии родился будущий Александр Великий, некий Герострат, желая прославиться в веках, сжег храм Артемиды, в 356 году до н.э. Легенда гласит, что богиня Артемида помогала рождению Александра и не могла защитить храм.

По решению городского совета наказанием для преступника должно было стать его полное забвение, но не смотря на это имя дошло до наших дней, став нарицательным.

Храм сильно пострадал при пожаре, и на его восстановление эфесцы не жалели своих сбережений и украшений. При содействии Александра Македонского началось восстановление храма в еще больших масштабах, и к III веку до н.э. строительство было закончено. Руководил работами архитектор Александр Дейнократ (или Хейрократ, согласно Страбону), который сохранил прежний план храма, возведя его на более высоком основании.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

Пораженный масштабами нового творения, Александр Македонский предложил эфесцам покрыть все текущие и будущие расходы на создание храма с условием, чтобы в посвятительной надписи стояло его имя. Эфесцы отказались, дипломатично ответив: «Негоже богу воздвигать храмы другим богам». Храм в Эфесе так и остался храмом Артемиде.

До нашего времени дошла еще одна легенда. В знак благодарности Александру Македонскому за участие в восстановлении храма после пожара, жители города Эфес заказали художнику Апеллесу портрет полководца. На портрете он был подобно Зевсу изображен с молнией в руке. Картина оказалась настолько совершенной, а оптический эффект, который убеждал смотрящего на картину, что рука с молнией выступает за пределы полотна, настолько впечатлял, что заказчики заплатили художнику целых двадцать пять золотых талантов. Сумма вошла в историю, так как за последующие три столетия такую сумму за одно полотно не удалось получить ни одному художнику.

Храм Артемиды в Эфесе фото. Реконструкция

В украшении храма принимали участие лучшие скульпторы и художники. Храм Артемиды в Эфесе был выполнен из мрамора и известняка. 120 колонн высотой 20 метров обрамляли его. Колонны были сделаны из огромных блоков, скрепленных между собой. Внутри храм Афродиты был украшен скульптурами Праксителя и рельефами Скопаса. Храм был крупнейшим храмом древнего мира. Даже Парфенон в Афинах был намного меньше эфесского чуда света.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

В храме была установлена статуя богини Артемиды. При раскопках храма была обнаружена мраморная многогрудая богиня Артемида, которую можно увидеть в музее Эфеса. Артемида «Полимастос» с тремя рядами грудей (по другой версии – бычьих яичек) являлась символом изобилия.

Артемида Эфесская

До сих пор точно не известно о происхождении этих образований на богине. Наиболее аргументированной представляется гипотеза о том, что «эти образования» — бусы, которые вешались на статую в ритуальных целях. Данная гипотеза подтверждается большим количеством бусинок в форме сосудов, которые были обнаружены при раскопках в Артемисионе Эфеса. При всей загадочности происхождения облика Артемиды ясно только одно, культ богини Артемиды в Эфесе в своей основе восходит к культу восточной Великой матери, существовавшему на этих территориях в древности. Это подтверждает и тот факт, что несмотря на трудности с построением храма именно на болотистой территории, храм не был перенесен на другое более подходящее место. Версия о «многогрудости» Артемиды была описана в основном только христианскими авторами, по одной из версий в целях дискредитации богини, как пережитка язычества, и которая не вписывалась в новую концепцию.

Храм Артемиды в Эфесе был не только местом культа богини плодородия Артемиды, но и деловым и финансовым центром древнего Эфеса. Он был полностью независим от властей Эфеса и управлялся жрецами.

Как и рассчитывал Архитектор Херсифрон, храм Артемиды на болоте простоял еще почти пятьсот лет. В эпоху римлян он стал называться храмом Дианы, императоры дарили ему золотые и серебряные статуи. Богатство и красота храма принесли ему большую славу и поставили в число семи чудес света.

Согласно легендам богиня Артемида не желала расставаться со своим местом обитания. Эфесцы изгнали апостола Павла и тех, кто решил следовать за ним. За это и получили наказание.

В 263 году храм Артемиды был разграблен племенами готов, однако окончательное разрушение храма Артемиды произошло в 400-х годах, когда культ богини Артемиды потерял свое значение. На месте храма была построена церковь, которая также со временем разрушилась.

В Византийский период облицовку из мрамора стали растаскивать для нужд строительства других зданий. После того, как разобрали крышу, единство общей конструкции было нарушено, колонны стали падать и тонуть в болоте. За несколько десятков лет последние следы самого прекрасного и большого храма Ионии потерялись, даже место храма было забыто.

Английский археолог Вуд долгое время искал руины храма и в 1869 году, наконец, нашел. Фундамент святилища Артемиды был открыт только в ХХ веке. Под фундаментом более позднего храма был обнаружены остатки храма, сожженного Геростратом. И имя, которое эфесцы решили забыть, опять вспомнили.

Храм Артемиды в Эфесе. Современное состояние

От одного из чудес света – храма Артемиды – в наше время осталась одна колонна. Высота колонны составляет 14 метров и это ниже оригинальной колонны на 4 метра.

Храм Артемиды в Эфесе. Современное состояние

В 1870 году экспедиция Британского музея производила раскопки в Эфесе, в ходе которых были обнаружены лишь часть фрагментов фриза и более мелкие детали. Сейчас эти экспонаты находятся в археологическом музее Стамбула и Британском музее Лондона.

Храм Артемиды в Эфесе находится в так называемом Артемисионе. Найти его можно, если свернуть на первом повороте из Сельчука на дорогу, ведущую в Кушадасы и к нижнему входу в Эфес.

На осмотр руин храма Артемиды будет достаточно 15 минут, поэтому посетить его можно не торопясь после посещения Эфеса.

Вход на территорию Артемисиона в Сельчуке бесплатный.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе


Если вы хотите получать новые статьи сайта, узнавать о курсах валют, событиях и новостях Мармариса, подпишитесь на RSS или получайте их на электронную почту! А также все новости сайта, все события и погода в Мармарисе теперь в нашей

На эфирном плане существует великое множество Храмов/Обителей Богинь, но можно создать Храм Богини и на физическом плане. Это не должен быть храм в том понимании, в котором мы его себе представляем, он не обязательно должен располагаться в большом здании, он может размещаться в чьём-то доме, квартире или даже в небольшой комнате, он может быть постоянный, а может быть временный — на время проведения церемоний, медитаций и т.д.

Создать такой Храм совсем не сложно, и это должно, конечно, происходить по велению сердца. Такой Храм может стать физическим фокусом эфирного Храма Богини, порталом Божественных Женских энергий на Земле. В таком храме гораздо легче настроиться и стать проводником энергий Богини.

Создание Храма Богини

В первую очередь создаётся алтарь Богини. Это может быть обыкновенная тумбочка или комод, или журнальный столик, покрытый красивой кружевной скатертью или салфеткой, на которую ставится изображение Богини (или изображение Матери Мира, Матери Марии, Археи, Элои … или любой Божественной Сущности, несущей энергии Божественной Женственности, с которой вы имеете связь или на которую у вас откликается сердце). Рядом с изображением / изображениями ставится свеча / свечи, можно ароматические свечи (желательно с ароматом розового масла), пару камешков розового кварца, можно добавить любые другие кристаллы кварца (аметист, цитрин), и букет цветов (желательно живые Розы, но можно и искусственные цветы). Если нет ароматических свеч, можно использовать лампу для распыления аромата розового масла (аромат розового масла и розовый кварц передают энергии Любви). Можно также применить лавандовое масло, которое хорошо очищает энергетику пространства.

Можно украсить комнату по своему усмотрению, где будет проводиться световая работа с энергиями Богини, но главное — создание алтаря, который будет главным фокусом энергий Богини.

Настройка на работу с энергиями Богини

Вначале, для настройки, перед работой с энергиями Богини хорошо провести медитацию чакральное дыхание.

Можно также поставить тихую, красивую, спокойную музыку и настроиться на работу, можно танцевать под музыку, можно встать в круг и взяться за руки, пропевая мантры и призывая Богиню/Богинь, с которой будет проводиться работа, или просто слушать спокойную медитативную музыку, рассматривая изображения Богинь, или посмотреть видео о Богине.

Работа с энергиями Богини

Для усиления эффекта работы с энергиями Богини, желательно провести церемонию посвящения в Жрицы Богини АЙОНЫ.

«Богиня АЙОНА принадлежала Центральной Расе. Она прибыла в Атлантиду и инициировала 12 жриц, передав им священные мистерии Богини для работы, а они, в свою очередь, передавались из поколения в поколение через тайные школы в Египте, Крите, Шумере, Риме, через Катар, Тамплиеров, через Сен-Жермена в 18-м веке, лорда Калиостро, и многие тайные общества. Эта энергия теперь возвращается к женщинам и мужчинам под руководством Плеядианцев, когда Галактическая Волна Любви прибывает на планету во время этого космического цикла. Сестричество Розы объединяет все формы энергии Богини и Бога в высших аспектах Божественной Женственности - энергии, которая была коллективно потеряна на протяжении веков и теперь возвращается и пробуждает наш мир через группы Сестричество Розы по всей планете».

Можно также провести церемонию единения всех групп Сестричества Розы и соединиться с каждой жрицей через звёздные чакры Души, создавая планетарную Сеть Сестричества Розы.

Третье так называемое Чудо Света - это храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе. Эфес был основан греками в Малой Азии 4 тысячи лет назад на побережье Эгейского моря возле острова Самос (территория современной Турции). И это очень важно, так как на острове Самос в семье богатого и знатного ювелира родился великий маг и математик Пифагор. На Самосе прошли его детские и юношеские годы. Строительство храма Артемиды в Эфесе очень сильно переплетено астральными нитями с жизнью Пифагора. В начале VI века до н. э. город-государство Самос был одним из самых цветущих, утопающих в роскоши и праздности городов Средиземноморья. Рейд Самосского порта находился в восьми километрах от лиловых гор изнеженной Малой Азии. Оттуда, из Ионии, нескончаемым потоком плыли золото и драгоценности, богатство и соблазны. Расположенный на берегу изумрудного залива, город Самос ажурным амфитеатром поднимался по горе к небу. На вершине горы сверкали белизной колоннады сказочного дворца. Там царствовал тиран Поликрат. Этот царь лишил островитян всех свобод греческой демократии и придал жизни государства блеск парадов и пиров, искусств и наслаждений. 30 тысяч гетер, вызванных тираном с острова Лесбоса, танцовщицы и комедианты, поэты и музыканты, артисты и певцы из всех стран Древнего Мира заселили соседние дворцы. Счастье Поликрата вошло в поговорки народов мира. Несмотря на то, что царь покровительствовал наукам и искусствам, вначале он не хотел отпускать Пифагора на учебу в Египет. Тогда настойчивый юноша преподнес Поликрату перстень изумительной красоты, созданный его отцом за многие годы. Государь принял дар и написал Пифагору рекомендательное письмо к своему лучшему другу - египетскому фараону Амазису. Жрецы Мемфиса не брали в обучение иностранцев. И только уговоры фараона помогли Пифагору стать учеником посвященных. Здесь уместно отметить, что самым почитаемым божеством на Самосе была богиня Артемида. Изображения Артемиды, или иначе Ачьери, в виде статуй и фресок, очень напоминали изображения «Снежного человека». Желая отблагодарить друга, Поликрат пригласил фараона на очередной праздник. Во время пира Амазис сказал царю, что не следует доверяться такому непрерывному счастью. А в особенности не следует хвалиться им. В ответ на мрачные предостережения фараона Поликрат достал из алмазного ларца свой самый дорогой перстень, сделанный отцом Пифагора. И рек государь: «Покуда перстень этот будет в море, наша богиня счастья - Артемида - не отвернется от меня!» С этими словами Поликрат швырнул драгоценный амулет в залив, в сторону города Эфес. На другой день пирующим друзьям подали к столу только что пойманную рыбу. Когда царь разрезал ее, то из рыбы выпал перстень тирана. Фараон, увидев это, побледнел, встал и объявил, что отныне он разрывает дружбу с Поликратом...

Смерть тирана была ужасной: один из его сатрапов заманил царя в соседнюю провинцию в Малой Азии, где тот и погиб в медленных мучениях. Затем труп Поликрата распяли на кресте восставшие самоссцы и водрузили на вершину горы, с которой он бросил свой перстень. В разрывах осенних туч жители острова наблюдали со всех сторон, как высоко в поднебесье морские птицы расклевывали останки некогда грозного царя.

Кончина его друга фараона была не менее трагичной. Солдаты Камбиза, штурмовавшие столицу Египта, прикрепили к своим нагрудным доспехам живых кошек. Для египтян кошка являлась священным животным. Из-за боязни убить кошку, египетские солдаты не стреляли в захватчиков и сдавались в плен. Ворвавшись в царский дворец, персидские воины схватили фараона и обезглавили его.

Но вернемся к нашему чуду - эфесскому храму Артемиды. В 579 году до н. э. царь Поликрат посетил провинциальный городок. Тиран хотел обогатиться за счет граждан Эфеса. И он был несказанно удивлен и озадачен относительной бедностью провинциалов. Удрученный правитель прошелся по школам и гимназиям, государственным учреждениям Эфеса. И увидел, что греческие дети учатся в школах с 7 до 18 лет за большую денежную плату. Детей бьют учителя и родители за малейшую провинность розгами и плетьми. Ни вузов, ни академий, ни театров, ни филармоний в то время в Эфесе не было. Тогда царь пошел на хитрость…

Поликрат собрал горожан на центральной площади - Форуме - и объявил, что среди детей, живущих в Эфесе, есть его ребенок и через двадцать лет это дите унаследует царский дворец Самоса! Поздравив эфесcцев с честью воспитать царского наследника, Поликрат уехал, так и не назвав имени ребенка.

После отбытия тирана все горожане боялись бить детей. Они подозревали в каждом ребенке царскую кровь, поэтому детей больше не оскорбляли и не унижали. Наоборот, подростков учили и воспитывали так, будто все они будут в скором времени царями.

В Эфесе строили музыкальные училища, музеи, обсерватории, консерватории, театры и библиотеки. Через двадцать лет нравы горожан трансформировались из дичайшего невежества в высоконравственную духовность. Поликрат так и не приехал за своей данью в Эфес - тирана распяли на горе Микальской восставшие самосцы. В Эфесе уже и забыли об обещанном визите государя, так как все дети уже выросли, стали большими учеными и деятелями искусств. Дети воспитывали уже своих детей, воспитывали так, как растили и лелеяли их - в любви и ласке. Поэтому город Эфес стал самым богатым и образованным городом Средиземноморья. Нескончаемым потоком в Эфесский порт потекли со всех концов мира золото и драгоценности, богатство и соблазны. Но ущербные желания и распущенность долго не могли поселиться в городе.

В честь внезапного возрождения Эфеса в 550 году до н. э. горожане решили построить красивейший храм богине Артемиде. Благочестивые старейшины Эфеса посетили многие города, осмотрели разные храмы и постановили воздвигнуть такой, чтобы он затмил своей красотой все, что они увидели. Так появилось третье чудо света - храм Артемиды Эфесской.

Строительство самого прекрасного и величественного храма жители Эфеса доверили молодому, но уже известному архитектору Херсифрону из Кносса. Город Кносс, родина строителя, располагался на острове Крит и был столицей древнего царства и славился своими дворцами и храмами. Здесь располагался знаменитый дворец Лабиринт, который описан в древнегреческих мифах и где обитал кровожадный Минотавр.

Архитектор выбрал странное место для храма - заболоченный пустырь возле знаменитой эфесской гавани. В Эфесе были часты землетрясения, и зодчий решил предохранить от них свое будущее творение. Он хотел, чтобы основание под будущим храмом смягчало подземные толчки. В болоте выкопали большой котлован, а затем заполнили его смесью древесного угля и шерсти. На эту основу стали укладывать фундамент.

Храм Артемиды - вершина греческой классической архитектуры. Это величайшее изобретение гениального архитектора - воплощение божественных, космических законов в гармонии геометрических форм и пропорций. Херсифрон Кносский, как истинный посвященный, оценил красоту местного ландшафта и сумел гармонично вписать свой шедевр в творение природы, не нарушая ее великолепия, а придавая ей божественную завершенность.

Колонны - основной элемент храма. Однако зодчий спроектировал не один ряд колонн, обступающих сооружение, как это было принято у греков, а два ряда. Это придавало храму объем, легкость и воздушность. Всего строение окружало 127 колонн высотой 18 метров. Ширина храма составляла 51 метр, а длина - 105. Потолки и перекрытия были изготовлены из кедра, высокие ворота из кипариса, богато украшенные золотом и драгоценными камнями вели в целлу. Весь храм Артемиды, по замыслу посвященного архитектора, олицетворял порядок, гармонию, соразмерность отдельных частей и целого здания. Построение этого Чуда Света соответствовало основным принципам Золотого Сечения. Высший закон жизни для древнегреческих мудрецов ассоциировался с красотой и гармонией. А высший образец для гармонии - человеческое тело. С его пропорциями посвященные соотносили все архитектурные шедевры. Не даром древнегреческие посвященные утворждали: «Из ничего Бог создал всё, а из всего - Человека!»

Десятки лет продолжалось возведение храма. И вот наступил долгожданный день. Изумленные горожане и многочисленные гости Эфеса увидели как легкие, грациозные беломраморные колонны взлетели к небу, а там, в голубой высоте, едва касаясь их, словно парила крыша.

Но, к несчастью, недолго это уникальное творение радовало и восхищало души людей. Примерно через сто лет, в 356 году до н. э. этот храм сжег честолюбивец по имени Герострат. Он очень хотел обессмертить свое имя в веках, но был не в состоянии создать что-либо бессмертное. Тогда он решил прославиться как разрушитель. Отсюда и пошло крылатое выражение «Слава Герострата». Поступок Герострата заставил содрогнуться весь тогдашний мир. Правители всех греческих государств постановили: имя Герострата забыть навсегда. Однако оно все-таки вошло в историю.

Великое Чудо Света превратилось в руины. Но под развалинами колонн и превратившимися в груду пепла мраморными статуями, между расплавившимися золотыми сосудами и обрушившимися стенами жители Эфеса обнаружили практически не пострадавшую статую Артемиды. Это чудо, решили люди. Они расценили это как повеление богов воздвигнуть новый храм, великолепнее прежнего. По всей Греции принялись собирать средства на строительство нового храма. Старые и молодые, богатые и бедные жертвовали что могли: деньги, украшения и другие ценности. Вскоре началось строительство.

Восстанавливать храм взялся эфесский архитектор Хирократ. Он приказал расчистить завалы и на месте старого фундамента возвести новый храм. Фундамент был выложен мраморными блоками. Основание храма теперь имело еще большие размеры 65х125 метров. В остальном он не отличался от прежнего храма: здесь также было 127 колонн. 36 из них украшали рельефы, превышавшие своими размерами человеческий рост; сюжеты изображали подвиги героев и греческих богов. Было и еще одно отличие: чтобы какому-нибудь чеслолюбивому безумцу опять не взбрело в голову поджечь храм, его потолки на этот раз изготовили не из дерева, а из камня.

В 334 году до н.э. в Эфес вступил Александр Македонский. Великий полководец вошел в город как триумфатор после блестящего похода по Малой Азии. Посетив строящийся храм Артемиды, он выразил готовность помочь, и прежде всего деньгами. Предания говорят, что Александр хотел, чтобы за это жители написали на стене храма о его заслугах. Это привело эфесцев в полное замешательство. С одной стороны, они не хотели обижать отказом могущественного царя, с другой стороны, он был для них варваром (пришельцем). Не желая принимать от варвара помощи, они прибегли к хитрости, заявив, что Александр Великий сам является богом, а бог не вправе строить храм для другой богини. Александр был польщен. Ему ничего не оставалось, как смириться.

Украсить новый храм пожелали знаменитые скульпторы и художники. Великий скульптор Пракситель Афинский, сделал рельефы для алтаря, стоявшего в ограде храма. Украшения для фризов колонн вырезал прославленный Скопас, который украшал и другое чудо света - Галикарнасский мавзолей.

Скоро храм Артемиды превратился в настоящий музей и одновременно сокровищницу: лучшие мастера дарили ему свои скульптуры, а богатейшие люди оставляли на хранение сокровища. Постепенно храм стал не только религиозным центром: здесь заключали разного рода сделки, продавали и покупали товары, и, по сути, храм являлся крупнейшим банком города. Если человеку нужны были деньги, он шел к священнику, который исполнял роль директора банка, и ссуживал деньги под проценты, причем немалые.

Новый храм просуществовал три столетия, являясь центром религиозной, духовной и экономической жизни, пока в 262 году н.э. не был разграблен и частично разрушен готами во время их нашествия. В 380 году н.э. храм полностью утратил свое прежнее значение: римский император Феодосий объявил христианство государственной религией и приказал закрыть языческие храмы. Из храма Артемиды расстаскивалось все, что попадалось под руку: христианам требовались стройматериалы для новых церквей, а сельджукам или арабам, в очередной раз захватившим город, - каменные блоки для возведения домов. Прекрасный храм превратился, по сути, в источник бесплатных строительных материалов. Так прекратило свое существование известное на весь мир Чудо света. Светоносный Храм, посвященный богине-матери Артемиде, остался лишь на картине безымянного древнегреческого художника.

ХРАМ БОГИНИ АРТЕМИДЫ

Третье так называемое Чудо Света - это храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе. Эфес был основан греками в Малой Азии 4 тысячи лет назад на побережье Эгейского моря возле острова Самос (территория современной Турции). И это очень важно, так как на острове Самос в семье богатого и знатного ювелира родился великий маг и математик Пифагор. На Самосе прошли его детские и юношеские годы. Строительство храма Артемиды в Эфесе очень сильно переплетено астральными нитями с жизнью Пифагора. В начале VI века до н. э. город-государство Самос был одним из самых цветущих, утопающих в роскоши и праздности городов Средиземноморья. Рейд Самосского порта находился в восьми километрах от лиловых гор изнеженной Малой Азии. Оттуда, из Ионии, нескончаемым потоком плыли золото и драгоценности, богатство и соблазны. Расположенный на берегу изумрудного залива, город Самос ажурным амфитеатром поднимался по горе к небу. На вершине горы сверкали белизной колоннады сказочного дворца. Там царствовал тиран Поликрат. Этот царь лишил островитян всех свобод греческой демократии и придал жизни государства блеск парадов и пиров, искусств и наслаждений. 30 тысяч гетер, вызванных тираном с острова Лесбоса, танцовщицы и комедианты, поэты и музыканты, артисты и певцы из всех стран Древнего Мира заселили соседние дворцы. Счастье Поликрата вошло в поговорки народов мира. Несмотря на то, что царь покровительствовал наукам и искусствам, вначале он не хотел отпускать Пифагора на учебу в Египет. Тогда настойчивый юноша преподнес Поликрату перстень изумительной красоты, созданный его отцом за многие годы. Государь принял дар и написал Пифагору рекомендательное письмо к своему лучшему другу - египетскому фараону Амазису. Жрецы Мемфиса не брали в обучение иностранцев. И только уговоры фараона помогли Пифагору стать учеником посвященных. Здесь уместно отметить, что самым почитаемым божеством на Самосе была богиня Артемида. Изображения Артемиды, или иначе Ачьери, в виде статуй и фресок, очень напоминали изображения «Снежного человека». Желая отблагодарить друга, Поликрат пригласил фараона на очередной праздник. Во время пира Амазис сказал царю, что не следует доверяться такому непрерывному счастью. А в особенности не следует хвалиться им. В ответ на мрачные предостережения фараона Поликрат достал из алмазного ларца свой самый дорогой перстень, сделанный отцом Пифагора. И рек государь: «Покуда перстень этот будет в море, наша богиня счастья - Артемида - не отвернется от меня!» С этими словами Поликрат швырнул драгоценный амулет в залив, в сторону города Эфес. На другой день пирующим друзьям подали к столу только что пойманную рыбу. Когда царь разрезал ее, то из рыбы выпал перстень тирана. Фараон, увидев это, побледнел, встал и объявил, что отныне он разрывает дружбу с Поликратом…

Смерть тирана была ужасной: один из его сатрапов заманил царя в соседнюю провинцию в Малой Азии, где тот и погиб в медленных мучениях. Затем труп Поликрата распяли на кресте восставшие самоссцы и водрузили на вершину горы, с которой он бросил свой перстень. В разрывах осенних туч жители острова наблюдали со всех сторон, как высоко в поднебесье морские птицы расклевывали останки некогда грозного царя.

Кончина его друга фараона была не менее трагичной. Солдаты Камбиза, штурмовавшие столицу Египта, прикрепили к своим нагрудным доспехам живых кошек. Для египтян кошка являлась священным животным. Из-за боязни убить кошку, египетские солдаты не стреляли в захватчиков и сдавались в плен. Ворвавшись в царский дворец, персидские воины схватили фараона и обезглавили его.

Но вернемся к нашему чуду - эфесскому храму Артемиды. В 579 году до н. э. царь Поликрат посетил провинциальный городок. Тиран хотел обогатиться за счет граждан Эфеса. И он был несказанно удивлен и озадачен относительной бедностью провинциалов. Удрученный правитель прошелся по школам и гимназиям, государственным учреждениям Эфеса. И увидел, что греческие дети учатся в школах с 7 до 18 лет за большую денежную плату. Детей бьют учителя и родители за малейшую провинность розгами и плетьми. Ни вузов, ни академий, ни театров, ни филармоний в то время в Эфесе не было. Тогда царь пошел на хитрость…

Поликрат собрал горожан на центральной площади - Форуме - и объявил, что среди детей, живущих в Эфесе, есть его ребенок и через двадцать лет это дите унаследует царский дворец Самоса! Поздравив эфесcцев с честью воспитать царского наследника, Поликрат уехал, так и не назвав имени ребенка.

После отбытия тирана все горожане боялись бить детей. Они подозревали в каждом ребенке царскую кровь, поэтому детей больше не оскорбляли и не унижали. Наоборот, подростков учили и воспитывали так, будто все они будут в скором времени царями.

В Эфесе строили музыкальные училища, музеи, обсерватории, консерватории, театры и библиотеки. Через двадцать лет нравы горожан трансформировались из дичайшего невежества в высоконравственную духовность. Поликрат так и не приехал за своей данью в Эфес - тирана распяли на горе Микальской восставшие самосцы. В Эфесе уже и забыли об обещанном визите государя, так как все дети уже выросли, стали большими учеными и деятелями искусств. Дети воспитывали уже своих детей, воспитывали так, как растили и лелеяли их - в любви и ласке. Поэтому город Эфес стал самым богатым и образованным городом Средиземноморья. Нескончаемым потоком в Эфесский порт потекли со всех концов мира золото и драгоценности, богатство и соблазны. Но ущербные желания и распущенность долго не могли поселиться в городе.

В честь внезапного возрождения Эфеса в 550 году до н. э. горожане решили построить красивейший храм богине Артемиде. Благочестивые старейшины Эфеса посетили многие города, осмотрели разные храмы и постановили воздвигнуть такой, чтобы он затмил своей красотой все, что они увидели. Так появилось третье чудо света - храм Артемиды Эфесской.

Строительство самого прекрасного и величественного храма жители Эфеса доверили молодому, но уже известному архитектору Херсифрону из Кносса. Город Кносс, родина строителя, располагался на острове Крит и был столицей древнего царства и славился своими дворцами и храмами. Здесь располагался знаменитый дворец Лабиринт, который описан в древнегреческих мифах и где обитал кровожадный Минотавр.

Архитектор выбрал странное место для храма - заболоченный пустырь возле знаменитой эфесской гавани. В Эфесе были часты землетрясения, и зодчий решил предохранить от них свое будущее творение. Он хотел, чтобы основание под будущим храмом смягчало подземные толчки. В болоте выкопали большой котлован, а затем заполнили его смесью древесного угля и шерсти. На эту основу стали укладывать фундамент.

Храм Артемиды - вершина греческой классической архитектуры. Это величайшее изобретение гениального архитектора - воплощение божественных, космических законов в гармонии геометрических форм и пропорций. Херсифрон Кносский, как истинный посвященный, оценил красоту местного ландшафта и сумел гармонично вписать свой шедевр в творение природы, не нарушая ее великолепия, а придавая ей божественную завершенность.

Колонны - основной элемент храма. Однако зодчий спроектировал не один ряд колонн, обступающих сооружение, как это было принято у греков, а два ряда. Это придавало храму объем, легкость и воздушность. Всего строение окружало 127 колонн высотой 18 метров. Ширина храма составляла 51 метр, а длина - 105. Потолки и перекрытия были изготовлены из кедра, высокие ворота из кипариса, богато украшенные золотом и драгоценными камнями вели в целлу. Весь храм Артемиды, по замыслу посвященного архитектора, олицетворял порядок, гармонию, соразмерность отдельных частей и целого здания. Построение этого Чуда Света соответствовало основным принципам Золотого Сечения. Высший закон жизни для древнегреческих мудрецов ассоциировался с красотой и гармонией. А высший образец для гармонии - человеческое тело. С его пропорциями посвященные соотносили все архитектурные шедевры. Не даром древнегреческие посвященные утворждали: «Из ничего Бог создал всё, а из всего - Человека!»

Десятки лет продолжалось возведение храма. И вот наступил долгожданный день. Изумленные горожане и многочисленные гости Эфеса увидели как легкие, грациозные беломраморные колонны взлетели к небу, а там, в голубой высоте, едва касаясь их, словно парила крыша.

Но, к несчастью, недолго это уникальное творение радовало и восхищало души людей. Примерно через сто лет, в 356 году до н. э. этот храм сжег честолюбивец по имени Герострат. Он очень хотел обессмертить свое имя в веках, но был не в состоянии создать что-либо бессмертное. Тогда он решил прославиться как разрушитель. Отсюда и пошло крылатое выражение «Слава Герострата». Поступок Герострата заставил содрогнуться весь тогдашний мир. Правители всех греческих государств постановили: имя Герострата забыть навсегда. Однако оно все-таки вошло в историю.

Великое Чудо Света превратилось в руины. Но под развалинами колонн и превратившимися в груду пепла мраморными статуями, между расплавившимися золотыми сосудами и обрушившимися стенами жители Эфеса обнаружили практически не пострадавшую статую Артемиды. Это чудо, решили люди. Они расценили это как повеление богов воздвигнуть новый храм, великолепнее прежнего. По всей Греции принялись собирать средства на строительство нового храма. Старые и молодые, богатые и бедные жертвовали что могли: деньги, украшения и другие ценности. Вскоре началось строительство.

Восстанавливать храм взялся эфесский архитектор Хирократ. Он приказал расчистить завалы и на месте старого фундамента возвести новый храм. Фундамент был выложен мраморными блоками. Основание храма теперь имело еще большие размеры 65х125 метров. В остальном он не отличался от прежнего храма: здесь также было 127 колонн. 36 из них украшали рельефы, превышавшие своими размерами человеческий рост; сюжеты изображали подвиги героев и греческих богов. Было и еще одно отличие: чтобы какому-нибудь чеслолюбивому безумцу опять не взбрело в голову поджечь храм, его потолки на этот раз изготовили не из дерева, а из камня.

В 334 году до н. э. в Эфес вступил Александр Македонский. Великий полководец вошел в город как триумфатор после блестящего похода по Малой Азии. Посетив строящийся храм Артемиды, он выразил готовность помочь, и прежде всего деньгами. Предания говорят, что Александр хотел, чтобы за это жители написали на стене храма о его заслугах. Это привело эфесцев в полное замешательство. С одной стороны, они не хотели обижать отказом могущественного царя, с другой стороны, он был для них варваром (пришельцем). Не желая принимать от варвара помощи, они прибегли к хитрости, заявив, что Александр Великий сам является богом, а бог не вправе строить храм для другой богини. Александр был польщен. Ему ничего не оставалось, как смириться.

Украсить новый храм пожелали знаменитые скульпторы и художники. Великий скульптор Пракситель Афинский, сделал рельефы для алтаря, стоявшего в ограде храма. Украшения для фризов колонн вырезал прославленный Скопас, который украшал и другое чудо света - Галикарнасский мавзолей.

Скоро храм Артемиды превратился в настоящий музей и одновременно сокровищницу: лучшие мастера дарили ему свои скульптуры, а богатейшие люди оставляли на хранение сокровища. Постепенно храм стал не только религиозным центром: здесь заключали разного рода сделки, продавали и покупали товары, и, по сути, храм являлся крупнейшим банком города. Если человеку нужны были деньги, он шел к священнику, который исполнял роль директора банка, и ссуживал деньги под проценты, причем немалые.

Новый храм просуществовал три столетия, являясь центром религиозной, духовной и экономической жизни, пока в 262 году н. э. не был разграблен и частично разрушен готами во время их нашествия. В 380 году н. э. храм полностью утратил свое прежнее значение: римский император Феодосий объявил христианство государственной религией и приказал закрыть языческие храмы. Из храма Артемиды расстаскивалось все, что попадалось под руку: христианам требовались стройматериалы для новых церквей, а сельджукам или арабам, в очередной раз захватившим город, - каменные блоки для возведения домов. Прекрасный храм превратился, по сути, в источник бесплатных строительных материалов. Так прекратило свое существование известное на весь мир Чудо света. Светоносный Храм, посвященный богине-матери Артемиде, остался лишь на картине безымянного древнегреческого художника.

Из книги Юная волшебница, или Магия для тинейджеров автора Равенвольф Сильвер

Кубок богини Колдуньи изготовляют "денежные кубки" всевозможных форм и размеров.Фаза Луны: от новолуния до полнолунияДень: четверг или воскресеньеПланеты: Солнце или ЮпитерПринадлежности: коробка с модельной глиной для лепки (терракота или любая другая необожженная

Из книги Книга духов стоящих камней автора Каннингем Скотт

Песня Богини (в основу положена молитва Морган)Я Великая Мать, почитаемая всеми тварями и существующая прежде их сознания. Я первородная сила, безграничная и вечная.Я девственная Богиня Луны, Повелительница всей магии. Ветра и шелестящая листва поют мое имя. По­лумесяц

Из книги Тантрическая любовь автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Мистерии и магия Севера автора Автор неизвестен

Из книги Северная магия: мистеpии геpманских наpодов автора Торссон Эдред

Прочие богини Далее я кратко опишу нескольких менее известных богинь северной мифологии, представляющих, с моей точки зрения, особый интерес.НехелленияНехелления - голландская богиня, покровительница растений, собак и моря. Не исключено, что это милостивая ипостась

Из книги Агхора. По левую руку Бога автора Свобода Роберт Е.

5. Боги и богини Боги и богини Севера - это не мертвые формы. До тех пор пока их народ, их потомки будут жить в Мидгарде, - будут существовать и они. Боги не мертвы, они только забыты большинством людей. Они ждут того часа, когда воспоминания проснутся в душе и сердце их

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Видение богини Есть еще одна причина, по которой необходимо стать перед Ма ребенком. Дети любят своих матерей, какими бы злыми или некрасивыми они ни были. Просто рассуждать о форме Ма - это одно, но увидеть Ее в действительности, с сочащейся кровью и с клыками, готовую

Из книги Магия Афродиты. Сила и красота женской сексуальности автора Мередит Джейн

Чудо обретенных икон 2-й Красносельский переулок, № 3, храм Алексея, человека Божия, 2-й Красносельский переулок, № 7, храм Всех Святых, что на Красном селе Образ твой мучительный и зыбкий Я не мог в тумане осязать. «Господи!» – сказал я по ошибке, Сам того не думая

Из книги Энциклопедия колдовства и ворожбы автора Изон Касандра

Из книги Волшебство на каждый день от А до Я. Подробный и вдохновляющий путеводитель по миру природной магии автора Блейк Дебора

Глава 4. Боги и богини Механизм магии Магия - часть того, что Т. С. Элиот в «Четырех квартетах» назвал «неподвижной точкой на вращающейся земле», это что-то вне времени, и оно позволяет материлизовываться нашим мыслям.Она работает по принципу «Как вверху, так и внизу». Эта

Из книги Безопасное общение [Магические практики для защиты от энергетических атак] автора Пензак Кристофер

Другие боги и богини Существует множество различных культур, и в каждой из них есть свои боги и богини, так что вы можете выбрать различные фигуры для фокусов в различных обрядах. В этой главе я представлю их список, но не стану давать подробных описаний, так как важно,

Из книги автора

Матери-богини Матери-богини покровительствуют плодовитости, изобилию, усиливают женскую энергию и призываются во всех ритуалах для женщин.АстартаАстарта - верховное женское божество финикийцев, богиня любви и плодовитости, ассоциирующаяся с Луной и всей

Из книги автора

Триединые богини Триединые богини - представители лунной магии и в течение жизненного цикла переходят из одной стадии в другую.БригитаБригита - кельтская триединая богиня, покровительница кузнецов, поэтов и целителей. Ее дольше всех почитают в Ирландии, постепенно она

Из книги автора

Мудрые женщины-богини Эти богини участвуют в ритуалах, связанных с переходом из одного состояния в другое, с заверениями, которые знаменуют начало нового цикла и принятием неизбежного.КейлликКейллик, что значит «Белая дама», - кельтское название для нескольких

Из книги автора

«Наказ Богини» Нет, это не список покупок, который Богиня берет с собой, отправляясь по магазинам. И это не слова, которые она говорит своим войскам, перед тем как повести их в бой (хотя я вполне могу себе такое представить…)«Наказ Богини» – это, вероятно, единственное

Из книги автора

Плащ богини В трудные времена вы можете попросить богиню-защитницу хранить вас. Я чувствую энергию и силу богини как окутывающий меня защитный плащ. Иногда мне кажется, что в нем я становлюсь невидимым для всех враждебных сил. Кроме того, плащ способен нейтрализовать